Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Компетентно  | весь раздел

Корпоративный праздник с пользой и удовольствием. Консультирует Сергей Калинин

12.06.2012 11:42 ЦДИ, Псков


На работу как на праздник! И наоборот

Бизнес-консультант, бизнес-тренер, сотрудник консалтинговой компании «Психология и бизнес», эксперт Центра Деловой Информации Сергей Калинин - о том, как устроить для сотрудников правильный праздник. Еще больше бизнес-советов -  в блоге  автора.

Наверняка многие работники и работодатели в курсе этой простой арифметики: примерно одна треть всех дней в году в нашей стране является выходными или праздничными (нерабочими) днями. Например, из 366 дней 2012 года, 249 дней являются рабочими, а 117 – праздничными и выходными. 

Много или мало этих самых нерабочих дней в году? Думаю, что однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, вряд ли кто по доброй воле откажется, например, от почти двухнедельных новогодних «каникул», когда можно «погреть косточки» где-нибудь в Турции.

С другой стороны, многие с негодованием величают эти праздничные дни «всенародным запоем», на время которого деловая активность в стране просто парализована, а после которого ещё неделя-другая тратится на то, чтобы работа могла войти в нормальное русло.

Если сравнивать Россию с другими странами, то нельзя сказать, что мы впереди планеты всей по официально разрешенному безделью. Существует довольно много стран, где выходных больше чем у нас дней на 10-20. Например, некоторые страны Азии (Шри-Ланка, Индия и др.) и Карибского региона.

Но, что характерно, существует очень чёткая тенденция: чем более лидирующие позиции занимает страна в мировом экономическом рейтинге, тем меньше в ней дополнительных выходных дней. Обычно это плюс 10-13 дней к обычным календарным выходным.  (В России к календарным выходным в 2012 году добавляется ещё 15 дней).

Выводы из этих цифр предлагаю читателям сделать самостоятельно. Хотя, конечно же, для более корректного сравнения надо сравнивать не просто часы или дни труда/отдыха, а производительность (или трудопотери) во время этого самого труда/отдыха. Но по поводу производительности труда в России нужен отдельный невеселый разговор…

Несмотря на обилие официальных выходных дней в последнее время российский бизнес захлестнула мода на проведение собственных корпоративных праздников, своего рода «внутренних» выходных дней.

В связи с этим закономерно возникает вопрос: Зачем вообще нужны корпоративные праздники? (Ведь официальных выходных и наших личных праздников более чем предостаточно).

Чтобы корректно ответить на этот вопрос, надо сначала очень хорошо понять, что такое «правильный» корпоративный праздник. Согласно российским (пожалуй, ещё даже советским) традициям «корпоративным праздником» принять называть совместную пьянку-гулянку трудового коллектива, могущую возникнуть практически по любому поводу (и без него тоже).

В числе таких поводов обычно все официальные календарные праздники (обычно отмечать их начинают накануне, добавляя к официальному безделью ещё денек-другой); профессиональные календарные праздники (вроде «дня металлурга», «дня ракетчика» и проч.); а также многочисленные дни рожденья коллег. Лишь изредка в список поводов добавляется день рождения организации, открытие нового филиала, выпуск юбилейной единицы производимой продукции и т.п.

Строго говоря, основная часть традиционных для нашей страны поводов не имеет к «правильным» корпоративным праздникам никакого отношения. Распивать в рабочее время чай (или что покрепче) с коллегами, отмечая очередной день рожденья очередного очень хорошего человека – это безделье и прямое нарушение трудовой дисциплины. Любой руководитель имеет полное право сказать так: «Вы на работе для чего? Работать? Вот и работайте! А поздравлять друг друга можете сколько угодно в нерабочее время», - и будет абсолютно прав.   

Кстати, мало кто знает, что столь чтимые в народе профессиональные праздники (вроде «дня металлурга») были в изрядном количестве добавлены в наши календари ещё во времена товарищей Ленина-Сталина. Во времена Ленина это делалось в идеологических целях - для того, чтобы отвлечь людей от праздников религиозных. Вас здесь ничего не смущает?  Например то, что «отменённые» в СССР религиозные праздники в нашей стране вернулись в статусе официальных, но привитая за 70 лет традиция отмечать профессиональные праздники также никуда не делась.

