Реклама на ЦДИ
 08.12.2025

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

Особые экономические зоны не стали эффективными – Счетная палата

04.04.2016 15:30 ЦДИ, Псков

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки деятельности особых экономических зон. Проверку провели  по поручению президента Российской Федерации.
 
Счетная палата проверила Минэкономразвития, ОА «ОЭЗ» (это организация, управляющая особыми экономическими зонами) и пять производственных площадок – в Хабаровске, Ульяновске, Москве, Иркутске и на Алтае.
 
Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры особых экономических зон оценивается в 334,2 млрд рублей. Однако десятилетний опыт существования особых экономических зон показывает, что они так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. «Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут», - заявил аудитор Сергей Агапцов.
 
О низкой эффективности работы экономических зон в рамках обсуждения итогов проверки сказала Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. «Самое неприятное, на мой взгляд, из показателей, даже не использование денег. На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 177 рабочих мест. Давайте соотнесем 121,9 млрд., которые вложили из федерального бюджета, 185,9 млрд. руб. - вместе с субъектами и 18 177 рабочих мест: разделите, сколько стоит одно рабочее место за 10 лет. О какой эффективности здесь можно говорить?», - заявила она.
 
Подготовка плановых документов по созданию и функционированию ОЭЗ со стороны Минэкономразвития России, региональных органов власти и управляющих компаний осуществлялась некачественно, а сроки их подготовки и утверждения в отдельных случаях затягивались на годы, сказано на сайте Счетной палаты.
 
Практически по всем ОЭЗ сроки подготовки и принятия документов, предусмотренных соглашениями о создании ОЭЗ, не соблюдались. По состоянию на 1 января 2016 года Перспективные планы развития ОЭЗ не утверждены по 16 из 33 зон.
Строительство объектов инфраструктуры осуществлялось медленно и с нарушением сроков строительства во всех ОЭЗ без исключения, что негативно отразилось на инвестиционной привлекательности проекта в целом. По состоянию на 1 января 2016 года из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526. При этом плановые значения, подлежащих вводу в эксплуатацию объектов, ежегодно корректируются, в связи с переносом сроков строительства объектов на более поздние периоды.
 
В свою очередь аудитор Счетной палаты Юрий Росляк, руководивший проверкой особой экономической зоны в Хабаровске, отметил, что срыв сроков создания инфраструктуры зоны приводят к отказу потенциальных резидентов от реализации инвестиционных проектов на ее территории. 
 
Ответственность регионов по выполнению финансовых обязательств соглашениями о создании ОЭЗ не предусмотрена. Так, по состоянию на 1 января 2016 г. обязательства региональных бюджетов не выполнены ориентировочно на 41,7% или более чем на 45 млрд рублей.
 
В результате неэффективных управленческих решений бюджетные средства, выделенные на цели создания отдельных ОЭЗ, значительно превышали реальные потребности. На 1 января 2016 г. объем неиспользованных управляющими компаниями средств федерального бюджета составил 24,8 млрд руб. Из них наибольшие остатки сформированы на счетах акционерных обществах «Курорты Северного Кавказа» – 7,8 млрд руб., «Особая экономическая зона «Иннополис» – 5,2 млрд руб., «Особые экономические зоны» – 3,5 млрд руб.
 
Как показала проверка, управляющие компании активно вели финансовую деятельность по размещению временно свободных денежных средств и в период с 2006 по 2015 гг. получили совокупный процентный доход в сумме 29,3 млрд руб. При этом финансовые операции носили высокорискованный характер. 
 
Проверка Счетной палаты выявила низкий уровень обоснования выделения бюджетных инвестиций. При этом неправомерное затягивание сроков строительства привело к значительному удорожанию работ. 
 
Преобладали практики принятия разовых решений и поручений при планировании расходов на создание и развитие ОЭЗ. Комплексного экономического анализа при обосновании выделяемых объемов бюджетных ассигнований не проводилось. 
В целом, по состоянию на 1 января 2015 г. объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составляет лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие особые экономические зоны.
 
Проверка показала, что финансовое положение ряда управляющих компаний на протяжении последних лет ухудшается, растут расходы на содержание построенных объектов, при этом источник финансирования не определен. Выручка АО «ОЭЗ» от продажи продукции, в основном, представляла собой выручку от операций, связанных с передачей в аренду имущества.
 
В ходе проверки выявлены факты, требующие соответствующего реагирования правоохранительных органов, отмечают в Счетной палате. Так, расходы управляющих компаний на услуги по разработке различных концепций по созданию и управлению ОЭЗ составили 578,7 млн руб. Фактически за счет федерального бюджета осуществлены расходы на оплату консультационных и маркетинговых услуг компании «JURONG CONSULTANTS PTE LTD» (Республика Сингапур) для ОЭЗ промышленно-производственного типа «Моглино» в Псковской области в сумме 112,9 млн. руб.
 
иллюстрация: Счетная палата
 


Распечатать:     Комментарии: 13

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Читают




Обсуждают