Реклама на ЦДИ
 19.04.2024

Бизнес / АПК  | весь раздел

«Псковский продукт»: Лиха беда начало

08.06.2015 09:36 ЦДИ, Псков

Санкционные яблоки из Польши made in Belarus, разрешенный импорт и приветы из далеких регионов России – всего этого на прилавках псковских магазинов хоть отбавляй. Продукция псковских предприятий и фермеров на этом фоне выглядит сиротливо. Согласитесь, странное положение дел для аграрного региона. При этом местные товары  чаще можно купить не в магазинах, которые посещают большинство псковичей, а на плохо оборудованных рынках, иногда речь идет лишь об импровизированном прилавке и торговле с колес.

Как повысить узнаваемость и конкурентоспособность псковской продукции? Как поддержать местных производителей?

Эти вопросы обсудили на прошлой неделе участники встречи, посвященной созданию торговой марки «Псковский продукт». Говорили о новом бренде, о продажах под этой торговой маркой, о федеральных сетях - в общем, о том, как оказаться ближе к покупателю.

Чтобы нас услышали

Идейным вдохновителем создания торговой марки «Псковский продукт» выступает председатель совета Псковского регионального отделения ООО «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Псковский хлебокомбинат» Виктор Почернин.

«Перед каждым производителем стоит важная задача – реализовать свой товар.  В этом году в Псковской области планируется открыть 20 больших федеральных магазинов. Логистика федеральных сетей настолько технологична и направлена на получение прибыли, что с нами федеральные сети просто не хотят работать. В случае создания ассоциации, которая будет работать как единая структура, федеральные сети обратят на нас внимание и будут с нами сотрудничать», - уверен Виктор Почернин.

По его мнению, создание ассоциации поможет решить многие вопросы и позволит местным производителям быть услышанными администрацией, управлением сельского хозяйства, комитетом по экономическому развитию.

Виктор Почернин напомнил, как 15 лет пекари области обсуждали, что нужно объединяться, иначе не выжить. «Но в тот момент все заговорили «мы главнее». Сейчас в Псковской области осталось всего три предприятия, которые пекут, - отметил он. - А в псковских магазинах - хлеб конкурентов из Питера, Москвы, Смоленска, Беларуси».

Главной идеей создания ассоциации, по его мнению, должно стать осознание того, что псковские производители не смогут заполнить рынок, не объединившись. Положительным примером продвижения местных продуктов он назвал сеть «Омские продукты», которая не так давно начала функционировать в Омской области, но уже зарекомендовала себя как перспективный проект.

Кадры решают все

Участники встречи сошлись во мнении, что одним из важнейших вопросов создания ассоциации является тема кадров. В первую очередь нужен человек, который бы взял на себя всю организационную работу.

«Создание ассоциации производителей и переработчиков – это очень важный вопрос, - заявила заместитель руководителя госкомитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области Лариса Куликова. - Но в то же время, мы много всего создавали, но все разваливалось. Все потому, что подходить к созданию надо очень внимательно - нужно создать определенные условия – правовые, организационные и экономические.

Парадоксально, но, как показывает опыт, на Псковщине никак не получается скооперироваться, каждый тянет одеяло на себя.  Данный факт Виктор Почернин объяснил так: «Любой предприниматель всегда по-своему прав. Когда предприниматели объединяются, то возникает ответственность перед объединением. И тут не каждый готов к такому положению дел». А в качестве примера он привел историю создания известного бренда Valio, когда три фермера объединились и спросили остальных – хотите с нами?

«Проект нужен, он необходим. Я думаю, что все жизнеспособно, тут вопрос в другом – у кого хватит сил все это двигать? Тут надо дожимать. У нас без дожима не пойдет», - уверена Лариса Куликова.

Ее поддержала и директор ЗАО «Славянка» Елена Косенкова. «Во главе ассоциации должен встать человек активный, дальновидный, настоящий специалист и профи, который решит все вопросы. Потому что мы с вами сами объективно не готовы активно в этом деле участвовать. Да, мы хотим, чтобы все развивалось, но против того,  чтобы с нас брали какие-то деньги, чтобы у нас лишнего попросили и так далее», - выразила она общую точку зрения.

«Прогрессивные люди понимают необходимость создания ассоциации. Поддерживаю, что нужен человек, который не только взялся бы за это, но еще и горел бы этим делом», - высказала свое мнение первый заместитель начальника главного госуправления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Татьяна Бабичева. Говоря о важности роли человека, который займется созданием ассоциации, она привела пример создания ассоциации фермерских хозяйств: «Очень много говорили об ассоциации фермеров, потом появился Александр Задонцев, которого сначала даже никто всерьез не воспринял, потому что он не был фермером. Но, тем не менее, он взялся за это дело и объединил».

