Реклама на ЦДИ
 19.04.2024

Бизнес / Услуги  | весь раздел

Система взимания платы «Платон» - как это работает

26.11.2015 09:35 ЦДИ, Псков

С 15 октября по всей России заработали офисы системы взимания платы за пользование федеральными трассами «Платон». Плата с большегрузов взимается как возмещение причиняемого ими вреда. Планируется, что нововведение охватит почти 50 тыс. километров автодорог, более 2 млн российских грузоперевозчиков и сотни зарубежных логистических компаний.

Пользователь платит

В основе проекта системы «Платон» лежит принцип «пользователь платит», который уже давно используется в зарубежных странах. Он позволяет уйти от таких социально-несправедливых схем как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог.

Не секрет, что наибольший ущерб федеральным трассам наносят большегрузные фуры - по данным Федерального дорожного агентства, 56% от общего размера вреда. Государство решило, что платить за ремонт дорог должны как раз те, кто больше всего их разрушает, зарабатывая при этом на перевозках.

Отметим, что в России зарегистрировано около 1,5 млн транспортных средств массой свыше 12 тонн. Кроме этого, по территории России передвигаются около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки. При этом парк таких автомобилей только растет.

«Автовладельцы в нашей стране занимают второе место по объемам дотаций после пенсионеров. При этом значительная доля этих «дотаций», то есть бюджетных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, приходится на компенсацию ущерба, который причиняют дорогам тяжеловесные фуры. Ущерб от проезда одной фуры сопоставим с проездом десятков тысяч легковых автомобилей», - прокомментировал директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

По его словам, сборы с большегрузов на федеральных трассах - правильный шаг в сторону решения задач дорожного ремонта. Практика показывает, что для стран, которым небезразлична судьба своих дорог, переход на такую систему неизбежен.

Кстати, в нашей стране возможность введения сборов с грузовиков была озвучена правительством еще в 2010 году, а уже в апреле 2011 года Госдума приняла соответствующий федеральный закон, по которому водители большегрузов  должны платить новый сбор.

Первоначально предполагалось, что взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения, начнет действовать с 1 января 2013 года. Однако впоследствии в связи с объективными факторами старт системы неоднократно переносился. Таким образом назвать внедрение системы «Платон» даже с натяжкой нельзя назвать неожиданностью для грузоперевозчиков.

«Для Псковской области эта система также очень полезна, потому что и у нас имеются ключевые федеральные дороги. Данный проект позволит закрыть в нашем регионе одну из основных проблем – проблему дорожного покрытия. Дороги в области уже приводятся в достойный вид, после запуска «Платона» они будут поддерживаться на высоком качественном уровне», - прокомментировал руководитель псковского обособленного подразделения «Платон» Павел Крикун.

Он напомнил, что через Псковскую область проходит достаточно большой трафик грузоперевозок, в том числе из Европы. «Если наши дороги будут в хорошем состоянии, это будет дополнительным привлекающим фактором для инвесторов. Грузоперевозчикам это будет интересно с той точки зрения, что они не будут разбивать свой транспорт. Это плюс и для проекта «Моглино», где у нас строится особая экономическая зона. К тому же увеличение трафика грузопотоков к тому же принесет дополнительные поступления в федеральный бюджет», - добавил эксперт.

Иллюстрация увеличивается по клику мыши

Цена вопроса

Сейчас стоимость проезда по федеральным дорогам для большегрузов установлена на уровне 1,53 рубля за 1 км пути. С 1 марта 2016 года тариф будет составлять уже 3,06 рубля за 1 км пути. Причем, плата не зависит от наличия или отсутствия груза, а только от разрешенной массы автомобиля, которая определяется документом завода-изготовителя.

Важно отметить, что на сегодня у нас самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии - $0,16. Российский тариф по сегодняшнему курсу - $0,025, что в 6 раз ниже, чем, например, в Белоруссии.

Разумеется, предусмотрена и система штрафов в случае неоплаченного проезда: индивидуальный предприниматель заплатит 40 тыс. рублей, а компания - 450 тыс. рублей. В случае рецидива штраф для ИП уже 50 тыс. рублей, а для юрлица - 1 млн руб. Однако в первые полгода работы системы штрафы будут взиматься только в Подмосковье.

