Реклама на ЦДИ
 08.12.2022

Новости  | весь раздел

Блеск и нищета набережной реки Великой: экскурс в историю

23.04.2012 11:30 ЦДИ, Псков

Так уж сложилось исторически, что псковская набережная со стороны Кремля представляет собой неразрывное единство с крепостным ансамблем. И любые реконструкции невозможны без учета этой особенности. Набережная пережила несколько масштабных перепланировок, очередная состоится в ближайшее время. В горячую пору взвешивания всех «за» и «против» нового проекта посмотрим, что же происходило с нашей набережной в 19 и 20 веке, что творится там сейчас и что планируется реализовать в ближайшем будущем. Как говорится, что было, что есть, что планируется. И будет ли чем сердцу успокоиться...

АРЕСТАНТСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

До 1858 года набережной, в культурном ее виде, не существовало. Здесь берегом прежде невозможно было не только ездить, но даже проходить было очень затруднительно: река Великая подступала под самые стены. В 1858 году по распоряжению бывшего Псковского губернатора В.Н. Муравьева приступлено было к отделке берега с целью устройства набережной и пристани для судов у Власьевской часовни. С устройством набережной улучшены были также и спуски к реке за водой: Власьевский и с Плоской улицы (ныне Профсоюзной - ред.) - и вновь устроены Якиманский и Спасский, из которого струится природный источник чистой воды (когда-то на набережной был такой? - ред.). Строительство набережной производилось в две очереди: первый участок от Власьевских ворот до Плоской улицы был сооружен и открыт в 1859 году. Этому участку набережной было присвоено наименование Александровский, в честь посещения Пскова императором. Вторая очередь от Плоской улицы до Покровской башни благоустраивалась до 1862 года и названа была Муравьевской. До 1867 года шли частичные работы по ремонту стены и башен.

Вид набережной реки Великой у Покровской башни от Мирожского монастыря. Рисунок губернского архитектора Александра Николаевича Векшинского (1859-1908). Фото с сайта http://gubernia.pskovregion.org/

Вся набережная сооружалась на приношения доброхотных дателей, трудами псковской арестантской роты.

Благоустройство всей набережной потребовало тяжелых пятилетних трудов: где требовалась насыпка для уравнения набережной - добывали землю из речного русла, возили землю и из города, а где нужно было сносить бугры - ломали сам берег, состоящий из сплошного природного плитняка.

Панорама набережной реки Великой. Вид с Покровской башни. Фото П. Н. Чистякова. 1909 г. Архив Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург). Фото с сайта http://gubernia.pskovregion.org/

Как сообщали «Псковские губернские ведомости» в 1873 году, во время работ у прохода от присутственных мест, где свозился мусор, рабочие при очистке земли у стены натолкнулись на отверстие в стене, в котором оказался значительный запас железной картечи грубой работы, которая тут же и была разобрана мясниками, пожертвовавшими взамен того улучшение пищи арестантов. Но самая интересная находка ожидала на месте бывшей башни и Георгиевских ворот. При разломке обветшавшей стены для увеличения проезда в этом месте в стене в замурованном склепе найден дубовый гроб, который в присутствии губернатора и был вскрыт. В гробу оказались бренные останки завернутого в саван покойника. Склеп был исправлен, гроб снова поставлен на свое место. Этот склеп с гробом неизвестного находится против Георгиевской церкви в стене у самого спуска к Великой. Предположительно, это Иван - псковский затворник, который, по сказанию летописца, 22 года жил в стене, «проводя дни в посте и молчании» (1615).

Именно тогда были созданы террасы для проезда экипажей и прогулочные дорожки. Инженерное решение предусматривало террасированное укрепление берегов и защиту от паводков оснований крепостных стен, которые тогда еще сохранялись на случай военных действий. По этой причине военным ведомством в XIX веке запрещалось строительство близ крепостных стен Окольного города. Стены не поддерживались, но и не разрушались намеренно.

Панорама набережной реки Великой. Мстиславская башня и первая псковская электростанция. Фото П. Н. Чистякова. 1909 г. Архив Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург). Фото с сайта http://gubernia.pskovregion.org/

ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

После революции облик набережной подвергся изменениям за счет постройки ТЭЦ-18. Здание буквально врезалось в стену вдоль реки  Великой. Строительство было начато в 1928 году рядом с трамвайным депо. Трамвайное депо и электростанция были практически одним предприятием. При освобождении города в 1944 году трамвайный парк был погребен под развалинами ТЭЦ. С 2004 года теплоэлектроцентраль не функционирует. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии. В Интернете проходила информация, что владельцы безуспешно пытаются продать остатки ТЭЦ за 58 млн. рублей. Между тем, подчеркивает председатель Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева, это уникальное здание 1929 года постройки в стиле конструктивизма. Оно является памятником архитектуры, его необходимо сберечь и приспособить к современному облику набережной.

