В 2016 году бизнесу придется работать в условиях дорогого доллара и спроса населения только на «соль-сахар-спички»
25.11.2015 19:45 ЦДИ, Псков
В 2016 году отечественному бизнесу придется вырабатывать не стратегию развития, а тактику выживания. Эта мысль была лейтмотивом заседания отраслевого отделения «Деловой России» по финансовому аудиту, которое провели сегодня в Москве.
В следующем году бизнесу придется работать в условиях высокой инфляции и дорогого доллара, согласились эксперты. Потребительский спрос будет продолжать падение. При этом кредитование потеряло привлекательность для бизнеса, да и банки сдержаны в предложении, заметил глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
«Обстоятельства вынуждают экономить на всем, повышать эффективность бизнес-процессов и производительность труда, отдавать все, что можно на аутсорсинг, отказаться от непрофильных, неперспективных и дорогих в содержании активов», а также снижать себестоимость продукции и переходить в эконом-сегмент, либо поднимать цены при высоком качестве, если клиент готов платить, говорится в документе, сформированном по итогам заседания.
«Понятно, что потребители будут меньше тратить на развлечения, на путешествия, дорогие покупки и прочие товары и услуги не первой необходимости. И больше - на еду и «соль-сахар-спички», то есть только на самое необходимое» - говорится в рекомендациях, которые приводит «Российская газета».
Ритейлеры уже сейчас создают магазины эконом-класса, а дорогие аптечные сети - аптеки низких цен. В то же время девелоперы, на бизнесе которых наиболее сильно сказывается кризис, уже начали распродавать жилую недвижимость по «черным пятницам», чего раньше в России не случалось.
В «Деловой России» советуют предпринимателям искать новые рынки сбыта в глубинке, в других регионах. Если есть накопленная подушка безопасности или возможность привлечь заемные средства на привлекательных условиях, то 2016 год - самое время для слияний и поглощений. Согласно принципу инвестора «покупай, когда дешевеет, продавай, когда дорожает».
Бизнесу предстоит экономить на всем и уделять внимание аудиту затрат. Один из вариантов - возможность дробить бизнес, даже крупный, на множество малых и пользоваться преференциями (в том числе налоговыми), которые предоставляет государство для малого бизнеса, советуют эксперты.