Без логистики никуда

В случае создания ассоциация станет определенным гарантом, что труд псковских производителей не пропадет, что весь товар будет реализован. Значит, речь идет о четко выстроенной системе логистики и маркетинга.

Нынешние трудности в логистике приводят к тому, что продукцию далеко не всех производителей области можно купить в псковских магазинах. «Почему в наших магазинах не продают пушкиногорское масло? Зачем привозить издалека, если можно взять у себя? Обидно, что имея то, что мы можем предложить нашему покупателю, мы не научились сегодня создавать условия», - говорит Елена Косенкова.

Причина этого, по мнению заместителя председателя совета Облпотребсоюза Николая Теслы, - отсутствие налаженной системы логистики.

«Работа с мелким производителем носит локальный характер. Нельзя сказать, что мы их блокируем или отказываемся с ними работать. Если говорить конкретно о Пушкиногорском молочном заводе, то проблема заключается в том, что южную зону области мы не обслуживаем по причине отсутствия логистики. В то же время мы очень активно и плодотворно работаем с коллегами из Печорского района», - сказал он. 

Узнаваемость и качество

Хорошо раскрученный и узнаваемый бренд – это важная часть успеха продвижения местной продукции. Необходимость разработки бренда ни у кого не вызывает сомнений. «Безусловно, нужен какой-то узнаваемый знак псковского продукта. Потому что на данный момент нет узнаваемого продукта или узнаваемой стилистики», - говорит Николай Тесла.

Поддерживает идею создания псковского бренда и президент ассоциации фермерских хозяйств Александр Конашенков. Причем, по его мнению, бренд должен распространяться не только на продукты питания, а ко всему прочему должен объединять и фермерские хозяйства, и крупные предприятия. «Мы «за» целиком и полностью, к этому надо стремиться. Мы будем стараться, чтобы наша ассоциация фермеров тоже помогала в продвижении псковских продуктов», - заверил он.

При этом участники встречи согласились с тем, что никакой бренд не поможет, если предлагаемая продукция не будет действительно качественной. 

«Я не пищевик, у меня совершенно иное производство, но я покупатель. Понимая, какой должен быть обмен между покупателем и производителем, я в этой ситуации ставлю себя на место покупателя, - заявила Елена Косенкова. - Вы захотите покупать ту картошку, которую продают наши фермеры? Как правило, это грязная картошка, грязная морковь, убогие яблоки и так далее».

По ее мнению, сейчас очень важно думать еще и о сбыте своей продукции цивилизованным способом, чтобы продукция дошла до покупателя качественная, в хорошем виде, чтобы людям хотелось ее купить. «Почему нет рекламы, которая бы говорила – как и из чего делается местный продукт?», - задала в большей степени риторический вопрос Елена Косенкова.

Важно отметить, что идея создания бренда нравится и самим фермерам. Например, присутствовавшая на встрече член совета ассоциации фермерских хозяйств Надежда Кипяткова с уверенностью заявила, что под маркой «Псковский продукт» ей будет приятно поставлять свою продукцию. При этом она уверена, что заслужила возможность воспользоваться брендом.

«Мы сейчас очень тщательно следим за качеством, поэтому мы достойны звания «Псковский продукт», - сказала она.

Если же говорить о продвижении бренда, то у директора АНО «Фонд гарантий и развития предпринимательства в Псковской области» Светланы Журавлевой уже есть определенные наработки благодаря альтернативному проекту. «У нас есть и желание, и возможности», - заявила она, полностью поддержав идею создания ассоциации псковских производителей.

Ассоциация как гарант

Псковские фермеры уже неоднократно заявляли о том, что готовы производить гораздо больше продукции, но в этом стремлении их останавливает страх не продать товар. Именно создание ассоциации, по мнению собравшихся, поможет решить и эту проблему.

Одним из наиболее выгодных каналов реализации продукции могут стать госзакупки. К сожалению, сейчас не все псковские фермеры имеют возможность принимать участие в тендерах.

«Да, есть 44 закон, по нему получается, кто дешевле, тот и прав, - говорит Виктор Почернин. - Если же выступает ассоциация, то это уже единый механизм. Потому что не каждый готов внести 2 млн задатка для участия в торгах. Если мы выработаем механизм, он будет работать полностью».

Татьяна Бабичева особо обратила внимание на еще один немаловажный факт – для успешной работы фермерам необходима поддержка, чтобы они были уверены в завтрашнем дне. «Сейчас постоянно вносятся новые правила в порядок субсидирования, чтобы фермеры платили свои 3-4%, а субсидии шли уже непосредственно банкам. Это бы сняло нагрузку с фермеров», - сказала она.

Слово фермеру

О неправильной работе, которая проводится сейчас с целью поддержать псковских фермеров, заявил председатель ассоциации фермерских хозяйств Юрий Филькин

«Фермер должен производить продукцию, а у нас у фермера болит голова еще о том, куда девать продукцию. У нас нет нормальных хранилищ, логистики, собственного транспорта, - перечислил он. - Не надо организовывать места, фермеру некогда торговать, ему надо работать в поле, он должен вырастить и сдать оптом.  Помыть, почистить, расфасовать и вовремя отвезти продукцию в магазин должны уже другие люди. Сейчас фермер половину своего времени занимается не тем, чтобы вырастить качественный товар, а бегает с кошелкой по всему региону – куда бы его продать. В итоге половину урожая он испортит, а сам всегда с протянутой рукой».

По словам фермера, кредиты производители сейчас воспринимают, как нечто очень рискованное: «Почему я не прихожу в банк за кредитом, чтобы развить хозяйство? Да потому что я не знаю, сколько я на следующий год посажу овощей, куда я их сбуду. У меня нет гарантий – реализую я свой товар или нет. Если бы я как в Европе знал, что у меня сто тонн картофеля заберут по такой-то средней цене, и я получу столько-то денег, то мог бы рассчитать все и взять кредит». 

Как реализовать идею?

Поддержка и продвижение товаров местного производства – тема, которая давно обсуждается во многих  регионах. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Аркадий Мурылев видит два варианта развития событий. «Первый – мы создаем бренд и продвигаем его. Интересная идея, но, на мой взгляд, очень длительная. И пока не совсем понятно, как это все будет реализовываться».

Второй вариант, по мнению Аркадия Мурылева, - это аналог того, что сейчас успешно реализуется в Омске, где пошли по другому пути – там открыли магазины «Омские продукты». «Но надо учитывать, что проект был создан без участия власти, с помощью иностранного инвестора. Там создано юрлицо, а для реализации магазин принимает только товары производителей Омской области», - пояснил Аркадий Мурылев.

При этом он выразил сомнение, что на уровне Псковской области можно будет найти инвестора без участия власти. «Но если же власть сможет в этом чем-то помочь – предоставить помещение, например, то возможно что-то и получится. В любом случае идея хорошая, поскольку псковские производители сейчас обделены вниманием», - сказал он.

При этом он предложил не делить псковских производителей на достойных. «На первоначальном этапе всем нужны равные условия. А потом уже покупатели поймут, что качественное, а что нет», - уверен бизнес-уполномоченный.

Лиха беда начало

Это была первая встреча, на которой псковские производители, представители власти и фермерских хозяйств обсудили необходимость создания ассоциации и торговой марки «Псковский продукт».

Говорить о каких-то сдвигах в данном вопросе пока не приходится. Но ясно одно, что существует проблема, преодолеть которую будет очень сложно - предприниматели, производители, фермеры еще не научились доверять друг другу, наладить взаимовыгодные отношения им очень сложно. Поэтому, скорее всего, в плане создания ассоциации, сначала придется довольствоваться малым.

Но инициаторов проекта это не пугает. «Когда будет результат, остальные тоже подтянутся», - уверена Светлана Журавлева.

Виктор Почернин в свою очередь уверен, что псковским производителям просто необходимо работать на опережение: «Если мы опоздаем, задавят нас и батька, и другие конкуренты».

Кадровые и организационные вопросы в деле создания «Псковского продукта», безусловно, важны. Но реальность такова, что ведущая роль на рынке сейчас принадлежит торговым сетям. С ними надо считаться и полностью соответствовать их запросам. Более того, у них есть жесткое требование, порой просто нереальное для псковских фермеров - поставки определенной группы товаров должны быть круглогодичными. Значит, решить вопрос продвижения местной продукции без строительства складов и хранилищ точно не получится.

Готовы ли псковские производители к определенного рода финансовым затратам? Смогут ли они договориться? Это покажет время. Пока же Made in Pskov - это и псковский хлебокомбинат, и фермеры, и бабушка, торгующая на рынке овощами и зеленью с грядки. Каждый сам за себя.

Екатерина Степанова



Распечатать:     Комментарии: 15

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.050018072128296