После Великой Отечественной войны перед архитекторами и строителями, восстанавливавшими Псков, стояла сложнейшая задача: поднять город из руин. Стремление сохранить древний облик города при этом зачастую корректировалось жесткой утилитарностью построек и проектов. В разработке Генплана восстановления города принимали участие Юрий Спегальский, Алексей Ларкин, Г.И. Солонников и другие архитекторы.

Набережная реки Великой во время Великой Отечественной войны

В 50-е годы появилась реальная возможность обратить внимание на общие проблемы городского развития. Именно в это время было запроектировано восстановление и развитие зеленого бульварного кольца вокруг крепостных стен Окольного города. Такая же зеленая зона («Парк культуры и отдыха») проектировалась в пойме Псковы от Кремля до Верхних решеток. В соответствии с постановлением СМ СССР №3898 от 14.10.1948 г., впервые предписано установить охранные заповедные зоны вокруг таких объектов, как Псковский кремль, Запсковье, Полонище, заповедник у Верхних решеток, отдельных памятников зодчества и стен Псковской крепости. Проектом предлагалось также вынести из центра такие диссонирующие в речной панораме города производственные комплексы, как ТЭЦ (что так и не было реализовано).

Немало было запланировано и сделано по благоустройству набережных. 

Но несмотря на стремление сохранить исторический облик древнего Пскова, все же в 60-е годы на набережной появился ряд объектов, нарушающих архитектурный замысел. Так, по словам Ирины Голубевой, здание гребной базы построено за счет части крепостной стены, снесенной в начале 1960-х. Здание музучилища также было признано современными градостроителями диссонирующим объектом и планировалось к архитектурной адаптации.

Набережная реки Великой, парк породненных городов, 80-е годы

В то же время, как отмечает Ирина Голубева в материале «Туманная набережная», опубликованном в газете «Псковская провинция», традиция активного использования набережной Великой еще сохранялась в послевоенное время: «семейные прогулки в воскресенье, встречи со знакомыми, отдых и посиделки на открытых деревянных террасах типа «Голубой Дунай» под патефон, продержались, пока не развалились сами террасы. Водно-спортивные праздники, регаты, привлекали множество горожан». Но благоустройство набережной быстро ветшало.

СОВРЕМЕННАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

По сути дела последний раз, когда набережная ремонтировалась, - это середина 80-х годов. Тогда, кстати, и скверику в верхней части стены присвоили наименование сквер Породненных городов.

В «лихие» 90-е территория набережной превратилась в место народных гуляний. Местные рестораторы, почуявшие «тренд», быстро заставили палатками все пространство. Правда, нетребовательным псковичам годились и пригорочки, и бордюрчики, и скамеечки. Кругом - мусор и разруха.

Единственное, пожалуй, что делали для улучшения внешнего облика набережной, - периодически подкрашивали здания, и в 2011 поставили памятник флотоводцам, который - опять же - вызывает у специалистов вопросы о его культурной ценности и продуманности.

После четверти века бесхозяйственности местные власти, наконец, решили заняться набережной. ООО «СибЭкоСистема» из Тюмени представило доработанный проект реконструкции набережной реки Великой в Пскове. Планируется реконструировать территорию на участке от Ольгинского моста до моста им. 50-летия Октября площадью 8,2 га. Сначала будет обустроена территория от Ольгинского моста до въезда на набережную с ул. Профсоюзной, затем - участок до ул. Георгиевской, а затем - от съезда по ул. Георгиевской до моста 50-летия Октября.

По замыслу проектировщиков, набережная будет разделена на шесть зон: «Аллея дружбы», «Мир детства», «Псков водный», «Семья», «Гармония», «История».

Набережная будет открываться постепенно: первая очередь (парк породненных городов) будет сдана к Дню города, остальное - к 25 декабря.

Общая стоимость строительства 438 910, 67 тысяч рублей. Общая площадь реконструкции - 8,2 га.

Набережную уже обнесли строительным забором, начали проводить первые работы. В частности, демонтировали скамейки и срубили часть деревьев, которые уже высохли или являлись самосевными, по утверждению властей. Ныне набережную «украшают» пеньки со свежими спилами, дрова, ветки, горы мусора, появились «первые ласточки» спецтехники.

В новом проекте есть свои минусы и свои плюсы. Но в любом случае - то, что на нее наконец-то обратили внимание, - положительный знак. И то, как она будет выглядеть в ближайшие четверть века, останется в памяти людей.

Причем не «на веки» (а именно раздельно написано это слово на стальной дощечке у одного из объектов предполагаемой Зоны семьи), а слитно - навеки.



Распечатать:     Комментарии: 3

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают