Реклама на ЦДИ
 23.04.2024

Новости  | весь раздел

Готовимся к Пасхе по-псковски

04.05.2013 16:02 ЦДИ, Псков

Светлый праздник Пасхи, который наступит у всех православных людей уже сегодня ночью, славится своими традициями. К сожалению, многие из них уже утрачены, и на сегодня из всего богатства обычаев наших предков мы сможем вспомнить лишь то, что надо красить яйца, печь куличи и освящать их в церкви. А что еще было принято делать в праздник Пасхи на Псковщине? ЦДИ собрал информацию из открытых источников, и вот что у нас получилось.

1. Два яйца, освященные в церкви, обязательно клали «к Богу» - к иконе и хранили до следующей страстной пятницы. В течение недели под иконами стоял освященный кулич.

2. В Порховском районе было принято затоплять яйца в реке.

3. У себежан было принято, чтобы крестники шли к своим крестным и ждали, когда им вынесут яичко. В Пасху крашеными яйцами кормили и скот, чтобы оградить его от болезней.

4. В большинстве районов Псковщины на Пасху устраивали гулянья, ярмарки, игры. В Пикалихинской волости в конце XIX в. весенние гулянья начинались со святой недели и «состояли из снования молодежи взад и вперед по улице селения. Молодежь гуляла раздельно: парни в высоких сапогах с бураками и гармошкой, в калошах и с дождевыми зонтиками; девицы с узлами, в которых праздничный наряд». При этом пели лирические песни, которые называли пасхальными, водили хороводы - так гуляли до вечера. Гулянья продолжались до Троицына дня: каждый вечер с 9 до 12 часов молодежь собиралась около домов на беседы.

5. Одна из пасхальных игр называлась идти на бойца, в бойца, бить яйца («мужыки гатовили на Пасху яйца: наском кверху адин, другой - внис, наском набились, пириварачываиш - пушкай). Еще одна игра называлась катать яйца («катали яички, ставили доску, яичка скотица, если яйцо ударицца о другой, забираить»). Вспомогательным предметом этой игры служила дощечка, по которой катились яйца в лунку. Ее называли скат, лоток.

6. Широко распространен был обычай катания на качелях. Качели ставили обычно за деревней, на берегу реки, на горке, на ровном и сухом месте; иногда их вешали на гумно. Качели делали круговые: к вершине врытого в землю столба прикреплялись палки или веревки. Другой тип качелей представлял собой перекладину, укрепленную на вертикальных столбах. На перекладину вешали веревку со вставленной в петлю доской, на которой помещалось от двух и более человек. На качелях катались преимущественно на Святой неделе.

7. Обычай традиционного обхода домов с песнями на Пасху был распространен в Великолукском, Невельском, Себежском, Пустошкинском, Новосокольническом, Локнянском, Бежаницком и частично в Опочецком и Новоржевском районах. Обходчиков называли волочебниками, лалымщиками, христославщиками, а песни, которые они исполняли, - христовскими, пасочными, волочебными.

В старину волочебные песни пела молодежь или группа женатых мужчин. В псковских землях, как в Белоруссии и в южных районах России, мужские артели исполняли волочебные песни с музыкальным сопровождением: под гармошку или скрипку.

В течение пасхальной ночи и следующего дня волочебники пели под окнами домов весенние песни, которые по содержанию и значимости сходны со святочными колядками. В песнях шла речь о сборе волочебников, о прибытии их на крестьянский двор; центральная часть песен отводилась величанию хозяев, их дома и двора. Заканчивались песни благопожеланиями и требованием подарка, а в случае невыполнения обычая - угрозами несчастий. Для волочебных песен, в отличие от колядок, характерно перечисление всех значительных праздников и соответствующих им работ.

8. В пасхальных обрядах важное место отводилось поминовению умерших родственников. В Порховском районе в первый день Пасхи ходили на кладбище христосоваться с умершими: яйцо закапывали в землю или крошили на могилу - для птиц.

Кстати

В псковских диалектах праздник называли Паска, Пастка.



Распечатать:     Комментарии: 2

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.046017169952393