Реклама на ЦДИ
 25.04.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

ПМЭФ 2017: триллионы рублей, угроза «Матрицы» и политическое шоу

06.06.2017 10:00 ЦДИ, Псков

Дожди и промозглый ветер стали фоном для глобального экономического саммита, прошедшего с 1 по 3 июня в Санкт-Петербурге. Даже непонятно, чем теперь запомнится начало нынешнего календарного лета больше: международным экономическим форумом или непривычным даже для Северной столицы холодом. По крайней мере, публика, прибывшая на ПМЭФ 2017, обсуждала и то, и другое с одинаковым усердием.

Будущее уже близко… к сожалению

«Глобальная экономика пытается нащупать новую точку баланса», - именно так определили организаторы ПМЭФ 2017 его заглавную тему, или, как сейчас модно выражаться, «глобальный трек деловой программы».

Говорят, эту самую программу разрабатывали при участии более 500 ведущих экспертов из России, Европы, США, Австралии и стран Азии, представителей различных экономических школ, институтов развития и деловых кругов со всего мира. В итоге, сто двадцать семь мероприятий в форматах панельных сессий, круглых столов, теледебатов и бизнес-завтраков. И это не считая диалогов в кулуарах.

Не уверен, что стоило привлекать столько ресурсов для трех дней разговорного жанра, однако стоит отметить, что усилия не прошли даром. В этом году форум выглядел еще многолюднее, еще дороже и еще пафоснее, чем во все предыдущие. Весомый акцент сделали на хайтеке и цифровизации. Оттого и большинство панельных дискуссий были посвящены высоким технологиям, а многие выставочные стенды поражали технологическими наворотами.

«Будущее уже близко», - не то хвастались, не то предупреждали многие спикеры. Главный тезис – сценарий грядущего, скорее всего, будет антиутопичен, и к этому надо готовиться. Еще совсем недавно самыми обсуждаемыми угрозами мира считалось глобальное потепление и невосполняемость ресурсов. Сегодня куда более интересной «страшилкой» стала «Матрица». Многие всерьез говорят о том, что это не просто зрелищная идея сценаристов одноименного фантастического блокбастера, а вполне осязаемая модель возможного будущего.

  

Что ждет человечество в век больших данных? Глобальная цифровизация, огромные скорости передачи контента, беспилотные автомобили и… масштабная безработица. Аналитики предупреждают, что еще лет десять и роботы вытеснят людей с заводов и из офисов. Шутка про кнопку «Сделать красиво» уже не будет казаться смешным анекдотом, это будет новая реальность. Лучшее, что пока могут придумать футурологи – все население будет жить на одинаковое соцпособие. Впрочем, далеко не всем нравится такой вынужденный коммунизм.

Даже Владимир Путин в своей программной речи на пленарном заседании попросил задуматься о вызовах грядущей цифровой революции, которая, как известно, не за горами.

На подъеме?

Предсказуемо широко обсуждали и экономическую стратегию России. Тут велосипеда никто пока не изобрел. Уже несколько лет спикеры с воодушевлением убеждают друг друга в необходимости поменять доминанту сырьевой экономики на что-нибудь еще. В этом году в качестве «чего-нибудь» назывался, в частности, «софтварно-хардварный» потенциал нашей страны. Правда, по аппаратной части электроники нам еще долго предстоит тягаться с Китаем, Кореей и даже Индией. Говорят, какие-то эксклюзивные наработки у нас уже есть, которые азиатским спецам даже не снились. Хотелось бы верить.

Что касается «софтварной» конкурентоспособности, то здесь Россия старательно напирала на кадровый потенциал. Мол, наши программисты самые программистские в мире. В подтверждение своих слов как бы невзначай вспоминали недавние скандалы с хакерскими атаками на Вашингтон и Париж, в которых якобы был замечен «русский след». И, вроде бы, официально от этого власти открещиваются, а между тем намеками, да экивоками дают понять – смотрите, могем!

На ПМЭФ 2017 не так много говорили о санкциях, видимо, они всем уже надоели, и еще меньше – об импортозамещении. Лишь несколько раз звучали аккуратные замечания, что от политики санкций не выиграл никто, а в нашей стране надо серьезно подумать о качестве выпускаемой продукции, прежде чем планировать экспортную экспансию.

Тем не менее, президент РФ задал позитивный тренд, сообщив, что экономика России вступает в новую фазу роста. «ВВП России растет третий квартал подряд. Увеличиваются объемы ипотечного кредитования и продажи автомобилей. Инфляция будет по итогам года будет ниже целевой, то есть ниже 4%», - указал он.  

По словам главы государства, рост ВВП в России превышает только рост объема инвестиций. Неудивительно, что на волне таких вводных слов «сложное экономическое положение» или, не дай бог, «кризис» не звучало вообще.

Ведущие финансисты страны лишь заявили, что Россия вступает в новую эру денежно-кредитной политики. Россиян такие формулировки, скорее, пугают, чем радуют. Но на этот раз люди, профессионально считающие деньги, кажется, решили нас порадовать.

«Заканчивается эра снижения инфляции, и теперь вопрос стабилизации инфляционных ожиданий и поддержание инфляции в узком диапазоне около целевых уровней. Это качественная задача, она сложная, но в чем я точно уверен, так это в том, что у нас в Центральном банке команда одна из лучших в мире, она точно с этой задачей справится», - заверил, к примеру, глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Решать столь амбициозные задачи планируется не за счет увеличения расходов федерального бюджета, а через стимулирование бизнеса к инвестициям. Кажется, эту формулу наши алхимики от экономики вывели еще пару десятков лет назад. Но золота из свинца все что-то «не варится».

Ну, тупые…

Настоящим украшением ПМЭФ стало пленарное заседание с участием президента Владимира Путина, генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша, премьера-министр Габонской Республики Эммануэля Иссозе-Нгонде, премьер-министра Монголии Жаргалтулгына Эрдэнэбата, премьер-министра Республики Индия Нарендра Моди, президента Республики Молдова Игоря Додон и федерального канцлера Австрийской Республики Кристиана Керна.

Сам список участников «пленарки» уже о многом говорит. К слову, самые большие стенды в этом году – у Сербии и Индии, что тоже символизирует. Австрийский канцлер, г-н Керн, оказался весьма слабым защитником европейских позиций, г-н Додон проявлял чудеса лояльности, а премьер из Индии всем показал мастер-класс буддийской отстраненности и профессионального ухода от ответа на поставленные вопросы. И если бы не блистательное выступление нашего президента, главное заседание ПМЭФ имело все шансы стать весьма заунывным зрелищем.

  

Однако Владимиру Путину удалось превратить пленарное заседание в настоящее, не побоюсь этого слова, шоу. Временами мне хотелось ущипнуть себя, потому что меня не покидало ощущение, что я нахожусь на концерте Михаила Задорнова, который вот-вот скажет свое коронное «ну тупы-ы-ы-ы-ы-е». И хотя глава нашего государства так и не произнес этой сакраментальной фразы, она, очевидно, вертелась у него в голове, когда он комментировал действия западных властей и заявления иностранных СМИ.

Путин как-то сразу задал градус настроения «пленарки», сказав «Вольно!» приветствующей его стоя публике. «Да ну нафиг, он, наверное, «Велкам» сказал», - отказывались верить своим ушам мои соседи по конференц-залу. Но после того, как шутка запестрела в заголовках СМИ, сомнений уже ни у кого не осталось.

После программной речи Владимир Путин отшучивался, отвечая на все неудобные вопросы модератора встречи, ведущей телеканала NBC Мегин Келли. Журналистка припомнила все: от Крыма и Сирии, до тех самых хакерских атак. В ответ президент РФ цитировал известные анекдоты и на ходу придумывал афоризмы. Если вы не видели этого действа, настоятельно рекомендую. Многое уже разошлось на мемы.

«Судимы по делам будете»

Показательно, что при почти официальном противопоставлении России и западного мира, спикеры многочисленных панельных дискуссий охотно гарнировали свою речь англицизмами. «Я бы хотел остановиться на нескольких пойнтах обсуждаемой проблемы», «Давайте определим локейшн и уже от этого будем отталкиваться», «Возможно, вы не разделяете мой эксайтмент, но…». И никто не замечает, что это… забавно.

Хотя, конечно, ПМЭФ – это не только дискуссии с вольным и не очень изложением на заданную тему, с англицизмами или без них. Случаются здесь вещи и поконкретнее: подписываются контракты, заключаются соглашения, фиксируются на бумаге намерения по инвестпроектам. В этом году на форуме подписано около полутысячи подобных документов на общую сумму, приближающуюся к отметке в 2 трлн(!) рублей. И это, как говорится, из официально объявленного. По многим соглашениям суммы не оглашались под предлогом коммерческой тайны.

Такие суммы впечатляют только неподготовленных. Стоит прогуляться по форуму и услышать обрывки фраз, от беспристрастных «Ну, в прошлом году мы продали вооружения на 120 млн долларов», до эмоциональных «И что? Сколько они за него просят? 100? 150? 200 млн? Какая разница!», и уже понимаешь МАСШТАБ происходящего.

Кстати, Псковская область в этом году тоже в стороне не осталась. Губернатор региона Андрей Турчак также подписал ряд соглашений, среди которых соглашения о сотрудничестве с благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» и с автономной некоммерческой организацией «Агентство инвестиций в социальную сферу».

Еще наша высокопоставленная делегация побывала на оглашении инвестиционного рейтинга по регионам России, но, увы, похвастаться в этом году нечем. Аутсайдеров на презентации не ругали, надеюсь, мы и не в их числе, но и в лидерах нас тоже нет: в списке 20 самых инвестиционно привлекательных регионов Псковскую  область не назвали. С другой стороны, есть к чему стремиться. Возможно, к следующему саммиту в Северной столице нам-таки удастся заткнуть за пояс 82 конкурента – субъекта РФ.

К слову, даты следующего Петербургского международного экономического форума уже объявлены – 24-26 мая 2018 года.

Александр Серединин



Распечатать:     Комментарии: 1

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.031608104705811