Реклама на ЦДИ
 24.04.2024

Бизнес / Услуги  | весь раздел

Наружно-рекламный сумбур по-псковски

30.10.2014 08:37 ЦДИ, Псков

Реклама уже давно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она заманчиво пестрит на телеэкранах, зазывно декламирует через радиоприемники, подмигивает на сайтах, заглядывает в наши почтовые ящики и оповещает сигналом СМС об очередном очень выгодном предложении. От нее не укрыться ни дома, ни на улице, где на каждом шагу можно встретить не банер, так растяжку, не растяжку, так штендер. А уж сколько в городе разнообразных рекламных листовок, наклеенных на остановках, дверях подъездов, фонарных столбах и даже деревьях, которые тоже становятся рекламными носителями. 

Однако, как ни крути, а назойливость рекламы - ее главный конек. И как же реклама будет работать, если она не на виду? Однако, думается, что пусть тонкая, но все же грань между информированием и хаосом должна быть соблюдена. Иначе наш город вполне может превратиться в областной центр пестрой безвкусицы. 

Допустим, взгляды на художественное исполнение местечковой рекламы - это чистой воды вкусовщина. Кого-то раздражает, а кому-то - нравится. Другое дело, вопрос ее уместности на конкретной площадке города, а главное, законность ее существования. Да-да, существует говорящий сам за себя федеральной закон «О рекламе», который требует регламентировать любые формы рекламы, в том числе и наружные.

Более того, недавние поправки обязуют муниципалитеты разработать схемы размещения рекламных конструкций. Закон неумолим - стоит конструкция по закону - ее владелец должен платить налоги в бюджет, установлена нелегально - под снос. Так быть должно, но по факту в Пскове такой схемы до сих пор не существует, а кто кому и как платит, да и платит ли вообще - тот еще детектив.

Попытка не пытка

Справедливости ради надо сказать - активная работа по легализации рынка наружной рекламы в Пскове неоднократно проводилась, да и началась далеко не вчера. Кроме того, в свое время нормативные акты, регламентирующие установку рекламных конструкций, в городе существовали. Согласно им выдавалась разрешительная документация, а те, кто умудрялся самовольно устанавливать банеры или иные рекламные носители без разрешения властей, на личном опыте узнавал, что значит слово демонтаж.

Однако впоследствии нормативно-правовая база была упразднена, а многие разрешения утратили силу. В итоге большинство рекламных конструкций существуют ныне в городе на весьма сомнительных правах.

Проблема их размещения в Пскове не один раз становилась предметом обсуждений. Псковские предприниматели, например, жаловались, что в ГИБДД необоснованно отклоняют их заявки. Однако и органы внутренних дел можно понять. У них нет четкой разнарядки, как такие заявки утверждать, есть только понимание необходимости соблюдения всех ГОСТов, хотя как это сделать на практике, похоже, никто никому не объяснил. Вот и получается, что проще ответить отказом, чем разбираться во всех хитросплетениях текущей ситуации.

Жаловался бизнес и на неравноправные условия рекламщиков. Получается, что сегодня владельцы незаконно установленных конструкций поставлены в более выгодные условия, чем те, которые получили разрешение на установку рекламы и платят в казну города налоги. Да, таких немного, но они все-таки есть.

Особо примечательным стал образцово-показательный рейд городских властей с целью выявления нарушений на рынке наружной рекламы. Комитет по управлению муниципальным имуществом с октября 2012 года по апрель 2013 года обследовал основные улицы Пскова и мониторил ситуацию с размещением рекламных конструкций.

Итоги проверки - подавляющее большинство рекламных конструкций в городе установлены незаконно. Исключением стала только улица Ротная, где все рекламные конструкции установлены с соблюдением всех правил. В результате мониторинга в частности установлено, что на фасадах, крышах и других конструктивных элементах зданий и сооружений на Рижском проспекте размещено 617 конструкций (включая вывески, указатели и рекламные конструкции), и лишь 19 из них установлены законно. На ул. Пушкина, Кузнецкой, Западной, Алтаева, Гоголя, Народной, Ленина, Стахановской, Петровской, 23 июля - нет вообще ни одной законной рекламы. Впечатляет, ничего не скажешь.

Прошел год, а конструкции стоят. Власти разных уровней не только не осуждают больше не вполне легальные конструкции, но и не чураются размещать на них свои агитационные материалы и соцрекламу. Ну где-то же надо…

На птичьих правах

Что думают по этому поводу контролирующие органы? Если коротко, то ничего хорошего.  Так руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец уверена, что псковский рынок наружной рекламы сегодня находится в подвешенном состоянии, а ситуацию с рекламными конструкциями никак нельзя назвать приемлемой.

