Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Досуг / Выставки  | весь раздел

Силуэт удаляющегося лета: выставки недели в Пушкинском Заповеднике

25.08.2012 12:43 ЦДИ, Псков

На последние выходные лета – взять и махнуть к Пушкину, в Михайловское»: «Ах, лето красное, любил бы я тебя», так кончилось уже, ах и увы…   В заповеднике очень ещё не дышит в затылок, и можно вволю погулять по Михайловскому,  куда в далеком 1825-ом к ссыльному поэту приезжал лицейский друг Пущин и приходила прелестная Анна Керн. Можно прийти в Петровское,пройти по строгому французскому парку, войти в дом «старого арапа». Гостей ждут в гостеприимном доме в Тригорском (Пушкин, бывало, и через распахнутые окна являлся в доме, вызвав переполох среди его прелестных обитательниц…). В Заповеднике можно подняться на Савкину Горку – на старинном городище и в наши дни, говорят, случаются чудеса. Нужно побывать и на городище Воронич, где сейчас по старинным чертежам и описаниям воссоздается церковь во имя святого Георгия – здесь поэт молил Бога о душе «болярина Георгия» – английского поэта-романтика Джорджа Байрона!..

Особый разговор – выставки, которые в Пушкинском Заповеднике всегда интересные. Самая последняя из открывшихсяв Научно-культурном центре музея, например, представляет дивно-мастерские вырезные силуэты – иллюстрации к «Евгению Онегину». Сделал их человек с судьбой удивительной (страшной – как многие в России на рубеже веков и в начале ХХ столетия).  Василий Гельмерсен – отпрыск древнего дворянского рода из Лифляндии, учился на юриста в российской столице – в Санкт-Петербурге, потом служил в канцелярии министерства двора и даже был библиотекарем Собственной библиотеки Его Величества Николая II. После революции Василий Васильевич эмигрировать не захотел и после непродолжительной службы в Эрмитажной библиотеке и в Русском музее был арестован по так называемому делу «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России». Лагеря, расстрел в 1937-м. Иллюстрации к «Евгению Онегину» (те, что сохранились) сейчас хранятся в Государственном литературного музея и удивляют тонкостью проработки сюжета, точному следованию текста: в романе строки про брегет – пожалуйста, Онегин на часы смотрит; Ленский, играя с Ольгой в шахматы, пешкой свою ладью берёт – возьмите лупу, посмотрите, ладья в руках молодого человека и есть…  И всё это – на крошечном силуэте!

Силуэт работы Василия Гельмерсена.

Если же ваша душа требует монументальных форм – тут же, в НКЦ, только этажом ниже, размещена выставка фотографий известного псковского  фотомастера, архитектора и реставратора Бориса Скобельцына из фондов музея и из собрания семьи Скобельцыных. Архитектурные памятники, реставрация и сохранение которых стали желом жизни Бориса Степановича, здесь взяты от подножья, а то – с небес, с вертолёта: именно так понятно, насколько органично, естественно, словно «всегда здесь и стояла», постройка «вписана» в пейзаж, именно это Скобельцын ценил в в псковской архитектуре чуть ли не превыше всего. На снимках можно увидеть порховские церкви: Михаила Архангела близ Михалёва или церковь Вознесения Господня в Горомулино близ Вышгорода. Здесь же Спасо-Преображенский храм в Вехно Новоржевского района, Кресто-Воздвиженский – в Велье Пушкиногорского, Николая Чудотворца – в Красногородске, а ещё дома в Ашево, хозяйственные постройки в Алтуне, Велье и в деревне Гора… – Борис Степанович в своё время обошёл чуть ли не всю область пешком, с фотоаппаратом.

Борис Скобельцын. Церковь Михаила Архангела ХIХ век. Вышегород Дедовического района (близ Михалево). 1966 год.

Очень симпатичная выставка открыта в Тригорском – юбилейная: на этой неделе исполнилось 50 лет с того дня, 21 августа 1962 года, когда здесь, в усадьбе открыли дом-музей. Впрочем, отмечен нынешний год ещё одной юбилейной для Тригорского датой: четверть тысячелетия назад, в 1762 году, Именным Указом Екатерины II земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семёновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому, деду Прасковьи Александровны Вындомской (в первом браке – О Вульф, во втором – Осиповой), сердечного друга Пушкина. Выставку назвали традиционно, пушкинской строкой – «…Воображать я вечно буду…» (это про Тригорское из «Путешествия Онегина»:  «…Вдали, один, среди людей / Воображать я вечно буду / Вас, тени прибережных ив, / Вас, мир и сон Тригорских нив…») и собрали в экспозицию всё самое интересное из фондовой живописи и прикладного искусства, что так или иначе отражает тему Тригорского. И, конечно, тему «Евгения Онегина» –ведь некоторые герои и сцены романа, по ряду версий, были списаны Пушкиным с обитателей усадьбы.

Усадьбы, которая стоит того, чтобы провести в ней – последние выходные этого лета!..

Ольга Тихонова. Керамическая композиция «Скамья Онегина».

Музеи и выставочные залы в усадьбах Пушкинского Заповедника работают ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00. Выставки в НКЦ музея летом открыты с 13.00 до 21.00.

Стоимость билетов в музеи для россиян – в зависимости от музея в составе заповедника и статуса посетителя (школьник, студент, пенсионер и так далее) варьируется от 10 до 80 руб.

За посещение выставки на территории усадьбы придётся заплатить: взрослому – 30 руб., студенту – 20 руб., школьнику или пенсионеру – 10 руб. Билет на выставку в НКЦ музея-заповедника стоит 20 и 10 руб. для взрослого и для студента-школьника-пенсионера соответственно.



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










2.405189037323