Большинство профессиональных праздников было введено именно во времена И.В.Сталина. Сделано это было вполне сознательно – как особая мотивационная мера для тех, кто работал в военной и послевоенной стране. Если кто не знает: была 6-дневная (в некоторых отраслях 7-дневная) рабочая неделя; трудодни по 10-12 часов; и повышенная норма выработки, за невыполнение которой можно было оказаться в местах не столь отдаленных, или даже попасть под расстрел. В стране уже много десятилетий нет экономики войны с её беспощадными требованиями, а мы всё норовим отдыхать «по законам военного времени» (вот только работаем ли мы по этим самым законам?).

Эти факты я привожу для того, чтобы читатели уяснили одну простую вещь: организационные праздники не должны мешать работе. Напротив, они должны помогать ей. Как этого добиться?

Понимаю, что многих это сильно огорчит, но в том виде, в котором существуют разного рода (см.примеры выше) «организационные праздники» - они являются лишь поводами к и оправданиями для безделья, т.е. наносят прямой ущерб работе. Поэтому первый шаг к управлению корпоративными праздниками – запретить (и жёстко контролировать соблюдение этого запрета) традиционные дни рождения на рабочем месте, «досрочные» отмечания календарных праздников (в т.ч. и профессиональных). Чересчур круто? Да ни капельки! Повторю азбучную истину (которую почему-то так плохо понимают в нашей стране): на работе надо работать!

На фоне абсолютного запрета на посторонние праздники в стенах организации, необходимо придумать 1-3 ежегодных «внутренних» праздника, и сделать их доброй традицией. Это может быть день рождения компании и/или её основателя; это может быть какая-нибудь выдающаяся «веха» в достижениях компании.

Повод для праздника может быть и чисто формальный – например, ежегодное подведение итогов деятельности компании за предыдущий год. Точная дата проведения подобного праздника не важна, она может быть приблизительной – например, «в первую декаду февраля». Здесь гораздо важнее то, что само подведение итогов года должно проводиться не как скучное заседание, а как весёлый праздник.

Сложность создания «правильного» корпоративного праздника в том, что он, с одной стороны, должен немного отвлекать людей от работы, давать им возможность отдохнуть, переключиться, расслабиться. С другой стороны, праздник должен ещё больше включать людей в работу, мобилизовать и мотивировать их.

Отвечая на поставленный ранее вопрос: корпоративный праздник нужен, чтобы объединить людей вокруг организационных целей и ценностей и вдохновить их на новые трудовые «подвиги».

Праздник – это положительные эмоции; и в «правильном» корпоративном празднике эти положительные эмоции обязательно должны быть связаны с организацией и с работой. Корпоративный праздник – это время, когда надо хвалить и награждать сотрудников за их достижения и вклад в общие результаты.

Важно не пропустить никого, и наградить не только тех, кто продемонстрировал высокие результаты в работе, но также тех, кто неуклонно придерживался ценностей и принципов организации. Проще говоря, награждаем всех, кто работал честно и хорошо, качественно (даже если это и не «передовики производства» или «чемпионы продаж»).

Разумеется, можно наградить лучших работников и «по-тихому», не устраивая никаких праздников. Но от этого не будет никакой пользы для бизнеса! Публичное награждение – это, во-первых, наглядная демонстрация правильного отношения организации к достойным работникам (и это очень сильно мотивирует всех, особенно новичков), а во-вторых, это напоминание всем окружающим о ценностях компании («Действуйте таким образом – и будете вознаграждены!»).

Важно понимать, что для «правильного» праздника эмоции, которые чувствуют все участники действия гораздо важнее, чем сами вручаемые награды и премии. Т.е. не столько важно, ЧЕМ награждают, важно КАК это делается. Именно поэтому праздник – это особенная обстановка, тожественные действия, захватывающие ритуалы, живое и непосредственное общение. Это множество способов и средств, которыми можно вызвать у участников праздника положительные эмоции.

Приведу пару примеров из жизни. Сначала – как НЕ НАДО делать. На день рождения организации собрали всех сотрудников, построили в шеренгу, потом вышел руководитель. Сначала он 40 минут нудно рассказывал о выполнении прошлогоднего плана (этот отчёт уже звучал на отчётном собрании в конце года, а основные цифры были вывешены на информационном стенде предприятия).

