Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Бизнес / АПК  | весь раздел

Неизбежный авитаминоз?

18.11.2015 09:17 ЦДИ, Псков

Нынешняя осень, мягко говоря, не порадовала псковичей, которые привыкли покупать овощи, а не выращивать самостоятельно на дачных грядках. С сентября цены на огурцы и помидоры взлетели в разы, хотя, казалось бы, в стране, да и в нашей области, собран достойный урожай овощей закрытого грунта. Стоимость килограмма картофеля тоже разительно отличается от той, что мы видели в начале осени. При этом жестокие эксперты предупреждают, что нынешнее подорожание еще не предел – впереди предновогодняя «лихорадка». Почему же так происходит? Неужели и здесь мы зависим от слабеющего курса рубля? Центр Деловой Информации попытался разобраться.

Вырастили много, но мало

В прошлом году урожай овощей в Минсельхозе без тени сомнения назвали рекордным. Дмитрий Медведев также уверенно назвал 2014 год весьма удачным для отечественного сельского хозяйства, ведь удалось добиться второго по величине результата за всю постсоветскую историю.

Что уж тогда говорить о текущем годе, если по данным Росстата за девять месяцев 2015-го урожай овощей в России вырос на 3% год к году. Власти тенденцию оценили весьма оптимистично, заверив население, что задача импортозамещения успешно решается: наша страна не только смогла накормить свое население, но и успешно выходит на зарубежные рынки.

Беда в том, что все та же сухая статистика неумолима и в другом факте: выращенные в нашей стране фрукты и овощи не покрывают полностью потребности российских потребителей. Две трети этого рынка в России по-прежнему занимает импорт, который мы так активно вытесняем, то есть, простите, замещаем.

Эксперты тем временем утверждают, что отечественный рынок испытывает дефицит отечественных овощей не только потому, что наши производители мало собирают. Проблема еще и в том, что в стране богатый урожай просто негде хранить. У нас очень мало хороших хранилищ и почти не освоены технологии, позволяющие продлить срок хранения овощей и фруктов. По самым скромным оценкам аналитиков, на складах теряется от 20% до 40% урожая.

Кстати, локальная картина выглядит схоже. На 13 ноября 2015 года в Псковской области произведено 3729,5 тонн овощей защищенного грунта (2444,7 тонн огурцов, 1282 тонны томатов и 2,8 тонн прочих овощей). Причем в нашем регионе работают всего два крупных тепличных комплекса: агрофирма «Победа» и ООО «Великолукское ТОК».

При этом, по словам начальника главного регионального управления сельского хозяйства и технадзора Николая Романова, своими силами Псковская область удовлетворяет лишь 40% своей потребности в овощах закрытого грунта, все остальное приходится закупать за ее пределами.

Но неужели свои овощи закончились уже в середине осени, когда цены неумолимо поползли вверх? Если сравнить сегодняшние ценники в сетевых магазинах с сентябрьскими, то окажется, что картофель подорожал вдвое, а огурцы и помидоры - в 2, в 3 и даже в 4 раза в зависимости от сети!

К слову, отслеживать динамику цен на продукты питания очень удобно с помощью наших еженедельных отчетов «В каких торговых сетях псковичам выгоднее покупать продукты на этой неделе, а какие обходить стороной - изучаем цены». Вы легко найдете их в разделе «Маркет/Цены».

Не жили богато…

Покупатели справедливо задаются вопросом: понятно, почему дорожает импортное, но это же отечественные производители. Почему так стремительно растут цены на НАШИ овощи?! Действительно, производители-то отечественные, вот только работают они на всем импортном: комплектующие, запчасти для сельхозтехники, удобрения, защита для растений, семена… все закупается за рубежом. Разумеется, по ценам в валюте. И это на фоне вымывания оборотных средств у сельхозпредприятий из-за обесценивания рубля.

Не стоит забывать и о постоянно дорожающих топливе и энергоресурсах. К тому же, в России нет программ по субсидированию кредитов для производства овощей, а все мы прекрасно знаем, что процентные ставки, которые существуют на сегодняшний день, для аграриев просто неподъемны.

«Затраты на выращивание и хранение овощей увеличились примерно в 1,5-2 раза. Импортные химикаты, спецтехника и удобрения – все это значительно выросло в цене. Вот производители и стали выжимать как можно больше денег с товара. К тому же уже начались первые заморозки, часть овощей, которые лежали под открытым небом, уже продали», - прокомментировал глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Прометей» Александр Конашенков. Он предупредил, что после первого же мороза и снега цена снова подрастет, пусть и незначительно.

Его коллега по аграрному цеху, глава КХ «Витязь» Андрей Вороненков в свою очередь посетовал, что сельхозпроизводителям сегодня приходится работать на грани рентабельности, а иногда и в убыток.

«Я считаю, что мы продаем сегодня картофель по стоимости, не окупающей потраченных на него затрат. Сейчас они равны в нашем регионе как минимум 10 рублям с килограмма. При этом нужно учитывать специфику сельского хозяйства - долгий оборот средств. Крестьянин один раз собирает урожай, реализует, а потом копит средства, чтобы весной потратить их на семена, удобрения, запасные части, оборудование. Нужно еще понимать, что пока эти деньги лежат, работает инфляция», - пояснил он.

Аграрий уверен, что цену на картофель сегодня нельзя назвать высокой, и она сопоставима с прошлогодним уровнем. По его мнению, цена в 18-20 руб./кг вполне адекватна рыночным условиям.

«Почему мы считаем, что цена должна быть низкой? У нас тоже есть дети, дома, есть планы. Нам нужно выплачивать заработную плату. Чтобы страна развивалась, должна развиваться и отрасль сельского хозяйства. Для этого доход должен превышать расход. Рентабельность должна быть 50%, чтобы не только компенсировать затраты, но и вкладываться в рост. А иначе ты будешь сам себя поедать», - подчеркнул Андрей Вороненков.  

Начальник управления сельского хозяйства области Николай Романов соглашается, что повышение цен на сельхозпродукцию - позитивный тренд для аграриев.

«По долгу службы, я всегда на стороне сельхозпроизводителей. Посмотрите, как они у нас живут. У них низкие зарплаты, есть задержки, еле-еле рассчитываются с налогами. Здесь надо смотреть не поверхностно, нужно подходить более глубоко. Если цены растут, а продукцию при этом покупают, для производственников это хорошо. С другой стороны, есть все-таки вопросы, почему цены растут столь стремительными темпами. Здесь нужно разбираться. Понятно, что и электроэнергия подорожала, и газ, и все остальное. Но вопросы все-таки остаются», - отметил чиновник.

По его словам,  специалисты управления еженедельно отслеживают цены на сельхозпродукцию. По итогам интересуются у производителей, чем вызвано ее удорожание, и слышат предсказуемый ответ: «Потому что все дорожает».

В гостях выгоднее

Многие местные хозяйства предпочитают реализовывать свою продукцию в соседней Ленинградской области. Там и закупочные цены выше, и партии берут крупнее. К тому же на псковский рынок еще поди пробейся.

«Бывали времена, когда мы и 80% в нашей области продавали, но сейчас добавилось производителей, и на региональном рынке стало тесно. Пристроить свои объемы стало невозможно. Ежедневно нам нужно перебрать 60 тонн картофеля и 30 тонн продать. У нас в регионе нет таких схем реализации», - пояснил Андрей Вороненков.

В то же время он подчеркнул, что если местные производители везут свой товар в другие регионы, то в этом есть и свои плюсы, ведь они таким образом подтягивают деньги в свой регион.

С большими объемами нужны большие рынки, тут не поспоришь.  Впрочем, картофель печорского хозяйства «Витязь» все-таки можно найти и в Пскове - в гипермаркете «Империал», с которым производитель сотрудничает уже достаточно давно. Ведутся переговоры и с «Лентой», но там предстоит обсудить немало нюансов.

Не гнушаются ленинградским рынком и в хозяйстве «Прометей». Здесь хотя и стараются про местные каналы сбыта не забывать, отмечают, что у соседей реализация получается куда более выгодной.

Налетай, подорожало

Предположим, без повышения цен сельхозпроизводителям действительно не выжить. Объективная ситуация в экономике, как ни крути, диктует свои правила игры. Но увеличение стоимости овощей в 3-4 раза за срок меньший, чем три месяца? Какая уж тут объективность?!

Однако эксперты советуют не торопиться с выводами. Пугающие ценники, уверяют они, это не столько камень в огород аграриев, сколько бревно в глазу у ритейлеров, которое они упорно не хотят замечать.

Вот и Виктор Гречин, генеральный директор ЗАО «Агрофирма «Победа», уверяет, что цены на свои овощи сохраняет на уровне прошлого года. Однако гарантировать ее может только в своих фирменных павильонах. Что происходит в торговых сетях, лежит уже за пределами его влияния.

«У нас даже если и был небольшой рост цен в течение года, то в пределах 2-3%, и он обычно компенсировался последующим снижением. У нас картофель как был 11 рублей, так и остался по той же цене», - поделился он. Правда, уточнил, что к Новому году цены, скорее всего, поднять все-таки придется, но не глобально, на 10-15%, не более.

Показательно, что на запросы Центра Деловой Информации с просьбой прокомментировать повышение цен на овощи многие торговые сети предпочли не отвечать. Лишь в «ДИКСИ» пояснили, что причина этого неприятного тренда кроется в сезонности. 

«Август и сентябрь – время, когда мы имеем возможность представить на полках магазинов урожай российских поставщиков, в том числе локальных, что существенно сокращает затраты на логистику. По мере того, как иссякают запасы урожая, и поскольку остатки урожая отечественных овощей не соответствуют критериям сети по объему и качеству, с целью сохранения широты ассортимента, привычной покупателям, в октябре-ноябре российские огурцы и помидоры на полках сеть замещает импортными – из Турции и Марокко», - прокомментировала директор по работе со СМИ Анастасия Орлова.

Впрочем, и представители X5 RetailGroup (торговая сеть «Пятерочка») после напоминания все-таки прислали ответ, правда, не с ответами, а с рекомендацией воспользоваться так называемым «Индексом Пятерочки». На графике аналитические показатели «Стоимость продовольственного набора «Пятерочки» по средним ценам», «по минимальным ценам» и стоимость продовольственного набора Росстата показывают уверенное снижение с лета по октябрь. Любо дорого смотреть. Беда лишь в том, что мы живем не в виртуальном пространстве теоретических срезов, а в суровой действительности. В ней огурцы в сентябре стоили около 30 руб. за килограмм, а в ноябре уже все сто. Причем все в той же «Пятерочке».

Где найти управу?

У федеральной антимонопольной службы оказалось не так много рычагов воздействия на цены в розничных сетях. «Мы влияем либо на монополистов, либо в случае, если видим признаки сговора, то есть согласованных действий участников рынка. У нас нет ни одной торговой сети, которая занимала бы более 35% рынка. Соответственно с этой точки зрения антимонопольный орган вмешаться не может», - уточнила в интервью ЦДИ руководитель регионального УФАС Ольга Милонаец.

Она пояснила, что если бы граждане сообщили, что «Лента», «Магнит», «Пятерочка», «Вольный купец» и так далее установили цены на помидоры в 120 руб./кг, то это стало бы предметом для разбирательства в УФАС. Однако псковичи по этому поводу в антимонопольное ведомство не обращались, и подобные факты не фиксировались.

«У нас рыночная экономика, есть цена и есть спрос. Не будут покупать по этой цене, торговым сетям придется ее снижать. Мы не имеем право вмешаться в ценник, даже если его внезапно сделают достаточно высоким. Это регулируется рынком», - заключила Ольга Милонаец.

«По закону торговые сети могут поднимать стоимость товара до 25%. Могли бы повышать и на 5%, но по факту повышают на все 25%, и никто им замечаний не делает. В то же время они и закон не нарушают», - прокомментировал Николай Романов. По его мнению, решить вопрос с неоправданным ростом цен могло бы обязательство указывать на этикетке продуктов, как изменялась их стоимость.

«На этикетках нужно указывать отпускную цену производителя, чтобы покупатель видел, какую накрутку сделал ритейлер. В идеале нужно отражать всю цепочку: производитель – переработчик - торговая сеть. Она должна стать прозрачной. Сейчас потребитель остается в неведении, а производитель и ритейл начинают друг на друга перекладывать ответственность».

Похоже, санкции в очередной раз сыграли с нами плохую шутку. Проблема даже не в том, что с рынка ушла часть продукции, и образовался дефицит, а в том, что на нем значительно снизился градус конкурентности. Проблема для нас, покупателей. Производители, которые наконец-то освободились от демпинга конкурентов и смогли отпустить цены, извлекли скорее плюсы. И их тоже можно понять.

У каждого своя правда. Покупатели сетуют на стремительный рост цен, производители жалуются на низкую окупаемость, а ритейл уверяет, что стоимость потребительской корзины с минимальным количеством продуктов становится все доступней, и осыпает нас скидками и «желтыми» ценниками.

Остается только гадать, с какими ценами мы встретим зиму и весну, когда стоимость овощей достигнет своего пика. 

Александр Серединин



Распечатать:     Комментарии: 10

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.1752290725708