Бизнес / Деловая среда | весь раздел
Переориентация экономики на Восток и Азию - за и против - что говорят эксперты
фото: ИТАР-ТАСС
Пока Запад прощупывает «дно», говоря о вводе экономических санкций в отношении России, наши политики сохраняют удивительное хладнокровие. Чего не скажешь о предпринимателях. Бизнес предпочитает не верить в возможность введения радикальных мер западного «возмездия» и с большой настороженностью, хоть и несколько отстраненно, наблюдает за ситуацией.
Чтобы подсластить пилюлю напряженных отношений, власти уже указали на панацею экономических недугов. «Мы переориентируем российский бизнес и потоки денег на рынки Юго-Восточной Азии, Японии и Китая», - заявили они. Что говорят на эту тему аналитики и как относятся к такому предложению предприниматели? ЦДИ предлагает вашему вниманию обзор мнений финансовых экспертов, политиков и бизнесменов.
Тема не нова
Справедливости ради, надо отметить, что российские власти уже достаточно давно говорят если не о переориентации на азиатские рынки, то о гораздо более активном выходе на них .
Еще в 2009 году Владимир Путин заявлял о необходимости тесного сотрудничества с восточными партнерами. Более того, в ходе Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке он уточнил, что переориентации на рынки Азии уже происходит и ничего искусственно делать не нужно.
«Сейчас 51% торгово-экономических отношений у России с европейскими странами, а с Азиатско-Тихоокеанским регионом - 24%, но это соотношение в связи с кризисом в зоне евро будет быстро меняться, - сообщил тогда президент страны. - Этому способствует постоянная политизация европейскими странами чисто экономических вопросов».
По оценкам делового консультативного совета АТЭС, к 2020 году торговый поток можно было бы увеличить в 5 раз за счет транзита через российскую территорию, что могло бы обеспечить России ежегодные дополнительные вливания в экономику до $5 млрд.
На исторические корни вопроса указывает и телеканал «Россия24»: «Переориентация на Азию стала происходить и безо всяких санкций - достаточно посмотреть, как после кризиса 2008 года российский уголь, который до этого шел в Европу, был перенаправлен на Азию».
Тогда был выбор, а теперь?
Запад выталкивает Россию в Азию, заставляет Россию вспомнить свои азиатские корни, начать консолидировать евразийское пространство, уверен аналитик порталов ФИНАМ и Взгляд.ру Александр Разуваев.
Он прогнозирует, что Западу придется пожертвовать своими экономическими интересами ради политических амбиций, но и Россию ждут определенные проблемы. Как следствие - уже сейчас российские власти рассматривают мобилизационный план развития экономики, а также полную переориентацию на Азию как во внешней торговле, так и в плане рынка капитала.
«Для нашей страны и лично для президента России наступает час истины. Если мы дадим слабину, уступим Западу, то навсегда вернемся в 90-е. Запад почувствует свою безнаказанность и, наверное, навсегда перестанет воспринимать Россию как самостоятельный и суверенный субъект международной политики. Россию ждет позор и распад. Однако этого не будет. Путин всегда проявлял твердость и волю по принципиальным вопросам», - уверен аналитик.
По его мнению, с точки зрения экономики поворот в Азию давно назрел. Пока его сделала только Роснефть. Теперь дело за другими нашими компаниями и за всей экономикой России. Однако спрогнозировать рынок акций в сложившейся ситуации не сможет никто. «Все определяет ситуация вокруг Республики Крым и Украины. Если иностранные инвесторы выведут из России все свои деньги, то индекс РТС упадет к 500-700 пунктам. <…> Акции растут только тогда, когда их покупают, а не когда у компаний хорошие прибыли и дивиденды. Кстати, в любом случае лучше рынка будут дивидендные бумаги – Роснефть, Лукойл, МТС, Газпром и т. д.», - считает Александр Разуваев.
Он уверен, что уже сейчас российские компании, размещая свои ценные бумаги, могут отказаться от Лондона и Нью-Йорка в пользу азиатских площадок. Ликвидности и интереса там достаточно. Но главный интерес - рост внешнеторгового оборота России с Азией. По мнению аналитика, рост торговли внутри азиатских стран будет постепенно сопровождаться отказом от доллара, а значит, сфера влияния Запада будет постепенно снижаться.
«Политическое и экономическое решение в Кремле уже принято – Россия разворачивается в Азию. И никакие санкции ничего не изменят. Кто знает, возможно, в будущем историки назовут крымский кризис началом конца западного мира», - делает далеко идущие прогнозы Александр Разуваев и, пожалуй, чересчур увлекается.
«Это бизнес, ничего личного»
Канал «Россия» опросил делегатов съезда Российского союза промышленников и предпринимателей. Один из озвученных вопросов - «Не окажемся ли мы в ситуации, когда азиаты в таких обстоятельствах будут вести с нами переговоры жестче?».
- Мы уже оказались в такой ситуации на китайском треке, - отметил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, - но Азия многолика, и приезд на съезд министра иностранных дел Японии, несмотря на все давление на него и на Японию по поводу санкций, - хороший признак. Я знаю о некоторых очень плодотворных контактах с Южной Кореей, Сингапуром. <…> Азиатские коллеги воспринимают все менее остро, чем европейские и американские. И в этом смысле у нас появляется окно возможностей. Я считаю, что мы его должны использовать.
На приоритетность восточного направления указал и президент ОАО «Транснефть» Николай Токарев. Он отметил, что в последние восемь лет объем взаимодействия с восточными соседями идет по нарастающей. «Все знают наши программы. Они ориентированы на увеличение объемов поставок не за счет снятия с западных направлений, а за счет роста добычи в Восточной Сибири. И поэтому здесь все сбалансировано, каких-то неожиданностей не должно быть», - подчеркнул он.
Политика политикой, а бизнес есть бизнес. Такую позицию озвучил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. «Если есть возможность у партнера выторговать что-то в свою пользу, то он обязательно будет это делать. Это святое. А с точки зрения субъективного фактора, думаю, и азиатские государства, и тихоокеанские на этом примере тоже могут сделать для себя некоторые выводы. Некоторые эксперты проводят параллель с событиями на Украине с событиями в Таиланде. Называют и Венесуэлу».
О том, что бизнес работает вне политических приоритетов и нацелен лишь на извлечение прибыли, упомянул и председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг. «Китайские, южнокорейские и японские корпорации давно присутствуют на российском рынке, хорошо знают те возможности, которые у них есть. Они, конечно же, воспользуются этой конъюнктурой. И российский бизнес будет искать для себя разумные возможные альтернативы, чтобы сохранить себя на том уровне, которого он сегодня достиг», уверен он.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин в свою очередь отметил, что он недавно вернулся со встречи с турецкими бизнесменами, в которой участвовало около полутысячи компаний. «За весь день нашей встречи мне ни одного вопроса о Крыме, о каких-то проблемах не поступило. Может быть, что-то потом последует. Они настроены на работу», - сообщил он.
Не переориентация, а отыгрывание
Однако официальная точка зрения менее, так скажем, прямолинейна. Министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью «Российской газете» предупредил, что говорить о переориентации с Европы на Восток и Азию преждевременно. По его словам, мы лишь отыгрываем сейчас наше прежнее отставание. «Это не политическая конъюнктура. Это не то, что мы отвернулись от Европы и повернулись к Азии. У нас как бы был долг на азиатском направлении, вот мы и пытаемся его «отдать», активизируя сотрудничество», - уточнил он.