Главная часть торжества - коротенько, минут на 40

Затем примерно 30 минут потратил на награждение лучших сотрудников грамотами. Каждую грамоту он зачитывал, несмотря на то, что все они были напечатаны под копирку. Остальные участники «построения» к этому времени уже окончательно устали, им было скучно, и они были явно раздражены. Ни о каких положительных эмоциях тут не было и речи.

Второй пример – образец того, как НАДО делать. Сразу раскрою небольшой секрет: к подготовке праздника привлекли студентов, КВН-щиков. Причем сделали это абсолютно бесплатно – ребенок одного из руководителей компании просто играл в КВН, его друзья из команды часто тусовались у него дома; вот и решено было привлечь их в качестве легко доступного «творческого ресурса».

Ребята подошли к делу с огоньком, и устроили настоящее малобюджетное шоу. Они дали ему условное название «кинофестиваль». Каждому подразделению компании нужно было буквально в течение 20-30 минут инсценировать и сыграть эпизод из какого-нибудь всем известного фильма (или мультфильма). Причём с самого начала название фильма не раскрывалось – другие участники должны были угадать его, посмотрев инсценировку.

Задача: эпизод должен наглядно демонстрировать, как они обычно работают в своём подразделении (с юмором!). И ещё условие: главными героями или участниками этого киноэпизода должны были стать ключевые сотрудники, которые (по мнению самих участников) работали с максимальной отдачей и результатом. В качестве реквизита можно было использовать всё, что находилось в пределах досягаемости.

В каждую такую «съёмочную группу» был внедрен КВН-щик, который помогал придумать эпизод и воплотить задуманное. Поверьте, скучно не было уже на этапе придумывания этих киноэпизодов; а уж когда началась их демонстрация, зал просто сотрясался от хохота!

Но следом за игровой частью наступила и серьёзная. Руководитель стал вызывать для награждения лучших сотрудников за их заслуги перед организацией. Награждение сопровождалось не только серьёзным перечислением заслуг и вклада в общее дело данного сотрудника, но и шутливыми примерами из только что увиденного «киноролика». Таким образом, поздравительные речи получились не только душевными, но и забавными.

Кроме того, руководитель просил награжденного сотрудника (стоявшего на сцене), чтобы он позвал к себе всех тех коллег, которые особенно помогали ему в работе, благодаря которым он достиг успешных результатов. Было несколько случаев, когда на сцену выходило чуть ли не всё подразделение компании в полном составе. Всем аплодировали. Разумеется, вся процедура (весь праздник в целом) затянулась на полдня, но, поверьте, время пролетело быстро и незаметно. Хорошее настроение было у всех участников, положительных эмоций было море!

Повторю, что описанная ситуация – только пример. Наверняка многие читают и думают: «Ну, в нашей компании такого никогда не будет, народ не тот!». Важно понимать, что в каждой организации своя корпоративная культура, свой стиль общения. Есть организации молодые и лёгкие на подъём. В них любые театрализованные праздники проходят «на ура», и сами сотрудники с удовольствие принимают участие в представлении. Есть организации серьёзные и консервативные. Любая театрализация там будет восприниматься как неприемлемая «клоунада», а сотрудников будет просто невозможно вовлечь в активное участие в мероприятие.

Методы создания праздника должны учитывать психологию людей, работающих в организации. Но в любом случае то, что происходит на празднике, не должно быть скучным и официозным. Люди должны улыбаться и радоваться, они должны быть увлечены происходящим, вовлечены в происходящее.

Даже если вы работаете в «суровой» структуре, где любой корпоративный праздник по многолетней традиции проходит как торжественное заседание (на котором большая часть сотрудников просто спит), то всё равно можно попробовать изменить этот стереотип. Хотя бы за счёт более тщательной подготовки выступлений - сделав их более краткими, неформальными и наглядными; добавить в них общение с аудиторией. Иногда даже небольшое изменение «эмоционального градуса» в подобном скучном заседании значительно оживляет его, делает похожим на настоящий праздник.

Главное, подходить к организации корпоративного праздника творчески – и от него будет максимум пользы и удовольствия!

 

 


Cюжет:  Советы Сергея Калинина



Распечатать:     Комментарии: 3

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.037484169006348