«Еще года три назад было очень много по этому поводу дебатов. Ян Лузин, когда возглавлял администрацию Пскова, начал действовать по закону и сносить конструкции, которые не имели разрешения. Это, действительно, обязанности власти, но сейчас этого не происходит. По большому счету, половина рынка наружной рекламы на сегодняшний день  стоят без разрешительной документации. Она, конечно, когда-то была получена, но после вступления изменений в закон «О рекламе», в статью 19-ю, у многих утратила силу, а эти изменения обязывают выставлять рекламные места на торги, как только срок действия разрешения заканчивается», - уточнила она.  

Ольга Милонаец подчеркнула, что, возможно, предприниматели были бы и рады поучаствовать в торгах, но они не проводятся. За последние пять лет они состоялись всего два или три раза, и речь шла о мизерном количестве рекламных мест города.  

«Сейчас многие баннеры существуют в принципе на птичьих правах. Некоторые их владельцы в силу своей обязательности все равно платят налог, хотя могли бы его не платить. Не исключено, что есть те, кто не платит, они, в общем-то, нигде не зафиксированы. И это не вина бизнеса, что город не проводит торги. Одно время предприниматели даже инициировали, писали, просили провести торги, проводились круглые столы, рабочие встречи при городской администрации, но сейчас наступил период какого-то странного затишья. По идее, город не получает арендную плату, не понятно, почему власти это устраивает», - добавила она.  

По ее мнению, текущее положение дел может негативно сказаться на работе псковских рекламных агентств, поскольку некоторые крупные рекламодатели могут отказаться от билбордов без разрешительной документации. Где гарантия, что завтра его не демонтируют, а рекламная компания не сорвется? В качестве примера, Ольга Милонаец привела скандальный случай с рекламой, размещенной на доме на ул. Коммунальной, 42.

Также чиновник отметила, что в Пскове отсутствует и всегда отсутствовал нормативно-правовой акт, который позволял бы размещать какие-то временные рекламные конструкции. Когда в город приезжает на три дня, например, цирк, то для него размещение на статичных баннерах - это слишком дорого и нецелесообразно, а другой альтернативы у нас они не видят. Вот и появляются листовки на столбах, на заборах, на остановках, на всем чем угодно.

Тот же передвижной цирк, приезжая, скажем, в Краснодар, идет в органы местной власти, платит 5 000 руб. и получает разрешение на временное распространение рекламных плакатов и афиш в строго определенных местах. У нас же в городе такая система просто не выстроена.

«Все штендеры у нас тоже вне закона, потому что у нас нет никакого порядка, который бы позволил установить их легально. Можно было бы все это заключить в правовое поле, собирать хотя бы по 1000 рублей. Я уверена, у нас много добросовестных предпринимателей, которые оплачивали бы этот взнос, а так получается, что город добровольно отказывается от дополнительных поступлений в бюджет. Кроме того, эти конструкции мешают передвигаться гражданам по тротуару, мешают дворникам, которые убирают эти тротуары. Но сказать «Нельзя!» - это проще всего, власть должна сказать, как можно. Если бизнесу объяснить, как можно, они и оплату будут вносить, и устанавливать правильно!», - уверена Ольга Милонаец.

Неоднозначные последствия

По мнению регионального бизнес-омбудсмена Петра Слепченко, который, напомним, сам когда-то возглавлял администрацию Пскова, в городе рынок рекламных конструкций, пусть даже не все они легально размещены, уже сложился. Острой конкурентной борьбы и острых проблем сейчас не наблюдается, хотя раньше они периодически возникали. Жалоб на отсутствие схемы размещения рекламных объектов в адрес уполномоченного не поступало. Как впрочем, и упреждающих жалоб по поводу ее введения. Возможно, работает старинный русский принцип - пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

В то же время сам обмудсмен считает, что появление схемы может неоднозначно подействовать на рекламный рынок. «Отсутствие схемы - это, скорее, проблема для власти, нежели чем для предпринимателей. Для последних это палка о двух концах. Если мы говорим о тех предпринимателях, которые уже занимаются рекламным бизнесом в Пскове, то для них утверждение схемы приведет во многих случаях либо к потере места для размещения, либо к дополнительным затратам. Тут будет так же, как со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Участниками открытого конкурса могут стать как те, кто уже владеет местом, так и те, кто захотят на этот рынок прийти», - пояснил он.

Итак, плюс для бизнеса - их конструкции будут легальными. Минус - их можно и потерять. Существует даже такой не совсем законный негласный бизнес, который в народе прозвали «цыганским»: на торги приходят участники, заведомо рассчитывающие не на победу в конкурсе, а на «откупные». Хочешь сохранить за собой место - заплати откат. Думается, городским властям еще есть над чем подумать в направлении профилактики такого полукриминального предпринимательства.

