Реклама на ЦДИ
 16.05.2024

Польза / Информация  | весь раздел

Эксклюзив: может ли Ольгинский мост в Пскове возродиться в довоенном виде ради туристов

22.07.2020 11:31 ЦДИ, Псков

Каждый день он выдерживает многотонные нагрузки, служит псковичам, помогает переправиться через реку Великую как пешеходам, так и автомобилям. Время, когда по мосту передвигались гужевые повозки и редкие автомобили - прошло. Но на старых фотографиях еще живы предыдущие версии Ольгинского моста, который вместе с городом Псковом менялся много раз. Его восстанавливали несколько раз после взрывов в военное время и  в меру сил и финансовых возможностей ремонтировали в послевоеные годы.

 

 

 

 

 

фото: loveki.ru

 

В редакцию ЦДИ обратились читатели, которые выразили опасение за состояние моста и высказали пожелание:

«Почему же при работах по благоустройству и реконструкции городских пространств, при тотальной перестройке и ремонте многих улиц, нет капитального ремонта Ольгинского моста? Он очень сильно изношен...может случиться беда. А что если сделать новый мост в виде его предшественника – довоенного, кованого, как на старых фотографиях?»

 

 

«Если не вступиться за новый мост сейчас, то следующего моста мы не увидим еще очень-очень долго! А какой бы изюминкой для Пскова могла бы быть постройка нового моста с реконструкцией! Он мог бы стать той оригинальной деталью, которая привлекала бы туристов в город!» 

Пскович Руслан.

 

Корреспондент ЦДИ решил узнать, какие перспективы ждут Ольгинский мост, а также выяснить, что о реконструкции думают специалисты. Мнение о возвращении к довоенному кованному мосту не раз встречалось на просторах интернета и высказывалось псковичами в социальных сетях. 

 

Предыстория

Впервые о существовании моста через реку Великую летопись упоминает в 1462 г.: «Того же лета псковичи помостиша мост через Великую». Ежегодно псковичи выстраивали переправу после ледохода. В писцовых книгах 1685-1587 гг. отмечено: «Мост плавучий на Великой реке против Власьевских ворот и против Успенской церкви был на городнях, строили его псковичи собою». Тем не менее, мост считался собственностью Великого князя.

Плавучая переправа создавалась из плотов, в основе которых вязались толстые бревна, соединявшиеся вместе толстыми канатами от берега до берега. На плотах укладывали настил и сооружали перила. Такой мост часто проседал и из-за движения воды колыхался волнообразно. Для надежности его крепили не только к береговым приколам, но и якорили. Однако это не спасало переправу от непогоды, поэтому мост могло разорвать, обломки уносило до Снятной горы или дальше по течению вплоть до самого озера.

 

 

19 февраля 1908 года Государственная Дума приняла закон о строительстве постоянного моста в Пскове, ровно через месяц его одобрил Госсовет, и 22 марта утвердил император Николай II. 

Под руководством инженера Брянского завода Нечаева в августе 1910 года на каменных опорах и деревянных лесах началась сборка и склёпка поступивших с завода металлических конструкций.

 

 

фото: loveki.ru

 

Движение по мосту открылось 30 октября 1911 года. В те же годы мост начали называть Ольгинским.

За последующие 33 года мост взрывали три раза: в мае 1919 года перед приходом белогвардейских войск, в июле 1941 года перед вступлением фашистов и в июле 1944 года при их отступлении.

 

 

 

фото: loveki.ru

 

15 сентября 1944 начались восстановительные работы. Автором проекта выступил инженер-майор Сыч В. М. Движение по мосту было вновь открыто в 18 часов 11 апреля 1945 года.

 

 

 

фото: loveki.ru

 

Спустя почти 25 лет узкий мост на бревенчатой основе изжил себя, так как асфальтовое покрытие постоянно трескалось. В 1969 году мост начали разбирать.

 

 

фото: loveki.ru

 

К концу 1970 года появился новый железобетонный балочный мост по проекту Ленгипротрансмоста. Позже из-за деформации и ошибок в расчетах строители добавили еще четыре опоры к имеющимся шести.

 

 

Таким образом, наш современный Ольгинский мост уже почти «предпенсионер». И его «здоровье» вызывает у псковичей некоторые опасения, которые периодически появляются в социальных сетях.

На запрос о состоянии моста на запрос ЦДИ администрация города Пскова ответила честно:

 

«По итогам обследования проектной организацией сделан вывод: в настоящий момент общее состояние моста признано предаварийным и рекомендовано выполнить капитальный ремонт моста для выполнения долговечности и безопасности».

 

В чем проблема?

Дело даже не столько в деньгах, хотя не без этого. В 2020 году в Пскове ремонтируются многие улицы и это провоцирует транспортный коллапс во время передвижения по городу. А что произойдет, если просто убрать Ольгинский мост - центральную артерию города? Капитальный ремонт моста - это дело серьезное и займет много времени, а альтернативных путей объезда только два: соседние мосты Александра Невского и 50-летия Октября, которые от центра города не так близко. Это значит, что люди, которым сегодня до работы, дома или места учебы нужно только через мост переехать, будут тратить много времени на путь, а нагрузка на эти мосты возрастет в разы. 

Сколько это займет времени и денег - пока предсказать невозможно. Но капитальный ремонт необходим и администрация города Пскова сообщила корреспонденту ЦДИ, что капитальный ремонт Ольгинского моста будет выполнен после разработки проектно-сметной документации, тогда могут появиться примерные цифры по стоимости работ.

 

 

Ориентировочно сроки выполнения работ по капитальному ремонту моста будут рассмотрены при формировании бюджета на 2022 год. На данный момент Управлением городского хозяйства администрации города Пскова разработана документация для проведения процедуры торгов в соответствии с требованиями действующего законодательства. 

 

 

 

 

Лед тронулся, а что с внешним видом?

Если безопасность моста - само собой разумеющееся понятие и не обсуждается, то внешний вид - вопрос открытый. От того, каким будет мост в центре города, будет зависеть панорама. Кроме того, мост в довоенном стиле может стать ярким туристическим объектом и послужить новым поводом для привлечения туристов в город.

Научный сотрудник Псково-Изборского музея-заповедника Роман Коваль в беседе с корреспондентом ЦДИ поделился своим мнением по этому поводу:

- Так скажем, точную копию Ольгинского моста 1911 года восстанавливать не стоит, так как сегодня нам необходимо больше полос движения для автомобилей. Было бы правильно обустроить удобный, широкий пешеходный участок и  хорошо бы велозону, - говорит Роман. - Мост варианта 1911 года мог бы стать, по моему мнению, изюминкой города и привлекал бы к себе туристов. Честно сказать, некоторые коллеги по экскурсионной работе придерживаются этого же мнения.

 

 

 

- Ольгинский мост в стиле «а-ля 1911 года» не испортил бы вид на Псковский Кром и не противоречил бы виду Троицкого собора, а также окольной территории в целом, - говорит Роман. -  Правда, некоторые могут возразить по поводу арки, которая может перекрывать вид на Кром и собор с некоторых ракурсов. Кроме того, мы, скорее всего, столкнемся с любителями острых ощущений, которые захотят полазить по арке этого моста или даже пытаться прыгать с нее в реку Великую.

 

 

Историк и экскурсовод, автор псковского путеводителя Александр Окунев возможную постройку моста в виде реконструкции прокомментировал так:

- Разумеется, красивый мост является украшением любого города. Утраченный мост существовал недолгий период времени. С исторической точки зрения «правильнее»  описать его как «простой и функциональный». Собственно, таковым был плавучий мост, который известен нам с летописных времен. Вероятно, в этой простоте и функциональности нужно искать псковскую изюминку, - считает Александр Окунев. - Взгляните на псковские церкви! Нет излишних украшений, но разве они от этого становятся менее красивыми? Разумеется, такой мост, который существовал в первой половине прошлого века, изменит привычные нам сегодня виды. Да и сам он будет концентрировать на себе внимание. Привлекательность города для туристов - это в том числе общий взгляд на город. С красивым мостом у города больше шансов иметь положительные отклики.

 

 

При этом, что у Романа, что у Александра есть свои идеи для привлечения туристов:

- Все-таки туристы едут смотреть в первую очередь древности Пскова, - говорит Александр Окунев. - А у нас практически не задействована в музейном показе Мстилавская башня XIV века, остатки напольной стены 1375 года, разрушаются и стоят бесхозными большинство палат XVII века. В том числе двор Батова у моста. Мне кажется, нам больше нужно обсуждать псковские памятники исторического наследия.

 

- Многие помнят время, когда ремонтировался мост 50-летия Октября и какие трудности при этом возникали. Учитывая тот опыт, необходимо будет оборудовать места для строительной техники и материалов, что, безусловно, будет мешать жизни людей в рядом располагающихся домах, - говорит Роман Коваль. - Первостепенно, конечно же, стоит обратить внимание на переустройство Советского моста (он же Троицкий) - моста через реку Пскову.

 

Так есть ли надежда? 

В администрации города Пскова корреспонденту ЦДИ рассказали, что вариант восстановления довоенного облика моста будет рассмотрен при разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт Ольгинского моста. 

Разумеется, остается много организационных вопросов по поводу нового моста и его внешнего вида. Но то, что на месте советского «старичка» может появиться не просто мост, а украшение «как в лучших домах Парижа», вопрос открытый. Да и нет уверенности в том, что внешний вид одной из самых оживленных артерий городского транспортного потока будет выбираться при активном участии горожан. А неравнодушным жителям Пскова очень хочется, чтобы город год за годом не терял, а сохранял и преумножал свое историческое своеобразие. 

 

 

А пока Ольгинский мост ждет своего часа, он продолжает служить псковичам, вызывая опасения своей усталостью. А также привлекать внимание мечтателей, которые живут в Пскове и хотят сделать город привлекательнее как для себя, так и для приезжающих путешественников. 

 Ольга ЛИРОН

Фото автора. 

 



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают