Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Бизнес / АПК  | весь раздел

Работать на природе - непросто, но перспективно

31.08.2016 09:53 ЦДИ, Псков

Богата ли Псковская область недрами и биоресурсами, какие из них привлекают инвесторов в наш регион, а какие… отпугивают? Выгодно ли рубить псковский лес и выращивать в местных прудах форель? Мешает или помогает действующее законодательство следящим за его исполнением чиновникам и работающим на псковской земле производственникам? На эти вопросы корреспондент ЦДИ попросил ответить председателя регионального госкомитета по природопользованию и охране окружающей среды Наталью Вдовину.

- Наталья Ивановна, чем богата наша область в плане ресурсов и полезных ископаемых? Что мы можем предложить потенциальным инвесторам? Что пользуется спросом?

- У нас есть как общераспространенные ископаемые, которые распределяются нашим комитетом, так и федеральные, которым относятся, например, стекольные пески, определенные виды глины и артезианские скважины. Сейчас нам передали подземные воды, но это небольшие объемы, до 500 куб. м в день, и тут действует безлицензионный заявительный порядок.

В строительной отрасли устойчивым спросом пользуются песчано-гравийные смеси, которые используются в основном в дорожном строительстве. Такие месторождения у нас есть, и на них претендуют. Ведь, несмотря на трудное финансовое положение, дороги надо ремонтировать в любом случае. И такая работа ведется.

Есть у нас и карьерный песок. Здесь, увы, интерес инвесторов затухает. Это связано с общим замедлением в строительстве и даже стагнацией в этой сфере.

В свое время у нас была очень развита добыча торфа. Сейчас в Псковской области осталось лишь несколько предприятий, которые работают с этим полезным ископаемым, в частности, в Великих Луках, месторождение «Заплюсский мох». Но там, в основном, работают на Москву и Тверь, поскольку в нашем регионе торф сейчас востребован мало. При этом у нас нет ни одного действующего месторождения по сапропелю, хотя это очень хорошее органическое удобрение.

Пока сельхозпредприятия не активно используют местные резервы. Однако сейчас активно возвращаются в оборот заросшие сельхозугодия, поэтому мы надеемся, что у нас изменится положение по торфу и сапропелю. Мы рассчитываем, что аграрии будут заинтересованы либо покупать эти полезные ископаемые, либо самостоятельно осваивать месторождения. Таким образом они обеспечат себе и минерализацию почвы, и удобрение.

Торф может использоваться и как топливо, но у него, как и у угля, очень высоки выбросы в атмосферу. За них нужно платить налоги, что делает торф как топливо экономически нецелесообразным. Именно поэтому брикетированный торф сейчас не распространен.

Еще у нас есть известняк, щебень. Самое известное - Изборское месторождение. Сейчас там тоже столкнулись с определенными сложностями. Большого спроса на известковую муку для известкования кислых почв, которую там производили, сейчас нет, поэтому основные поставки приходятся на щебень.

Хорошо у нас развиты рыболовный промысел и аквакультура. Русловые пруды – заводи на основе естественных водоемов – достаточно востребованный ресурс.  Самый экономически обоснованный - это, конечно, Псково-Чудской водный объект. Но здесь все квоты в свое время уже были распределены через торги. Эти договора закончатся в 2018 году. Сейчас на рассмотрении находится постановление правительства – в случае, если освоение квот у нынешних владельцев превысит 70%, то это обеспечит им преимущественное право на продление этих договоров, и на торги они выставляться не будут.

Развивается не только крупный бизнес, но и индивидуальные предприниматели.  Подают заявки те, кто имеет небольшой улов, но хочет его узаконить, чтобы избежать обвинений в браконьерстве. Таких заявок немного, но поступают они регулярно.

Но все-таки основной источник наших природных ресурсов – это лес. Конечно, он  у нас не самого высокого качества, все-таки мы не Сибирь и не Север. Хвойных насаждений у нас меньше, в основном преобладает мягколиственные породы.

К тому же участки с хорошим лесом отданы еще в 2007 году, после изменения Лесного законодательства. Сейчас мы в основном выставляем на торги тот лес, по которому по тем или иным причинам прекращены договорные отношения. Так, в свое время не состоялся проект «Росбиопрома», были расторгнуты договора с такими крупными арендаторами как СТФ Гдов и СТФ Струги.

- Вероятно, этот ресурс пользуется наибольшим спросом?

- В нынешней ситуации крупным инвесторам мы сообщаем, что свободных крупных массивов леса у нас нет. У нас уже практически состоялся проект Судомаа, под него зарезервированы большие участки леса. Сейчас Минпромторг рассматривает заявку на приоритет проекта торгового дома «Кутекром», где предполагается около 400 млн рублей инвестиций.

На сегодняшний день для нашей области актуальны умеренные мощности. Большие проекты с большими мощностями, особенно если их будет несколько, наша область просто не выдержит, просто будет недостаточно леса.

Есть, конечно, и свободный лесной фонд. Например, в районе Локни, где у нас вообще нет ни одного арендатора, потому что там очень сложный лес. Мы там сформировали уже достаточно большой лесной участок. Дважды выставляли его на торги. Однако заявок на него так и не поступило. Подъехать туда можно только зимой, причем с хорошими морозами, а арендную плату нужно платить ежемесячно, еще и лесохозяйственные мероприятия надо проводить в обязательном порядке.

Есть такое понятие как экономически обоснованная расчетная лесосека. Так вот в случае с труднодоступным лесом затраты могут превысить доход от продажи леса. Поэтому мы понимаем, что у нас есть участки, которые в ближайшей перспективе в аренду не уйдут. В их отношении нужно будет проводить мероприятия за счет федерального бюджета. В том числе санитарные рубки.

Добавлю, что на данный момент в Пустошкинском районе строится концерн «Куратор». Вышли на площадку, будут заниматься лесопереработкой, производить пеллеты, а также ОСБ-плиты для строительных работ. Пока они собираются работать на товарищеском сырье, там достаточно арендаторов, которые их могут обеспечить древесиной. Но вполне возможно, что когда они окупят свой проект, их заинтересует наш Локнянский район. Для ОСБ-плит там подходящая древесина.

У нас мало фанерного кряжа, но и на основе нашего леса появляются интересные производства. Например, изготовление темперальной доски: осина после температурной обработки приобретает цвет дуба или другого дерева. При этом у такой доски всего 2% влажности. Ее можно использовать как облицовочную плитку для внешней отделки.

Есть у нас и целлюлозная щепа. Прекрасно подходит наш лес для производства садовой мебели, на этом, к слову, будет специализироваться ТД «Кутекром». Ну и, конечно, погонаж. Есть и те, кто производит пеллеты. Они пока не очень востребованы у нас и изготавливаются в основном на экспорт, потому что требуют особых котлов с очень высокой температурой горения. Однако это направление очень перспективное. В том числе и для производства - ведь в пеллеты можно превратить отходы деревообработки. На производство пеллет уже заявились «Судомаа», «Куратор» и «Кутекром».

- С какими проблемами , кроме дефицита участков с хорошим и доступным лесом, приходится сталкиваться предпринимателям, которые хотят начать свой бизнес в такой отрасли как лесозаготовка?

- В гражданском законодательстве появилось изменение, отменившее право переуступки прав и обязанностей по договорам аренды. Иными словами, сейчас участок с лесом можно приобрести только на торгах. И тут кроется несколько сложностей.

На то, чтобы откадастрировать участок с лесом, деньги должны выделяться из федерального бюджета через комитет Росимущества. Мы сделали в этом году попытку, чтобы на следующий год войти в нее. А пока Россельхознадзор выделяет нам небольшие суммы, чтобы мы могли провести хотя бы часть кадастрирования и выставить на торги какие-то участки.

Разумеется, все участки стоят на учете в лесничествах, но по Земельному кодексу, если участок не сформирован полностью, не выделены его границы, то торги по нему провести нельзя.

Некоторые люди рискуют и проводят кадастрирование за свой счет. Однако практика показала, и такие случаи уже зафиксированы в нашем регионе, что предприниматели понесли такие затраты, но потом не выиграли торги. Такие затраты никто не возмещает, потому что это не предусмотрено законодательством. Мы их предупреждали о возможности такого развития событий. Торги - это всегда риск.

Добавлю, что арендные платежи при этом могут быть достаточно высоки, при этом арендатор обязан проводить основные лесотехнические мероприятия: минерализацию полос, опашку, исполнение противопожарных мер… После вырубки необходимо зачистить делянку, сжечь или затопить порубочные остатки, затем запахать и осуществить лесовосстановление, которое нужно сопровождать в течение 15 лет со всеми необходимыми агротехническими мероприятиями, внимательно следя за санитарным состоянием. На территории лесного фонда арендатором приходится делать дороги, мостовые переходы. В общем, работы всегда хватает независимо от времени года.

Мероприятий достаточно и все они затратны. Это и определяет стоимость древесины, которую они продают. 

- Такие сложности вкупе с высокими арендными платежами предполагают, что сюда должен прийти крупный или средний бизнес. Малому такие затраты не потянуть?

- Мы стараемся предложить участки для бизнеса разной весовой категории: есть и маленькие по 7 000 рублей, а есть и по несколько десятков миллионов рублей. При этом конкурсов не проводится, только торги, нет отсекающих условий.

На самом деле практику конкурсов мы бы очень хотели вернуть. Сейчас за участками к нам обращаются и точки общественного питания, и банки. Я считаю, что лесом должны заниматься те, кто понимают, что такое лесное хозяйство. Вспомните, что было, когда строительством занимались все, кто хотел. Но для этого нужно изменить федеральное законодательство, на региональном уровне такие ограничения ввести нельзя.

- Непростая отрасль, которая действительно требует профессионализма и хорошей деловой хватки. Может быть, легче войти в аквакультуру?

- Схожие проблемы есть и в аквакультуре. Все просто, если пруд искусственный и находится в частной собственности. В таких обычно разводят карасей или устраивают форелевые хозяйства. Проблемы начинаются, если вы захотите разводить рыбу в естественных водоемах. Во-первых, по закону нужно обеспечить доступ всех желающих к водоему. При этом выловивший карася или форель в таком пруду должен отпустить рыбу обратно в озеро, но по факту так, конечно, так никто не делает.

Во-вторых, у нас очень много озер, но очень мало заключений ГОСНИОРХа по выращиванию рыбы, чтобы избежать неподъемной биологической нагрузки, а без такого заключения на естественный водоем выйти нельзя. Все упирается в деньги, которых в бюджете просто нет. Опять же делать такие анализы на свой страх и риск, а потом проиграть на торгах, не каждый захочет.

В-третьих, очень часто люди, живущие рядом с такими водоемами, нервничают, считая, что аквакультурные мероприятия их загрязняют. В прошлом году было очень жарко, многие озера зацвели, а обыватели предполагали, что это произошло из-за перезарыбления.

Наконец, корма в основном импортные, дорогие. Если делать их самостоятельно, то на них нужно получать ветеринарное освидетельствование, иначе можно попасть на очень большие штрафы.

Был период, когда в аквакультуру рвалось очень много предпринимателей, но когда они столкнулись с этими сложностями, они призадумались. Так что эта отрасль также требует больших знаний и умений.

- Все ли гладко в туристической сфере? Насколько просто в Псковской области открыть турбазу посреди соснового леса?

- Для тех, кто занимается туризмом, на торги выставляют леса рекреационной зоны, где рубки запрещены. И здесь тоже не обходится без проблем, ведь очень многие, получив эти леса в распоряжение, начинают их рубить, что оборачивается для них очень большими штрафными санкциями. В таком лесу можно организовать дорожки, там можно гулять, но там нельзя осуществлять строительство.

Но интересные новые проекты появляются: вдоль Чудского озера, В Великолукском и Пушкиногорском районах, везде, где есть красивые живописные места. Чаще всего владельцы той или иной базы просят предоставить рекреационный лес в порядке расширения. Правда, нужно учитывать, что даже в этом случае участки будут реализовываться только через торги.

- В таких непростых условиях удается ли найти компромиссные решения, которые находятся на балансе интересов бизнеса и закона?

- Компромиссные решения - это коррупционная составляющая. У нас есть договор аренды, и он должен строго выполняться. Однако власти всех уровней и бизнес могут идти навстречу, например, по социальной нагрузке. Арендаторы работают с муниципальными комиссиями по дорогам, берут на себя определенную нагрузку по восстановлению дорог, по которым ездят лесовозы, по минимально низкой цене предоставляют дрова для муниципальных нужд и для местного населения. Населению предоставляется более качественный лес, в основном уже колотые дрова. То есть делают гораздо больше, чем требуется в рамках типового договора. Некоторые арендаторы вообще бесплатно предоставляют лес для социально незащищенных слоев населения: многодетным семьям, инвалидам и так далее.

Мы со своей стороны тоже идем навстречу. Если мы видим, что зима была теплая, в лес было вообще не зайти из-за заболоченности, мы можем продлить сроки по части мероприятий по лесовосстановлению, расчистке делянок и так далее.

Но тут есть важный момент. С ноября прошлого года сложилась практика во всей РФ: если два месяца арендатор не вносил платежи по договору аренды, он расторгается. И рассрочка тут не допускается. И такие прецеденты в Псковской области уже были. Это возвращаясь к теме, почему заниматься лесом очень непросто.

- Раз уж мы вернулись к лесу. В нашем регионе не раз заявлялись интересные проекты по лесозаготовке и лесопереработке. Однако некоторые из них были, если не сказать сомнительные, то не до конца проработанные и просчитанные уже точно. Неудивительно, что они вызывали справедливую критику со стороны областной администрации. Почему такие проблемы встречаются так часто именно в этой отрасли?

- Мы не хотели повторения ситуации с «Росбиопромом», проектом, который был признан приоритетным, однако впоследствии инвестор не справился с арендными платежами после довольно долгого раскачивания. Поэтому ко всем последующим проектам, таким как «Кутекром» или «Чартер плюс», предъявлялись уже повышенные требования.

Тем не менее, надо признать, что препятствиями на пути реализации этих проектов были объективные обстоятельства: «Кутекрому» долго не могли согласовать участок, но теперь он предоставлен и там уже активно ведутся работы. «Чартер плюс» не предоставил в нужный момент всю необходимую документацию, но там свою роль сыграла смерть одного из инвесторов.

Проблема заключается, прежде всего, в том, что в нашем регионе нельзя заниматься гигантоманией и выходить за рамки расчетной лесосеки. Надо учитывать, что лес довольно трудно восстанавливается, а участки даются на срок на 49 лет. Нельзя просто взять и одномоментно выкосить весь лес, это экономически нецелесообразно. Иначе потом придется 49 лет содержать лесосеку за свой счет.

- В то же время в нашей области достаточно успешно работают проекты в Дедовичском и Новоржевском районах. На наши лесопитомники даже приезжают посмотреть из других  регионов.  Можно ли повторить такой успех?

- Можно, но надо понимать, что закрытая корневая система - это дорого. Если делать все правильно, по технологии, будут очень большие затраты на ГСМ, потому что транспортировка растений в закрытом грунте в коробках накладна, меньше можно перевести сеянцев в одной машине.

Конечно, тут важную роль сыграл научный подход. В «Судомаа» работает профессор Дмитрий Данилов, который охотно делится своим опытом, привозит на объекты студентов, учит их на практике. Он помогает и с нашим генетико-селекционным комплексом.

Несмотря на все сложности, люди хотят заниматься у нас и лесом, и аквакультурой. Наш регион удобен, прежде всего, в плане логистики. Большие надежды подает и наш аграрный сектор, который став своеобразным локомотивом экономики, поможет возродить наши месторождения по торфу и сапропелю. Не будет вечной и стагнация в строительной отрасли, поэтому без работы не останутся и наши карьеры. Надеюсь, новые инвесторы смогут перенять опыт наших успешных проектов, и вполне возможно даже превзойти их. 

Беседовал Александр Серединин



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.048196077346802