Реклама на ЦДИ
 19.04.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

Вкус города: профессионалы туротрасли рассказали о своем отношении к продукции «с Псковом»

31.03.2015 07:58 ЦДИ, Псков

Недавний поход корреспондента ЦДИ по сувенирным лавкам Пскова показал, что выбор у туристов, приезжающих в наш город, есть, и большой. Хотите - магниты, хотите - кованый эксклюзив, а если и это не интересует - вот льняные скатерти узорчатые и пряники сахарные. Но без неожиданностей все же не обошлось: то картинки блеклые, то дизайн смущает, то сами сувениры к Пскову никакого отношения не имеют... Да и надпись «Псков» на кружке или тарелке еще ничего не значит: читаем Псков - подразумеваем Китай.

Есть ли какие-то факторы, сдерживающие помогающие фантазии псковских мастеров? Какой видится ситуация с сувенирной продукцией сотрудникам туротрасли Пскова, непосредственно общающимся с туристами? Что нужно в принципе туристам, приезжающим в Псков, и чем сегодня живет рынок сувенирной продукции региона? Ответы на эти вопросы - в нашем обзоре.

Пресловутый бренд!

«Туристы почти всегда спрашивают «что-нибудь такое псковское»..., - поделилась с нами впечатлениями экскурсовод Татьяна. - То есть я бы сказала, что  какого-то бренда псковского (особенно в плане сувениров) явно не хватает... Хотя далеко не все места, посещаемые туристами, имеют эти самые бренды».

Не первый год в регионе говорят о необходимости разработки бренд-бука Пскова, а воз и ныне там. Между тем, бренд города – это способ подчеркнуть свою индивидуальность, выгодно выделиться и запомниться, чтобы обеспечить приток инвестиций и повысить туристический интерес. Псков не может похвастаться концептуальным целостным брендингом, в отличие от, допустим, Воронежа, Белгорода или Перми  

В 2009 году комитет Псковской области по инвестициям, туризму и пространственному развитию заказал логотип региона профессиональным дизайнерам. В результате визуальным брендом Псковской области стал синий цветок льна, заменивший букву «о» в названии области. Брендом стал, но на сувенирную продукцию широкого заметного шага не сделал.

Существует целых два бренд-бука Ганзейского ПсковаЗдесь продумано все - вплоть до этикеток и писем, визиток, кружек и т.п.

Существует также концепция бренда Талабских островов и медовой продукции из Пскова.

Другая сторона вопроса - решатся ли проблемы турсферы города, в том числе касающиеся ее сувенирной составляющей, с появлением официального бренда «Псков»? Думается, если это и произойдет, то не так скоро, как хотелось бы: слишком долго отрасль работала в отсутствие целостной концепции. Как говорит наша собеседница-экскурсовод, «в сувенирном бизнесе с самого начала ничего централизованного нет. Действительно, творят кто во что горазд - кто-то старается как-то в тему подбирать товар, а кто-то гонит всякую пургу. У меня вообще ощущение, что везде продается одно и то же. Хоть куда приедь - те же виды магнитов или кружек, только надписи разные и рисунки... Поэтому особенно радует наличие местной керамики, вязаных изделий, корзинок каких-то необычных. Я сама, если еду куда-то, тоже не могу не привезти этой ерунды, но это должно быть что-то интересное. Вот и другие стараются найти что-то необычное!»

Судя по всему, и бизнесу особо бренд не нужен, по крайней мере, целесообразности его они не понимают. В свою очередь, у администраций - городской и областной - нет соответствующих полномочий, позволяющих каким-то образом влиять на предпринимателей. Власть может продвигать какие угодно «бренды», но навязывать их - ни в коем случае. Так что здесь требуется единая согласованная программа действий и решений. Это дело не одной недели или месяца...

Попробовать Псков на вкус...

Что же покупают туристы в Пскове? По словам экскурсоводов, они исходят из своих финансовых возможностей, но без сувениров не уезжает никто: выбор и цены позволяют удовлетворить потребности многих: «Ожидаемо чаще всего наши экскурсанты покупают магнитики. Любят всякие тарелочки-кружечки, плетеные корзины всегда привлекают внимание, путеводители. Внимание детворы неизменно привлекают всякие игрушки: малыши даже иногда отрываются от гаджетов благодаря дудочкам и свистулькам. Правда, с ними в автобусе приходится вести борьбу - иначе с экскурсионным рассказом можно распрощаться. Еще любят ретросувениры. Например, московские школьники, купившие пишущую машинку в Кремле, просто бились в восторге! Хотя многое повторяется, в Изборске, пожалуй, выбор поразнообразнее».

Сувенирная продукция местного производства вполне удовлетворяет запросам приезжающих гостей города, считает директор псковской турфирмы «Континент», председатель общественного совета по туризму Светлана Баранова. «Я бы разделила спрос на сувенирную продукцию на 3 позиции, - сказала она в беседе с корреспондентом ЦДИ. - В первую очередь 80% потребителей предпочитают компактные и дешевые сувениры-магниты стоимостью в пределах 20-100 рублей. Вторая категория туристов предпочитает полезные сувениры: вазочки, солонки, керамические кружки (цены от 150 до 300 рублей). Есть и третья категория - очень избирательная публика, которая покупает кованые изделия, картины местных художников. Тут стоимость начинается от 1500 руб и доходит до 10000 рублей. Таких туристов не много - порядка 5%».

Вместе с тем, есть ниша, которая мало задействована в торговле сувенирами, - это местные угощения, которые туристы могли бы привезти своим домашним и попробовать сами. Пищевые сувениры - это очень важный бренд региона, уверена Светлана и приводит в пример вологодское масло, московские конфеты, коломенскую пастилу, ну а в Суздале проводится даже целый праздник в честь огурца. «Наше Любятово стало символом не Пскова, а России, - констатирует директор «Континента». Из этой же «оперы» - почти полное отсутствие местного алкоголя как вида сувенирной продукции, в том числе  настоев на травах. Не считая меда, едва ли не единственным удачным примером специфически псковского угощения являются столбушинские продукты (сбитень и мед с фермы Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря), который продвигают бизнесмены из Санкт-Петербурга.

Сувениры есть, мест - нет!

Дмитрий Егоров, владелец сувенирной лавки «Скобарь», что на площади Ленина, также отмечает, что выбор сувениров зависит от категории туристов. «На автобусе приезжают люди невысокого дохода, часто паломники, поэтому большую популярность у них имеют магниты и самые дешевые сувениры, - говорит Дмитрий. - Средний чек составляет порядка 200 рублей».

По словам директора сувенирной лавки «Скобарь», хит покупок туристов, приезжающих в Псков, - магниты: привлекает цена и ясное предназначение сувенира, хорошо берут мед в горшочках, сбитень из монастыря. Менее популярны книги. «В магазине есть сувениры для элиты, но, замечено, что их чаще покупают псковичи, которые куда-то едут, в подарок. Например, красивые расписные штофы в виде матрешки, внутрь которой можно ставить бутыль (стоимость - от 2000 рублей). Ковку берут редко - слишком тяжело ее везти. Пользуются популярностью и украшения, молочная керамика, которую изготавливают несколько производителей из Печор».

95% сувениров в «Скобаре», - подчеркивает Дмитрий Егоров, - ручной работы. Сувенирная лавка сотрудничает с 75 мастерами из Пскова, обеспечивающими ассортимент в более чем 2500 наименований. Кстати, по признанию Дмитрия, туристы, приобретая сувениры, интересуются в первую очередь именно происхождением сувениров, предпочитая хенд-мейд. А на количестве прибыли от сувениров колебания курсов почти не отразились: выручка - примерно как в прошлом году.

Впрочем, основная проблема для продавцов сувениров в Пскове - не столько отсутствие выбора, сколько ограниченность количества мест торговли. «Мы находимся в стороне от Кремля, - объясняет хозяин лавки «Скобарь», - ликвидация пешеходного перехода в районе Кремля не самым лучшим образом сказалась на проходимости магазина. В настоящий момент  ждем изменения пешеходного маршрута: туристы будут обходить ДКП справа под Троицким мостом к Пскове и Кремлю».

Расширять торговлю Дмитрий, по его словам, не планирует. Может, и подумал бы об этом, но - некуда. «Где открывать новую точку? Как вариант - в Покровской башне, но разрешат ли, а если и разрешат - тогда потребуются большие вложения. Что касается набережной, то городские власти в данное время думают над вопросом организации торговли на этой территории, но решение стопорится: нет инвесторов. Хотя в принципе, муниципалитет не против сделать на набережной торговую зону, на которую, кстати, можно замкнуть турпотоки».

«Рынок в Пскове не очень огромный по сувенирам, - отмечает Дмитрий. - Если ты работаешь не на себя - деньги заработать сложно. Чувствуется ограниченность в торговых местах».

Но несмотря на сложности, псковский рынок сувенирной продукции, с точки зрения Дмитрия Егорова, достаточно насыщен и выгодно отличается от других городов обилием товаров хенд-мейд. «Своя специфика в псковских сувенирах четко присутствует. В Барселоне или Лондоне все магниты сделаны в Китае. Например, символ Тенерифе – одного из Канараских островов -ящерица, спрессованная из местной вулканической породы, - присутствует на многих магнитах, но они тоже сделаны в Китае, качественно, но в Китае. В «Скобаре» же - обратная ситуация, схожая с тем, что мы видим в Прибалтике, где, к слову, большая часть сувенирных магазинов принадлежит русским. У нас много того, что сделано дома, своими руками. Наши псковские мастера вкладывают в сувениры руки и душу. Псковские сувениры - душевные!», - делает вывод Дмитрий. Люди действительнотворят, вкладывая в них часть себя.

***

Псковские сувениры: что же имеем в сухом остатке? Эскурсоводам не хватает бренда, продавцам - мест для торговли, производителям - поддержки. А туристы тем временем сметают за отведенные им «десять минут на покупки» все, что видит глаз. Хорошо, если сувениры сделаны действительно талантливо, но никто никаких гарантий не дает и ответственности не несет. Между тем, высокий туристический сезон не за горами...

Кстати

Пять лет назад в продажу поступили сувенирные кружки, на которых были изображены наиболее известные достопримечательности Псковской области: Государственный музей-заповедник «Михайловское» (Пушкинские Горы), Псково-Печерский монастырь, псковский Кремль и Свято-Троицкий кафедральный собор. И все бы хорошо, да только собор почему-то был назван Софийским. Софийский собор, как известно, находится в Великом Новгороде и по архитектурному облику отличается от своего не менее знаменитого соседа. Сувенир со знаковой ошибкой изготовили в Китае с подачи заказчика – компании «Петербургский сувенир». Изделие уже стало раритетом – в пробной партии было выпущено менее тысячи кружек, а остатки заказчик намеревался изъять из продажи.



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.036205053329468