Впрочем, никто не будет отрицать, что Азиатско-Тихоокеанский регион - это центр мирового экономического роста, где производится более 50% мирового ВВП. «Это огромные финансовые ресурсы, здесь находятся крупнейшие фонды, инвесторы. Но при этом у нас торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с этим регионом до этого не развивалось так активно и полно, как нам бы хотелось. Наш суммарный объем торговли с Японией и Республикой Корея составляет лишь 60 млрд. долларов, а если посчитать и Китай, то 150 млрд. долларов. Это в три раза меньше, чем объем торговли с Европой, при том, что экономический потенциал в Азии как минимум не меньше», - добавил чиновник.
Он отметил, что у России есть амбициозная цель - довести до конца 2015 года объем товарооборота с Республикой Корея до 30 миллиардов долларов. «У нас есть хорошие проекты на рынках Мексики, Индонезии, других стран. Идет большая и хорошая работа с Вьетнамом. Мы уже подготавливаем зону свободной торговли. Если с Кореей мы лишь обсуждаем этот вопрос в очень общих терминах, то с Вьетнамом практически готовим соглашение», - заявил Алексей Улюкаев.
На возможные экономических санкций со стороны США и Европы министр экономического развития смотрит довольно скептически. Он отмечает, что необходимо различать риторику, к которой могут прибегать представители тех или иных стран, и реальные вещи.
«Риторика может быть эмоциональной, и какое-то время она такой и останется. Просто надо это пережить. Не стоит реагировать на это в аналогичном стиле, говоря «самой такой», просто надо пережить. Поговорите с бизнесом Запада - бизнес шарахается от идеи каких-либо санкций потому, что санкции никогда не приводят к рациональному результату. Это игра не то что с нулевым, а с отрицательным результатом. Нельзя выиграть такую игру. Ни одна страна от этого не выиграет. Поэтому надеюсь, что рациональное начало, которое идет в первую очередь от бизнеса, восторжествует», - пояснил он.
Тем не менее такая нервная обстановка нестабильности никогда не поощряет бизнес к инвестициям. Неслучайно инвесторы уже сейчас оценивают риски. Предпринимателей сегодня беспокоят не столько санкции, сколько затянувшийся период нестабильности и неопределенности. Это уже дает свои печальные результаты в виде оттока инвестиций, капитала и сокращения товарооборота.
Однако Минэкономразвития заверяет нас, что экономические показатели пока что не столь удручающи, как полагают пессимисты. «Новую версию макроэкономического прогноза мы сделаем в апреле. Думаю, что в этом году рост ВВП будет на уровне двух процентов. У нас есть очень неплохой результат по февралю. Может быть, это неожиданно для многих. Особенно хороший рост в обрабатывающей промышленности - 3,5%. Зафиксирован существенный рост доходов, потребительского спроса, лучше ситуация с платежным, торговым балансом. Пока поостережемся говорить об изменении тенденции - для этого надо набрать больше информации», - сообщил Алексей Улюкаев.
«Какова плата, такова и отдача»
О том, что Евросоюз может навредить экономическими санкциями не столько России, на которую они направлены, сколько самому себе, пишут и некоторые зарубежные обозреватели. Например, французское издание Realpolitik.tv уверено, что ответные шаги российских политиков могут быть довольно «беспощадными».
«Под угрозой западных санкций из-за событий в Крыму российские власти разработали меры, которые позволят дать мощный отпор Западу», - отмечает журналист Ксавье Моро и в качестве решительных действий упоминает продажу долговых обязательств всех государств, которые ввели санкции; отказ от возврата любых кредитов, взятых российскими государством или предприятиями; конфискацию западных активов и исключение иностранных валют (прежде всего, доллара) из коммерческого оборота.
Также Ксавье Моро прогнозирует завершение активной торговли России с Западом и переориентацию всей экономики страны на Азию, в частности Китай и Южную Корею, которые, по его словам, уже в курсе этой перспективы и которым такой разрыв будет крайне выгоден.
Он предупреждает, что последствия этих шагов для европейских экономик станут катастрофическими, особенно для Франции, Германии и Польши. «Очевидно, на первых порах это тяжело скажется и на российской экономике, пока она будет переориентироваться на Азию. Но разница в том, что Владимир Путин пользуется поддержкой народа в своем противостоянии западному диктату, а правительства Западной Европы, наоборот, не могут рассчитывать на сочувствие своих граждан», - пишет журналист.
