Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

Как бы бизнес

15.05.2014 09:35 ЦДИ, Псков

Есть такое слово-паразит - «как бы» (в интернет-интерпретации «кагбэ»). В нем сосредоточена соль распространенного нынче стиля жизни со всеми его «как бы атрибутами» - как бы историей, как бы бизнесом и как бы культурой…«Как бы» означает «как будто», выражает неуверенность, некомпетентность, несерьёзность. То ли да, то ли нет, предположительно. Но не обязательно.

В истории с возведением ограждения и обустройством дополнительного входа в подвальные помещения здания Главпочтамта (или, как его называют Дома связи) – тоже многое происходит «как бы». Предприниматель Роман Родионов затеял как бы ремонт с целью открытия магазина, получив на это как бы разрешение в соответствующих органах. Все было сделано как бы в интересах горожан: их же хлебом не корми – подавай шопинг. Через пару дней выяснилось, что здание является объектом культурного наследия, предприниматель получил предписание приостановить работы, что он и сделал. Как бы. Кто прав и кто виноват в этой истории – ЦДИ обратился с этим вопросом к участникам конфликта. 

Как бы подвал

Едва ли не первыми тревогу относительно земляных работ на Советской, 20 забили «местные» - сотрудники УФПС Псковской области – филиала ФГУП «Почта России». Наряду с Романом Родионовым именно эта организация является одним из собственников здания. В 1993 году, в процессе приватизации некоторых отраслей связи  было разрешено приватизировать госимущество, в том числе несколько помещений на Советской 20. Таким образом, они стали собственностью трех юрлиц, в числе которых оказались государственное предприятие «Почта России» , ОАО «Псковская ГТС» и ОАО «Ростелеком».

В ноябре 2012 года долю в праве собственности у ОАО «Ростелеком» приобрел предприниматель Роман Родионов (около трети - несколько помещений в подвале, а также на втором и третьем этажах). При этом, по словам начальника Псковского почтамта Любови Рыбаковой, доли не выделялись. Дело в том, что еще в 2003 году был оформлен документ, согласно которому помещения сохранялись за каждым собственником по фактическому пользованию. «Данное соглашение предпринимателю было известно, - подчеркнула Любовь Рыбакова. - Но сразу же после покупки своей доли  он начал писать письма в адрес «Почты России» с предложением обменяться помещениями первого этажа на третий. Мы отказали по техническим причинам, подробно разъяснив Роману Родионову тонкости организации труда почтового ведомства. Но предприниматель решил, что его коммерческие интересы важнее прочих. Он обратился в суд, где потребовал предоставить ему в пользование весь первый этаж - со стороны улицы Советской. Суд ему в этом отказал».

В подвальные помещения здания Главпочтамта с улицы не пройти, что, конечно же, не устраивало бизнесмена, планировавшего открыть здесь магазин бытовой техники: ему был нужен прямой доступ. Тогда-то он и стал обращаться к собственникам, а после - в соответствующие инстанции с просьбой разрешить ему оборудовать отдельный вход. Согласно юридической практике, если есть три собственника, то на перестройки разного рода требуется согласие всех. Если от одного из собственников согласия нет - то вопрос решается в судебном порядке. Роман Родионов получил согласие от ОАО «ГТС» и Территориального управления Росимущества в Псковской области. При этом мнение ФГУП «Почта России» не было принято во внимание. Да и по субординации обращаться надо было не в тот государственный орган. 

Неоднозначна ситуация и с точки зрения культурно-исторической ценности здания, расположенного на Советской 20, которое еще называют «Дом связи». Как объяснила Любовь Рыбакова, «Почта России» в 1993 году стала собственником не просто здания, а объекта культурного наследия, занесенного в соответствующий реестр, что накладывало на собственника ряд охранных обязательств. Но, согласно Письму из госкомитета по культуре от 30 сентября 2013 года, с 1 ноября 2011 года Дом связи имеет признаки объекта культурного наследия и подлежит государственно-культурной экспертизе, после чего вновь вернется в реестр объектов наследия. То есть де юре в настоящее время он является обычным зданием, а значит, новые собственники могут не соблюдать охранных обязательств, приобретая помещения без обременений.

Сотрудники «Почты России», возмущенные складывающейся ситуацией, вторично разместили свое обращение  к врио губернатора области с просьбой вмешаться в действия предпринимателя. После снятия ограждения, по их мнению, наконец-то стало понятно, что именно соорудил бизнесмен: «Это негармонично, некрасиво, как можно было разрешить делать такое с памятником истории? Это портит вид города», - говорят работники почты. Кроме того, действия предпринимателя привели к необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению сохранности почтовых отправлений.

Как бы ремонт

Городские чиновники на возмущение горожан отреагировали незамедлительно. Так, по сообщению и. о. начальника управления по градостроительной деятельности администрации г. Пскова Андрея Изюмова, предприниматель согласовал в управлении «Проект переоборудования и перепланировки части подвальных помещений здания под магазин бытовой техники по адресу: г. Псков, ул. Советская, дом 20, с устройством отдельного входа», и указанное согласование подтверждает соответствие конструктивных решений, принятых в проекте, действующим нормам и правилам, но при этом не является разрешением на производство работ. Вместе с тем, как уточняет чиновник, «согласно Постановлению Инспекции государственного строительного надзора от 26.07.2013 №11 о прекращении производства по делу об административном правонарушении производимые работы по правовому признаку признаны капитальным ремонтом помещений. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешение в случае проведения капитального ремонта не требуется. По вопросу согласования производства земляных работ по адресу: г. Псков, ул. Советская, д. 20, в Управление заявлений не поступало».

     

Свое отношение к событиям – в государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия. Председатель комитета Елена Яковлева сообщила, что 8 апреля был зафиксирован факт проведения земляных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Культурный слой древнего Пскова», VII - XVII вв. «В настоящее время выясняются обстоятельства проведения работ и осуществляются мероприятия по установлению лица, являющегося заказчиком данных работ, с целью выдачи ему предписания о приостановлении работ, - констатирует Елена Александровна. Такое предписание, действительно, было выдано - еще на этапе рытья котлована. Но на данный момент здесь уже есть ступени, уложена розовая плитка, установлено ограждение, то есть предписание выполнено не было.

8 мая к Родионову должна была прийти внеплановая  проверка ГК по охране объектов культурного наследия. Казалось бы – дата озвучена, тогда бы и разрешиться всей ситуации в ту или иную сторону. Однако в дело вмешались непредвиденные обстоятельства.

Как сообщили ЦДИ в госкомитете Псковской области по охране объектов культурного наследия, в этот день проверка проведена не была – по причине отсутствия проверяемого лица или его представителя. Со слов присутствовавших на объекте людей, предприниматель находится за границей. Проверяющие составили протокол, а саму проверку перенесли на июнь (документы об этом должны быть представлены предпринимателю заблаговременно). Еще одна проверка по согласованию с прокуратурой намечена на 23 мая. Отметим, что согласно ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверка в отсутствие ИП – незаконна. У истории есть все шансы превратиться в сказку про белого бычка: предупредили о проверке – Родионов уехал – проверка не состоялась – предупредили о проверке – Родионов уехал…  

К слову, в Пскове есть примеры иного отношения к исконным постройкам. Например, отель «Двор Подзноева». Многие еще помнят, что на этом месте был пустырь, изрезанный помойками и огражденный забором.  «Изначально нашей задачей было строительство ресторанного комплекса, - рассказывал ранее ЦДИ генеральный директор Северо-Западной инвестиционной компании Николай Загоруй. - Нас соблазняла именно возможность на месте развалин сделать что-то красивое. Ведь не может прекрасный древний город стоять в руинах. Серьезная подготовительная работа шла при заключении договора аренды на сам памятник. Огромная научная работа была проделана по исследованию территории и истории самого памятника. Интереснейшие находки были выявлены в процессе археологических раскопок. Самым трудным было пройти круг всех согласований на уровне Минкультуры, Росохранкультуры, областных инстанций и получить разрешение на проведение реставрационных работ».

Получилось удовлетворить все интересы. И, кстати, именно на этом месте археологи сделали открытия, ставшие наиболее значимыми в области российской археологии 2007 года. 

Как бы тенденция

Председатель Псковского областного отделения ВООПИиК, член комиссии по культурному и историческому наследию при администрации Пскова Ирина Голубева убеждена: случай с Главпочтампом – вопиющий, но, к сожалению, не единственный, можно сказать, типичный.

«Меры в настоящий момент принимаются, - заверяет она. - Но предприниматель не желает никого слушать, обманывает все инстанции. У него есть разрешение только на ремонтные работы в подвале, а он затеял реконструкцию. Дело должно закончиться судом с разбором всех согласований. Если суд примет решение – все будет демонтировано».

Что касается юридических казусов со статусом Дома связи, то, как сообщила ЦДИ Ирина Голубева, списки объектов культурного наследия не статичны, они все время пополняются, есть ряд очередников, куда попадают здания, построенные 40 лет назад. Такие объекты попадают в списки после проведения государственной историко-культурной экспертизы – достаточно дорогостоящей процедуры. Дом связи находится в списке очередников, поэтому к нему должно применяться охранное законодательство. К тому же здание Главпочтамта расположено в охранной зоне Псковского Кремля, а с декабря 2013 года узаконено, что любые действия в этой зоне должны быть согласованы с комитетом по культуре. Кстати, псковские архитекторы поговаривают, что можно было найти  менее болезненные варианты обустройства входа в подвальные помещения на Советской, 20. Но предпочтение было отдано бездарному решению.

«Сейчас предпринимателем сделан приямок с оградкой, - продолжает Ирина Голубева. - Третий день идут дожди, приямок заливает, значит, Родионову придется ставить крышу, а это уже фасадная конструкция».

По словам Ирины Голубевой, так сейчас поступают многие местные бизнесмены: разрешение берут на одно, а делают другое. За примерами далеко ходить не надо: строительство многоэтажки в Овсищахчастная застройка на Береговой… Вот, например, какие высказывания звучали в зале Областного собрания в ходе обсуждения проекта строительства здания прокуратуры Пскова на земельном участке на улице Плехановский посад, 6. Из-за инсинуаций и крючкотворства, из-за «предвзятых борений якобы за сохранение культурного наследия», возникла существующая картина в историческом центре Пскова - здания  руинируются, не реконструируются из-за экономической нецелесообразности. «Пока не будут сняты надуманные ограничительные препоны, до тех пор инвестиции будут идти на уровне 10-20 % от возможных» (депутат Ян Лузин). 

«Мы пытались найти решение совместно с бизнес-омбудсменом Петром Слепченко, предлагали организовать трехстороннюю встречу. Но выяснилось, что Петр Михайлович заболел, и до середины мая его не будет, - говорит Ирина Голубева. - Здание слишком хорошо, оно украшает площадь, нельзя оставить все просто так».

Как бы связь

Историческое название здания на Советской 20 - Дом связи, но связь здесь почему-то часто не срабатывает. Например, до г-на Родионова дозвониться нам так и не удалось. Впрочем, мы не единственные: он не отвечает на вызовы и официальных лиц. Это можно понять: человек за границей, роуминг дорого обходится, а предприниматель бережно относится к нажитому непосильным трудом.

Из комментариев предпринимателя на Псковской Ленте Новостей понятно, что он хотел как лучше: «Люди не понимают, что там не будет никакой пристройки. Это будет просто бордюр, который мы облагородим, а вниз будет идти спуск. Все будет сделано культурно, красиво».

Кстати, достаточно большое количество псковичей и не понимают, из-за чего поднят шум-гам. «Ну, подумаешь, камень передвинут. Будет он стоять с другой стороны почты – и ладно, мне вообще до этого камня никакого дела нет», - говорят одни. «В Пскове куда ни кинь взгляд – везде охранная зона. Что же теперь – законсервировать центр города, запретить открывать кафе и магазины? А как же туристы?» - интересуются другие. «Мне кажется, что объекты культурного наследия – старые обветшалые здания, часто с деревянными перекрытиями, изъеденными жуками-короедами. Что плохого, если предприниматель немного подновит эти лачуги? Их надо поддерживать, а не осуждать. Брать пример с Европы», - считают третьи.

Псков - особый город, бизнесу нелегко - приходится оглядываться на массу ограничений и обременений. Есть превосходные примеры состоявшихся на этом непростом фоне проектов (Палаты Меншиковых или Двор Подзноева, о котором мы упоминали выше). Но гораздо больше примеров, когда проекты все равно реализуются - с нарушениями ограничений, через общественный скандал. И то, что органично смотрится в Тарту или Праге, у нас за редким исключением почему-то оборачивается не связью эпох, а конфликтом.

Елена Никитина

КСТАТИ

Историческая справка

«Дом Связи» стал одной из первых значительных общественных построек послевоенного Пскова. Местом для его строительства был избран северный участок вновь образованной Октябрьской площади, возникшей по плану послевоенного восстановления города на месте развалин жилых домов XIX века. До Великой Отечественной войны на этом месте стоял каменный трехэтажный дом псковского купца С.Н.Хмелинского, в котором в 1902 году родился В.А.Каверин (Зильбер). Проект «Дома Связи» разрабатывался псковской областной проектной конторой. Автором проекта был В.И. Русинов. Началу строительных работ в 1954 г. предшествовали археологические раскопки, которые проводились экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Г.П. Гроздилова.

Строительство «Дома Связи» было начато в 1954 году, а закончено в 1960 году. Здание «Дома Связи» поддержало масштаб существовавшей к 1950-м годам застройки в этой части города. Однако по отношению к масштабу самой площади высота «Дома Связи» была признана недостаточной. Проблему частично удалось решить, разработав проект благоустройства территории перед парадным фасадом здания. Впоследствии масштаб «Дома Связи» был закреплен другими зданиями, возведенными вдоль восточной и западной границ площади.

Перекрытие подвала под операционным залом опирается на мощные металлические балки, сваренные из двух швеллеров высотой 20 см. Высота помещений: подвала - 1,98 м; 1-го этажа - 3,53 м; 2-го - 3,90 м; 3-го - 3,40 м. Фундаменты бутовые ленточные; стены кирпичные; перегородки кирпичные и деревянные; перекрытия из сборных железобетонных элементов; крыша по деревянным стропилам, кровля - оцинкованное железо. Полы дощатые, паркет, линолеум; окна двойные створные; двери филенчатые. Внутренняя отделка: облицовка гранитом, штукатурка, окраска по штукатурке.

Общие сведения: Здание «Дома связи» имеет большое градостроительное значение, организуя протяженным объемом северную часть фронта застройки Октябрьской площади. Является ярким примером формального историзма в архитектуре г.Пскова конца 1950-х гг., направления характерного для архитектуры СССР в 1930-1950-е гг. Первое здание в Пскове, в котором применены перекрытия из сборных железобетонных элементов.

Предметы особой охраны: 1. Объемно-пространственная «П»-образная композиция здания. 2. Архитектурная композиция фасадов: соотношение архитектурных элементов композиции - ризалита и флангов, лопаток 3-х, 2-х и 1- ступенчатых, гранитной облицовки 1-го этажа и оштукатуренных с рустовкой стен верхних этажей; форма и размеры оконных и дверных проемов. 3. Элементы декора: профиль кордона, рисунок гранитной облицовки; профилированные тяги и венчающий карниз; балкон 3-го этажа; декоративные панели и филенки; обрамления оконных и дверных проемов; «портики» входов боковых крыльев; сохранившиеся потолочные карнизы кабинетов и лестниц; подлинные перила лестниц с деревянными точеными поручнями; деревянный витраж двери лестницы в 1-м этаже (западное крыло); филенчатое полотно двери западной угловой лестницы. 4. Планировочная композиция в габаритах несущих и капитальных стен. 5. Конструкции оснований фундаментов стен, перекрытий, лестниц.



Распечатать:     Комментарии: 8

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.039516925811768