 

Вот так выглядит схема размещения рекламных конструкций на сайте Псковского КУМИ. 
Вернее, ее отсутствие. Место на сайте выделено, обозначения придуманы, 
вот только карты - нет.

Ну так где же?

Федеральный закон «О рекламе», к слову, обязал муниципалитеты разработать схему размещения рекламных объектов к началу текущего года. На всякий случай уточним, что год стремительно подходит к концу. Почему же в Пскове схемы до сих пор нет?

Среди объективных причин - отсутствие в нашем регионе уполномоченного областного органа исполнительный власти, с которым муниципалитет должен был схему согласовать, а раз не было ответственного звена со стороны субъекта РФ, не было и четких утвержденных техрегламентов, с учетом которых схема должна была быть разработана. Эту обязанность федеральный закон также возложил на областные структуры власти.

В Псковской области случае бремя согласования выпало на долю комитета по экономическому развитию. Комитет обязан изучить схему и в свою очередь согласовать его с дорожным комитетом, с комитетом по охране объектов культурного наследия и с комитетом по имущественным отношениям. Всего на согласование закон выделяет 30 дней. Однако, если есть замечания и предложения, проект отправляется на доработку.

Как пояснил начальник отдела пространственного развития при госкомитете по экономическому развитию Борис Хохлов, определенную задержку вызвали и чисто формальные процедуры. Вначале вышло постановление определить уполномоченным органом госкомитет по экономическому развитию и инвестиционной политике, затем необходимо было внести изменение в Положение комитета, потом разработать постановление о порядке утверждения схемы и выпустить приказ о составе и формате документов.

Наглядный пример

Недавно областной госкомитет по экономическому развитию согласовал схему размещения рекламных конструкций Великих Лук. Великолучане «наседали» на чиновников с начала года и терпеливо ждали, пока бюрократическая машина «выкует» постановление, внесение в Положение госкомитета новых полномочий и соответствующие приказы.

Как нам рассказали в комитете по управлению муниципальным имуществом южной столицы нашей области, на данном этапе схема включает в себя установку рекламных конструкций формата 6 х 3 м, билбордов и местного ноу-хау - скамьи с рекламным модулем 1,8 х 0,7 м.  При составлении схемы были учтены мнения предпринимателей и все ныне существующие конструкции, а те, что когда-то были установлены незаконно, уже давно снесены.

«Отсутствие схемы сказывалось на городе крайне негативно, поэтому мы направляли очень много писем заместителям губернатора. Очень просили, чтобы они быстрее определились с уполномоченным органом. Фактически у нас остановилось развитие рекламного рынка в городе, ведь законом определено, что все места размещения отдельно стоящих рекламных конструкций распределяются на основе схемы, а она отсутствовала. Мы не могли заключать договора, невозможно было поставить новые конструкции. Сейчас мы с нетерпением ждем аукционов, чтобы деньги начали поступать в бюджет», - рассказал главный специалист отдела корпоративного управления Великолукского КУМИ Сергей Мясников. Он упомянул, что первые аукционы могут быть объявлены уже в декабре.

При этом схема не носит финального характера, в нее планируют вносить изменения. В частности, добавят  размещение сити-форматов на улицах города и по мере возможностей дополнительную щитовую рекламу, которой на сегодня в Великих Луках сравнительно немного. Первые такие изменения запланированы на весну. К слову, все изменения также нужно будет согласовывать с уполномоченным госкомитетом.

Все будет!

Почему же в Великих Луках справились с задачей разработки схемы размещения рекламных конструкций, а Псков все еще «тормозит»? Конечно, масштабы городов и их рекламных рынков несопоставим, не спорим, но с уполномоченным органом и требованиям к схеме в областной администрации худо-бедно определились в июле. Скоро пойдет пятый месяц с тех пор.

Впрочем, в городской администрации нас заверили, что работа над схемой активно ведется, и повода устраивать панику - нет. Не стоит забывать и про сезон отпусков, - чиновники тоже отдыхать любят. Теперь же они с новыми силами принялись за работу, и, если все сложится, глядишь, и схему уже в этом году на согласование в профильный госкомитет отправят. Будет ли она утверждена в этому году - большой вопрос. Думается, это маловероятно, с учетом возможных прений со стороны КУМИ и особенно госкомитета по охране объектов культурного наследия. Что ж, посмотрим, как будет развиваться ситуация после новогоднего рубежа.

***

Рынок наружной рекламы, если он будет правильно организован, может приносить заметную пользу городу, ведь доходы от него могут стать серьезным подспорьем в решении вопросов городской социальной сферы. Тем более сейчас, когда местные бюджеты - худосочные, а экономика страны почти эпилептирует. Наверняка чиновники, которые тоже прекрасно все это осознают, оперативно «дожмут» вопрос со схемой размещения рекламных конструкций. 

Александр Серединин



Распечатать:     Комментарии: 4

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.06458306312561