Более близкий пример - прибалтийские страны. Из-за охлаждения отношений ЕС и России кризис уже наблюдается в бизнесе транзита и логистики, а также торговли, говорят, в частности, в Латвии.
Не все так просто
Давайте не будем забывать, что Востоку и Азии интересны не только рынки России и возможности взаимовыгодного сотрудничества с нашим государством, но и рынки Запада и США. Захотят ли восточные страны дружить с Россией в ущерб отношениям с западными партнерами? Многие эксперты полагают, что такое маловероятно. Поэтому воспринимать переориентацию российской экономики на Восток как панацею от всех возникших проблем и от тех, что еще появятся, слишком оптимистично.
Вот и Анатолий Вассерман, потомственный востоковед, отдавший изучению Китая более 40 лет жизни, предупреждает - говорить о каких-либо союзах с этой страной вообще довольно сложно. «Китай на моей памяти никогда не намеревался заключать с кем бы то ни было союзы. Он был всегда, можно сказать, вещью в себе. Даже когда он вроде бы был в союзе с СССР, все равно фактически он был, что называется, себе на уме», - пишет он на портале «Однако».
Эксперт уверен, что долгосрочные союзы с Китаем вряд ли выгодны. «Он может пожелать от партнеров куда большего, чем даст им сам. Так что мне кажется, что рассчитывать на долгосрочный союз с Китаем в обозримом будущем вряд ли приходится. Но, тем не менее, надо иметь в виду возможность краткосрочного взаимодействия. Для него Китай вполне пригоден, ибо при всех своих традициях имперского величия он прекрасно понимает: какое-то конкретное соглашение может быть для него не менее выгодно, чем для его партнеров», - отмечает он.
Политолог Георгий Бовт в свою очередь напоминает, что на восточные рынках может просто не оказаться того, что Россия приобретала на западных. «Можно долго приводить цифры, показывающие нашу технологическую зависимость от Запада. Скажем, в поставках машин и оборудования, которым не найти замену в Китае. Или о том, как трудно будет переориентировать на Китай нефтегазовый экспорт, что принесет потери в доходах в разы. О том, как критична зависимость от западных комплектующих и технологий, к примеру, в разных областях здравоохранения, что уже ближе обывателю, чем просто машины и оборудование», - рассказал он Газете.ру.
Он подчеркивает, что переориентация экономики на Восток встанет России очень дорого. Кроме того, тот же Китай – очень сложный переговорщик, а значит, на достижение консенсуса во взаимоотношениях может уйти долгое время.
Колумнист «Эхо Москвы» Владимир Милов напоминает, что в Китае чрезвычайно распространены мнения о том, что российско-китайские договоры 1858 и 1860 годов «несправедливы», и, грубо говоря, Сибирь и Дальний Восток у России надо бы отобрать.
«Такую точку зрения вы можете встретить в Китае во вполне официальной прессе, у приближенных к компартии аналитиков и историков, она отражена в исторических учебниках – это вполне государственная позиция. Сейчас руководство Китая занимает умеренную линию в отношении России, но кто знает, кто там окажется у власти через годы?», - предупреждает он.
Может быть, у нас действительно не будет выбора (хотя такие прогнозы строить не хочется, да и не очень верится в возможность их реального воплощения), и нам придется задуматься о переориентировании рынков на Восток. Но на данном этапе хотелось бы слышать более взвешенную позицию нашего государства.
Насколько разумно играть партию только на одной стороне шахматной доски? Так ли уж выгодно России поворачиваться к Азии лицом, а к Европе противоположным местом? Наша страна всегда была евразийской, она существовала на стыке культур, рынков и экономик двух столь непохожих друг на друга частей света. Очень не хотелось бы терять это преимущество и впадать в крайности.
Александр Серединин
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции