Реклама на ЦДИ
 24.04.2024

Бизнес / АПК  | весь раздел

Все вокруг колхозное

10.03.2015 17:40 ЦДИ, Псков

ООО «Экосельхозинвест» не вылезает из судебных тяжб, глава холдинга винит во всем власти, экс-коллеги сомневаются в адекватности инвестора.
 
Амбициозный агропроект рухнул, но дела его живут. Дела эти, связанные с развернутым в Псковской области холдингом под названием «Экосельхозинвест», одно за другим рассматривают в суде. Только с начала этого года ООО «Экосельхозинвест» предоставило несколько поводов встретиться в арбитраже. Причина одна и та же – банкротства бывших колхозов, которые когда-то как под дудочку Нильса вошли в состав расхваленного инвестором проекта.
 
Смотрим практику арбитража за этот год. Январь – «Экосельхозинвест» подал заявление о признании банкротом сельхозкооператива «Правда». Февраль – на три месяца продлевается срок конкурсного производства в рамках дела по заявлению ООО «Экосельхозинвест-1» о признании его банкротом – надо продать имущество должника, а именно доли ООО «Юг» и ООО «Искра». Также февраль – банкротство великолукского ОАО «Полибино», входившего в состав «Экосельхозинвеста». Ну а год-то только начался.
 
Напомним, куда более богатым на события был для «Экосельхозинвеста» 2008 год. Тогда Псковская область познакомилась с Игорем Устиновым. Он начал фигурировать в псковских СМИ как представитель инвестора, создателя «Экосельхозинвеста», рассказывал, водя экскурсии по Островскому молочному заводу, как тут будет хорошо и красиво, когда завод накачают инвесторскими деньгами.
 
За плечами Игоря Устинова к тому времени было много интересного. Уроженец города Дно, выпускник Полибинского детского дома, в девяностые он быстро уловил ваучерную перспективу и снял сливки с ЧИФов (чековых инвестиционных фондов), стал акционером нескольких компаний, ныне ликвидированных, а также приобрел акции ОАО «Кировский завод». Недолго, но все-таки был советником Сердюкова, когда тот «управлял» обороной страны. А потом отправился прямиком в Псковскую область.
 
Псковское село было вторичным. Изначально, утверждают источники ЦДИ, Игорь Устинов решил скупить на Псковщине землю. Однако землю просто так не продавали, пришлось брать нагрузку в виде заводов-колхозов. Вот так и получилось, что в устиновский «Экосельхозинвест» вошли два молзавода, Островский и Пустошкинский, и сюда же вступили 39 хозяйств. Земли через край.
Обратный отсчет
Вступившие хозяйства как по волшебству стали превращаться из СПК в ОАО с участием капитала Устинова. Юридически реорганизацию оформляли представители Устинова, реестры всех вновь созданных акционерных обществ были переданы в подконтрольное ему ЗАО «Регистроникс». На тех, кто отказывался становиться ОАО, подавали в суд – так было с упомянутой выше «Правдой», арбитраж, впрочем, встал на сторону сельхозкооператива. Впрочем, «Правда» впоследствии разделила судьбу АО, вошедших в состав агрохолдинга – и стала банкротом.
 
Далее все имущество акционерных обществ перешло в «Экосельхозинвесты» - их было несколько, за порядковыми номерами. «Экосельхозинвесты» якобы платили аренду бывшим СПК, хотя на самом деле не платили ни за что. Соответственно, «Экосельхозинвесты» обанкротили, вместо них возникали какие-то новые конторы, в них переводили работников, конторы арендовали имущество бывших СПК, и далее по кругу. Итог – все, кто входил в состав агрохолдинга – банкроты или в стадии банкротства.
 
Для посторонних все стало очевидным уже в 2009-м. В феврале инвесторы еще заявляли, что готовы вложить в Островский завод целый миллиард, а летом того же года поставщики молока взбунтовались – новый инвестор платить за сырье 19 миллионов рублей будет или нет? «Или нет» честные крестьяне говорили тогда для связки слов, рассчитывая на порядочность. Оказалось – и правда «или нет».
 
Областной бюджет авансировал Устинову деньги для погашения молочных долгов. Худо-бедно продержались еще год. В один далеко не прекрасный день, в октябре 2010 года, инвестор без объяснения причин прекратил поставки молока на Островский завод, отправив все собранное в хозяйствах молоко в Гатчину. Хотя причины понятны – зачем отдавать на собственный «балластный» завод, если в Гатчине заплатят? С этого дня начался обратный отсчет жизни агрохолдинга, относительной стабильности и каких-то надежд – для полутора тысяч крестьян из СПК-АО, которые попали под раздачу.
 
«Искренне верила в проект»
 
Татьяна Матвеева – топ-менеджер псковского проекта. В общей сложности работала с Игорем Устиновым на протяжении 12 лет. Агробизнес в Псковской области стал для нее абсолютно новым направлением. Начала с сельхозпредприятий на юге области, потом возглавила холдинг вкупе с Островским заводом.
 
- Я всегда занималась другим – ценными бумагами, инвестированием. Но по мере своих сил старалась и здесь, в Пскове, добросовестно выполнять работу. Мне было интересно. Я понимала все беды людей. Искренне верила в проект, - говорит Татьяна Матвеева. – Но когда закончили поставлять молоко на Островский завод – все стало понятно. Я уже не могла ничего сделать. Финансирование прекратилось в один момент, резко. С банкротства завода началось и банкротство других хозяйств.
 
Позже губернатор Андрей Турчак выразил сожаление ситуации, сложившейся в восьми районах Псковской области из-за подрывной деятельности «Экосельхозинвеста»: «К сожалению, мы - наследники ситуации, когда в регион  заходили инвесторы, которые никогда не занимались сельским хозяйством. Например, предприятие «Экосельхозинвест». Очень много СПК, сконцентрированных в южных районах области, оказались в рамках деятельности этих инвесторов. К сожалению, планы, которые декларировались, не были осуществлены».
 
Где деньги?
 
Параллельно банкротствам идет другая судебная волна. Свеженазначенные Устиновым руководители проекта и главы сельскохозяйственных АО требуют с предыдущих руководителей (то есть с  председателей бывших СПК и Татьяны Матвеевой) миллионы за все – ржавые трактора, утраченный асфальт, разваленные коровники. В частности, с Матвеевой – 500 млн рублей в общей сложности.
 
- Претензии неправдоподобные, для меня это был шок,- пожимает плечами Татьяна Матвеева. - Я оттуда ни рубля не взяла. По многим предприятиям иски отозваны в связи с отсутствием доказательств, думаю, все остальные процессы тоже этим же закончатся. Такое впечатление, что человек, который стоит во главе всего этого, не совсем адекватен.
 
В «Экосельхозинвесте» комментарии на эту тему посчитали преждевременными. А вот на другие вопросы ЦДИ ответили.
 
Кризис!
 
Представители «Экосельхозинвеста» уверяют – агробизнес приказал долго жить исключительно из-за внешних причин. Виновны в разрухе финансовый кризис, правительство и областные власти.
 
-  В 2008-2009 был мировой финансовый кризис, Минсельхоз отказался от основных федеральных целевых программ, и средства в сельское хозяйство перестали идти, - говорит преемник Татьяны Матвеевой, руководитель холдинга Вячеслав Борисов. - Сыграла свою роль конкуренция с импортом. Импорт датируется своими государствами на 15%-70% ), а отечественная сельхозпродукция - на 1%-3%. Все эти вопросы не в компетенции региональной власти, а в компетенции правительства РФ. Что касается региона, то не было в полной мере реализовано инвестсоглашение - газ не подвели к Островскому и Пустошкинскому молокозаводам, землю оформить не помогли. С землей вообще большая проблема - идет разрушение традиционного единого земельного массива - единого агротехнического сооружения, которое создавалось почти сто лет.
 
Вячеслав Борисов указал также на диспаритет цен  на сельхозпродукцию и составляющие затрат сельхозпроизводства – но эту причину уж точно нельзя назвать неожиданной. Аналитики проекта – если они были конечно, - должны были в первую очередь озадачиться рентабельностью проекта – опять же, если бы нужна была не земля, а сильный агропроект. 
 
Сакраментальный вопрос - осталось ли какое-то имущество на  территории Псковской области в собственности агрохолдинга либо связанных с ним организаций? 
 
- Вопрос поставлен некорректно, - считает Вячеслав Борисов. - Дело в том, что в 2007-2008 годах «Экосельхозинвестом» было проинвестировано в сорок сельхозпредприятий области 1,2 млрд руб. И эти средства все пришли и работают в области до сегодняшнего дня. Вопрос в том, что часть имущества (тракторов, автомобилей, скота, строительных материалов) перекочевало из ОАО на частные дворы бывших работников предприятий; или часть объектов недвижимости были разобраны и распроданы на материалы, и тому подобное. Но с этим вопросом сейчас разбирается суд. Главное, что все ОАО существуют до настоящего времени.  А что с 2007 года произошло со многими другими хозяйствами, которые не входили в «Экосельхозинвест», вам и самим хорошо известно!
 
Может возникнуть впечатление, что все ОАО благоденствуют. Нет, еле вылезли из кризиса – тот, кто вылез. Подробности читайте здесь. При все при этом нынешний представитель Игоря Устинова не исключает возрождения «Экосельхозинвеста» - «при изменении налоговой, земельной и с/х политики правительством РФ». 
 
А что же с псковской землей? Оформлена на физических лиц, которые ее покупали.  Фамилии Устинова нет, но источники ЦДИ утверждают, что фактически вся земля – в его собственности. Доверенность когда-то была оформлена на Татьяну Матвееву, но когда ее уволили – заставили переподписать документы на других людей, рассказала она ЦДИ.
 
Агония авантюры
 
- Игорь Устинов – мой давний знакомый, мы с ним вместе являемся акционерами питерского «Кировского завода», - комментирует  ситуацию известный петербургский юрист Михаил Маслов. - Для меня его псковская авантюра – загадка, даже не она сама, а ее нескончаемая агония. Понятно, что концессия потерпела оглушительный крах, так зачем же этот гигантский шлейф судов, банкротств, выяснения отношений? Игорь Владиславович в оправдание упоминает о неких таинственных акционерах «псковского проекта», интересы которых он якобы до сих пор отстаивает, намекая, очевидно, на бывших, мягко говоря, высокопоставленных служащих Минобороны и Спецстроя, с которыми Устинова сводила судьба. Для меня очевидно, что за этим проектом стоит лично Устинов. Надо отдать должное мужеству этого человека, его упорству: потратить более миллиарда рублей собственных средств, годы жизни на выяснение отношений с собственными менеджерами – дорогого стоит. Уверен, что Псковская область, при пассивности органов госвласти, еще не один год будет наблюдать разложение «Экосельхозинвеста».   
 
Помните, есть такая фраза – «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». «Экосельхозинвест» давно пытается доказать это в суде. С этим бы энтузиазмом – да на фермы и поля. Точно все колосилось бы.
 
Андрей Терентьев
 


Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.03589391708374