Реклама на ЦДИ
 13.12.2025

Бизнес / Промышленность  | весь раздел

Нас, беспокойных, уже вся страна знает: директор фабрики «Славянка» рассказала о том, что мешает и что помогает работать в условиях кризиса

23.12.2015 09:36 ЦДИ, Псков

В кабинете генерального директора фабрики «Славянка» - море цветов: Елена Косенкова недавно отмечала день рождения. «Поздравлений получила много - рассказывает она. - Губернатор, руководители фракций, конечно же, любимый коллектив, друзья...» Но даже праздники не меняют привычного ритма работы: подъем в 6.30, на работе - в семь, а дальше - планерки, совещания, обсуждение новых коллекций. Руководитель одного из градообразующих предприятий даже за рубеж ездит не отдыхать, а работать: договариваться с итальянцами о поставках высококачественных тканей, перенимать технологии у немцев, торговаться с китайцами... Экономический кризис - не повод опускать руки, уверена Елена Косенкова. Что же придает ей силы и чем сейчас живет фабрика «Славянка», узнал Центр Деловой Информации.

- Елена Александровна, как вы оцениваете состояние экономики России в настоящее время?

- Сегодня сложилась крайне негативная ситуация, которая в полной мере касается не просто страны, а каждого из нас, будь то простой житель или крупный предприниматель. Нас очень многое возмущает и поражает в решениях западных политиков. Но в то же время мы понимаем, что когда у нас были возможности становления своей экономики, когда барель нефти стоил 120 долларов, мы просто сидели на этих деньгах. Господин Гайдар говорил: «Мы все из-за рубежа привезем». В результате у нас остались единицы тех предприятий, кто смог выжить, текстильная промышленность уничтожена почти полностью, к великому сожалению. Льна в стране нет, если где-то еще есть остатки - то для нашего ассортимента он не пригоден. Лен мнется, у этого волокна нет того внешнего вида, за который бы заплатил деньги покупатель и сказал спасибо. Ведь мы работаем на рынок. Мы не работаем на склад - это слишком дорогое удовольствие: куда мы потом с этим складом поедем?

- Кто из российских производителей тканей сохранил свое производство и с кем из них сотрудничает «Славянка»?

- Тверской комбинат, ткацкая фабрика имени Веры Слуцкой в Санкт-Петербурге, камвольная фабрика «Октябрь» в Москве, производившие в советское время одни из лучших тканей, сейчас утратили свою жизнеспособность. Сегодня мы работаем по текстилю только с двумя российскими предприятиями. Это Брянский и Свердловский камвольные комбинаты, работавшие когда-то на Миноборону. Они выпускают часть необходимых нам артикулов ткани. Но им не хватает оборудования и технологий для обеспечения высокого качества тканей. Да и сырье оставляет желать лучшего. Новозеландская, австралийская шерсть дает хорошее качество, наша пока похвастаться тем же не может. Российская шерсть очень засоренная, грязная, очень проблемно привести ее в хорошее состояние. Главная проблема в том, что она короткошерстная, за счет этого ткани начинают пилинговать (на материале образуются катышки). Такое, конечно, ни один уважающий себя человек не наденет. К тому же ценник на российские ткани вырос за последние месяцы.

Мы берем совсем небольшой процент тканей у российских комбинатов: на детскую форму, на мужские брюки, немного на костюмы. Выбираем то, что будет соответствовать требованиям качества и рынку. Например, «Детский мир» заказал нам школьную форму только из свердловской ткани.

- Насколько уровень заграничных тканей отличается от наших? Где вы закупаете материал?

- Одна из лучших тканей - это турецкая поливискоза, хорошее качество у европейского сырья, самые хорошие ткани, конечно, итальянские. На третьем месте – китайские. Турецкие ткани сегодня ни один комбинат не заменит. Мы заказали на первое полугодие 160 тысяч метров, и, откровенно говоря, не знаем, что будет. Знаю, что готовую продукцию прекращают поставлять в Россию, и это правильно. У нас есть предприятия, которые могут дать достойный уровень по продукции. Я не сторонница позиции «всех запретить», на рынке места много, но как российский производитель я заинтересована в расширении отечественного рынка. Например, у белорусов - 30% импорта, а 70% обеспечивают свои предприятия. Может, это плохо, может, хорошо - я не знаю, но там промышленность выжила. По текстилю хотелось бы сотрудничать с турками и дальше.

- Но пути перекрыли, или какая-то перспектива есть?

- Пока вопрос решается. Каждый день поступает разная информация.

 - Если смотреть по соотношению тканей производителей из разных стран - сколько вы используете турецкого, итальянского и нашего сырья?

- У нашего 1% не будет. Турецкого - 30%. Чуть больше трети - китайские, остальное - Европа. Мы бы с удовольствием работали только с Европой, там производят великолепные ткани. Но за последние несколько лет у нас появились вопросы по качеству тканей и к европейским текстильщикам. Ткань тоже может пилинговать, может быть с текстильным пороком: чтобы удешевить ткань, они начинают вкладывать другие компоненты. Никто не запрещает нам закупать в Европе сырье, но на валютном рынке творится полный беспредел.

- Стоимость продукции пришлось в течение года поднимать?

- А как же?! Иначе при нашей рентабельности пришлось бы закрывать предприятие. Для меня сейчас главная стратегия - сохранить коллектив, решать хоть какие-то вопросы технического прогресса, нельзя остановить производство – надо двигаться дальше. 

Не буду скрывать: покупательская способность упала. По псковской площадке ноябрьский план выполнен всего на 62%. Но мы покрыли другими своими площадками: Москва поднялась, Санкт-Петербург, Новосибирск неплохо работает. А вот у регионов, куда псковская площадка поставляет свою продукцию, денег мало. Я не знаю причин - может быть, упала заработная плата, может быть, люди напуганы новостями, понимаю одно: сегодня невозможно продать объемы, сниженные по сравнению с уровнем 2008 и 2009 года. Если мы видим, что есть какая-то возможность снизить цену для псковского покупателя, например, объявить скидки, - мы это делаем. Сейчас как раз идет предновогодняя ярмарка со сниженными ценами.

- Чувствуете ли вы какую-то поддержку со стороны государства?

- Я много лет работаю в легкой промышленности, и как-то не была связана с министерствами, союзами, единственный союз, где мы долго состояли, - Российский союз производителей одежды. Но за последние несколько лет министерство серьезно занялось нашими проблемами и предпринимает меры для того, чтобы предприятия не стояли. В этом году особенно: запрос идет по любым направлениям, чего раньше никогда не было.

Приятно знать, что ты не один в поле воин, что тебе хотят помочь. Например, со стороны министерства поступило очень хорошее предложение о совместной работе с посольством Италии в России. Мы будем рады поработать с итальянцами в плане консалтинговых услуг, дизайн-разработках по новому оборудованию и новым технологиям. 

Я вижу огромную заинтересованность со стороны правительства: идут письма, серьезно прорабатывают вопросы импортозамещения. Только вопрос - когда это начнет работать. Говоря откровенно, я бы сегодня не спешила с решением по Турции. Пока поработали бы, а за это время создали бы что-то у себя. У нас же все из-за рубежа: оборудование, ткани, технологии. Своего - нет. Мы по остаточному принципу сегодня существуем, у швейников сейчас низкая зарплата.

- Судя по последним цифрам из Росстата, за 9 месяцев 2015 года зарплаты в отрасли выросли.

- Написать можно что угодно. Не надо себя успокаивать, надо ходить по предприятиям и смотреть, кого еще можно спасти, как поддержать. Не дать возможность упасть другим предприятиям. 

Конечно, мы делаем все возможное, чтобы наше предприятие работало, чтобы люди были социально защищены. У нас прекрасная столовая, есть медицинское обслуживание, база отдыха, общежитие, библиотека.

- Есть ли какие-то финансовые механизмы поддержки со стороны государства?

- Министерство предлагает ссуды под 1/3 ставки рефинансирования. Я сегодня не могу себе позволить этого сделать, потому что такой шаг приведет к удорожанию продукции. В это сложное время министерство приняло положение, по которому создан фонд для промышленности, предоставляющий средства по 5%-ной ставке. Но берешь чужие - отдаешь свои. Поэтому пока желания воспользоваться этим предложением нет. Я очень в этих вопросах осторожна.

- Насколько эффективной оказалась такая мера господдержки, как рекомендация введения школьной одежды?

- Мы приняли активное участие в этой программе. Ежегодно мы участвуем в выставках детской одежды в Москве, являемся членами Союза производителей школьной формы. Сейчас сделали новую коллекцию для девочек на 150 моделей, освежили ассортимент для мальчиков. Но, к сожалению, районы нас очень здорово подвели. Тот порыв, который был по всей стране - что дети должны ходить в школу в форме, - мы в области потянули слабо. Псков - получше, мы даже открыли магазин у себя на территории, где продавали школьную форму: там было не протолкнуться. Но если сегодня ослабится вопрос по школьной форме, если снова вернутся к джинсам, то все наши усилия будут напрасны.

Программа нужная, важная - с любой стороны, куда ни глянь. Псковичи покупают у нас форму - эти же деньги идут в областной бюджет, из которого получают зарплату наши врачи, учителя, госслужащие. Приобретая у нас костюмы, вы можете быть уверены в том, что у ребенка не будет никакой аллергии, что форма прослужит вам дольше, чем купленная у неизвестно кого.

- Несмотря на экономические проблемы, шквалом обрушившиеся за последний год на многострадальную российскую промышленность, фабрика, которую вы возглавляете, умудряется сохранять стабильность. Какие меры вы предприняли для этого?

- Мы прилагаем максимум усилий для экономии средств на всех направлениях. Коллектив поддержал нас в непростое время. И большая благодарность нашим партнерам: у нас очень много покупателей. В России, Латвии, Эстонии, Молдове, Монголии, Казахстане - везде нас поддержали. Всем сейчас тяжело, поэтому надо понимать, что поможет только взаимовыручка. Мы готовим и отправляем во многие инстанции предложения, которые, как мы считаем, могли бы нам помочь. И к нам прислушиваются, в этих вопросах помогают Областное собрание и Торгово-промышленная палата.

- Кстати, что входит в перечень таких мероприятий?

- Во-первых, это минимизация тех затрат, которые вымывают деньги. Например, в советское время налогооблагаемая база считалась не с отгруженной продукции, как сейчас, а с реализации. Было бы неплохо вернуться к такой системе: поступили деньги на счет - тогда и забирайте с нас налоги. Предлагаем снизить уровень НДС. Сейчас, что бы мы ни сделали, к окончательной цене добавляется 18%. Почему 18? Дайте нам на 3-5 лет сегодня послабление - до 10% хотя бы, чтобы мы не поумирали все, чтобы не осталась страна без легкой промышленности. К слову, НДС 10% начисляется на детскую продукцию. Но детской, по старинке, она считается только до 46-го размера. Это когда дети уже совсем другие - некоторые носят 58-й размер. Мы сшили для таких специальную коллекцию, но на нее НДС не снижается: говорят, а вдруг мужчины будут покупать? Но ведь у этих костюмов другая конструкция, другие ткани, уважающий себя мужчина не наденет это. Да и в артикуле пишем «костюм для мальчика». Но воз и ныне там.

Я не хочу называть ту цифру по налогам, которые фабрика должна дополнительно заплатить за то, что работает с валютой. Спасибо хоть налоговая дает рассрочку платежа - но все равно платим пени за несвоевременные платежи. А куда деваться? Между тем, при нашей низкой рентабельности мы стараемся привлечь покупателей за счет хорошего качества и низкой цены.

Хотим также привлечь внимание государства к проблеме целевого бюджетного обучения в высших учебных заведениях. Считаю, что мы должны вернуться к системе распределения выпускников, обучающихся на бюджетной основе. Подвижки по этому вопросу есть.

 - Елена Александровна, близится Новый год. В это время принято строить планы на будущее. Какие планы у фабрики «Славянка» на 2016 год?

- Во-первых, мы приготовили новую коллекцию для девочек - 150 моделей. Есть новые модели для мальчиков. Плюс 360 единиц - новые модели для мужчин. 11 января коллекция уедет в Санкт-Петербург, 19-22 января ее ждут в Москве, после - в Новосибирске. Была проделана очень большая работа, наши сотрудники выезжали в Милан: там нас уже знают многие годы, нас приглашают на свои стенды, показывают новые наработки.

Мы усилили сегодня коммерческий отдел, кое-что поменяли в кадровой политике. Начинаем работу через интернет-магазин, полным ходом идет фотографирование коллекции и тех товаров, которые мы хотели бы продавать. Выполнили уже порядка 80% этой работы, хотим запустить проект уже к Новому году. Кроме  интернет-магазина, у нас появится также интерактивный каталог - это абсолютно новое направление в нашей деятельности. 

Прорабатываем вопросы по новым направлениям: хотим вернуться к ассортименту, от которого когда-то ушли, рассматриваем также абсолютно новое швейное направление, в которое хотим войти. Есть определенные намерения относительно Моглино. В администрации и ПсковГУ мы уже об этом разговаривали, правда, документов пока не подписали. Там же должно быть организовано и производство, и учебное заведение, и сбыт...

Мы очень активно участвуем во всех мероприятиях, которые проходят по Северо-Западу, в Москве: то ли потому, что продукция у нас хорошая, то ли потому, что мы такие беспокойные, нас уже, наверное, вся страна знает.

Беседовала Елена Никитина





На чём вы экономите?








смотреть результаты




Читают




Обсуждают