В следующем году с большегрузов планируется собрать порядка 40 млрд рублей - эта статья доходов уже заложена в бюджете будущего года. Далее она будет расти за счет увеличения автопарка и инфляции. Собранные деньги будут инвестированы в дорожное хозяйство.

По прогнозам Федерального дорожного агентства, в 2019 году качество дорог федерального значения будет соответствовать нормативному состоянию, а работы по содержанию и ремонту будут финансироваться на 100% от нормативов.

К слову, в Росавтодоре сообщили, что за пять дней работы «Платон» собрал уже 191 млн рублей (к этому моменту в системе зарегистрировали более 70 тысяч транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тысяч автомобилей).

Как это работает?

Принцип работы «Платона» несложен: сначала нужно обзавестись расчетным счетом в банке и зарегистрироваться в системе, после этого можно оплачивать свои поездки. Существуют два способа оплаты: с помощью установленного в автомобиле трекера (он отслеживает координаты машины через спутник ГЛОНАСС, рассчитывает плату за пройденный путь и автоматически списывает деньги со счета) или в соответствии с маршрутной картой (документ на разовую поездку, в котором указан адрес отправления и прибытия, время и маршрут).

Обработку информации о движении автомобилей и мониторинг оплаты будет вести полностью автоматизированный Центр обработки данных.  Контролировать дальнобойщиков планируют также с помощью стационарных и передвижных пунктов видеофиксации. Система мобильного и стационарного контроля за счет использования специализированных сканеров будет определять, является ли автомобиль 12-тонником, установлено ли в кабине бортовое устройство и перечислена ли владельцем необходимая плата.

К ответственности нарушителей будут привлекать сотрудники МВД РФ в установленном КОАП РФ порядке. Специальных постов ГИБДД или иных государственных органов на трассах для привлечения нарушителей законодательства к ответственности не предусматривается.

В Росавтодоре подчеркивают, что проект «Платон» с учетом современности и комплексности используемых технологий и масштаба нашей дорожной сети уникален не только для России, но и всего мира. Важно то, что внедрение автоматизированной системы практически полностью исключает человеческий фактор, а, следовательно, и возможности для коррупционных схем или «откатов». Причем коррупционная составляющая исключается сразу с двух сторон: ни должностные лица не смогут вымогать взятки на трассах, ни водители не смогут эту взятку давать - у них просто не будет физически такой возможности благодаря автоматизированной системе.

На первом этапе «Платон» будет действовать только на федеральных трассах. В дальнейшем действие системы, по согласованию с субъектами Российской Федерации, возможно, будет распространено и на региональные трассы. Однако для этого потребуется корректировка законодательства и решения на уровне регионов. Так что это перспектива, скорее, завтрашнего дня, хотя с технической точки зрения реализовать это уже возможно, уверяют в Росавтодоре.

Выгода и домыслы

Эксперты Федерального дорожного агентства уверены, что экономика автоперевозчиков от внедрения системы «Платон» пострадает в минимальной степени. Предполагается, что возможное снижение чистой прибыли составит около 0,5%.

«Введение платы принесет выгоды и самим владельцам транспорта. Благодаря дополнительному финансированию дорожной отрасли, улучшению качества дорожного покрытия и дополнительному развитию транспортной инфраструктуры компании смогут экономить на своих издержках, связанных с перевозкой», - подчеркнули в Росавтодоре.

В ведомстве утверждают, что перед внедрением системы была проведена оценка регулирующего воздействия на экономику, которую осуществило Минэкономразвития с привлечением экспертного сообщества. К обсуждению приглашались и крупнейшие компании-производители, и перевозчики грузов (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков - АСМАП, Российский автотранспортный союз – РАС и др.). Высказанные мнения были проанализированы Минтранспорта РФ при разработке правовой базы для введения платы и конкурсной документации на создание и эксплуатацию СВП.

«Предварительные расчеты показали, что минимальный рост цен возможен. Однако ожидаемый прирост инфляции в результате введения платы в размере 3,5 рубля составит лишь 0,36% (до 0,5%) и скажется в основном в первый год с момента введения СВП. При этом совокупный эффект от введения СВП (рост ВВП, налоговых поступлений, улучшение качества дорог и пр.) является положительным и окажет позитивное влияние на экономику страны», - заявили в Росавтодоре.  

«Приведу конкретный пример. В среднем поездка из Пскову в Москву станет дороже на 1200 рублей. Если сделать пересчет на товар, то он станет на 5-10 коп. дороже на килограмм веса. В редких случаях, например при перевозке электроники, удорожание может составить 25 коп. на единицу продукции. Иными словами, введение системы оплаты «Платон» не должно сказаться критически на стоимости товаров. Если только ситуацией искусственно не воспользуются организации торговли, которые захотят под шумок заработать денег», - добавил Павел Крикун.

Также нововведение не коснется социально-значимых видов перевозок, ведь большегрузный транспорт не принято использовать для перевозки товаров первой необходимости. К тому же от оплаты будут освобождены грузовые машины, предназначенные для перевозки людей, а также специальные транспортные средства (пожарные, полиция, медицинская скорая помощь и МЧС).

При этом создание СВП даст новый толчок развитию технологии ГЛОНАСС в России. Трудно переоценить и экономический эффект от предотвращенных ДТП по неудовлетворительному состоянию дорожного полотна. Сейчас он оценивается в 32,8 млрд руб. за период 2015-2031 гг.

Пожелания будут учтены

В компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», отвечающей за работу системы «Платон» в России, сообщают, что система работает в штатном режиме, существенных технических сбоев в ее работе нет. Здесь заверяют, что все локальные вопросы пользователей о некорректном начислении платы по бортовым устройствам и маршрутным картам рассматриваются оператором системы «Платон» без дополнительных обращений. Все ошибочные начисления оператор корректирует в течение 3 дней. Пользователи с отрицательным балансом лицевого счета из-за ошибок в расчете пробега не будут получать штрафы.

Тем временем Минтранс России и Росавтодор обещают, что еще рассмотрят и проработают дополнительно еще несколько инициатив перевозчиков.

Также Федеральным дорожным агентством совместно с депутатским корпусом ведется работа над либерализацией действующей редакции КоАП в части применения штрафных санкций к перевозчикам. В частности, рассматривается законопроект с линейной шкалой штрафов. В Росавтодоре выступают за конструктивное рассмотрение данного вопроса и учет интересов предпринимателей.

Где подключиться?

Псковские предприниматели могут обратиться в региональный Центр информационной поддержки пользователей системы «Платон» по адресу: Псков, Некрасова, 38/25. Официально офис начал работать с 1 октября, хотя водителей здесь стали принимать еще раньше. Сейчас центр работает с 9 утра до 8 часов вечера.

Его руководитель рассказал ЦДИ, что критических сбоев в работе системы не было. Однако работники центра столкнулись с большой нагрузкой в конце прошлой недели, когда многие грузоперевозчики решили зарегистрировать свои транспортные средства буквально в последний момент.

«Нам пришлось сделать за два дня то, что системой рассчитывалось на два месяца. Наши сотрудники работали допоздна, практически до полуночи, но в результате нам удалось справиться и всех вовремя зарегистрировать, предоставив возможность работать в системе. Отмечу, что крупные грузоперевозчики постарались сделать это заранее», - рассказал Павел Крикун.

Согласно данным псковского центра «Платон», сегодня в Псковской области работают свыше 840 грузоперевозчиков, из них порядка 70% уже зарегистрировались в системе, а это 1500 единиц транспорта.

Информацию о системе «Платон» можно получить следующим образом:

1) На официальном сайте системы взимания платы - www.platon.ru и по e-mail info@platon.ru .

2) По телефонам круглосуточной горячей линии: +7 (800) 550-02-02 (для звонков по России), +7 (495) 540-02-02 (для звонков из-за рубежа).

3) Или прийти в псковский офис - центр информационной поддержки: г. Псков, ул. Некрасова, 38/25.



Распечатать:     Комментарии: 74

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.043529987335205