Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Новости  | весь раздел

Проект закона об отраслевых системах оплаты труда псковских бюджетников профсоюзы обсудят на трехсторонней комиссии

20.06.2010 13:38 ЦДИ, Псков

15 июня состоялась встреча и.о. председателя Псковского областного совета профсоюзов Ульяны Михайловой и первого заместителя руководителя аппарата администрации Псковской области, координатора региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Александра Котова. Во встрече также приняли участие со стороны администрации Псковской области  заместители губернатора Татьяна Баринова и Юрий Демьяненко, и со стороны профсоюзов – заместитель председателя облсовпрофа Надежда Партхаль, председатель профсоюза госучреждений и общественного обслуживания Наталья Васильева, председатель профсоюза работников культуры Наталья Родионова, заместитель председателя профсоюза работников  здравоохранения Анжелика Шундер и председатель профсоюза работников народного образования Юрий Андреев.

По словам и.о. председателя Псковского областного совета профсоюзов Ульяны Михайловой, встреча прошла в преддверии назначенного на 30 июня заседания трехсторонней комиссии. «Основным вопросом, который будет обсуждаться на заседании, станет проект закона Псковской области «Об отраслевых системах оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета и работников государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями области и должностями государственной гражданской службы области Псковской области». «В ходе встречи стороны высказали свои позиции по данному закону. Профсоюзы определили позиции, которые необходимо внести в этот проект закона и выдали свою правовую и общественно-экономическую аргументацию по этому вопросу», - рассказала она.

По словам Ульяны Михайловой, работа над проектом закона «Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетной сферы Псковской области» идет уже год «Переговорный процесс идет очень сложно. Стороны объективно признают необходимость введения нового проекта закона, которая обусловлена рядом позиций. Например, необходимостью  устранить разницу в заработной плате в одноименных должностях работников бюджетной сферы в разных отраслях, устранить проблему, связанную с нивелированием заработной платы работников низкой квалификации», - рассказала она.

И.о. председателя облсовпрофа отметила, что ряд профсоюзных предложений по тексту проекта закона был учтен. В частности, в п. 9 ст. 1 проекта закона была принята поправка профсоюзов о необходимости «установить, что заработная плата  (без учета премий и иных стимулирующих выплат) работников, устанавливаемая настоящим законом, не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до вступления в силу настоящего Закона, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнении ими работ той же квалификации».

Также было учтено мнение профсоюзов о праве профсоюзных организаций участвовать в формировании размера стимулирующих выплат. В статье 3 п.6. говорится, что «размеры стимулирующих выплат работникам определяются учреждением самостоятельно в пределах средств, направляемых на оплату труда. При определении размера стимулирующих выплат учитывается мнение соответствующего профсоюзного органа…».

Тем не менее, остается нерешенным ряд вопросов, которые, по мнению профсоюзов, могут вызвать ухудшение положения работников бюджетной сферы и напряженность в трудовых коллективах.

Во-первых, проект закона «не предусматривает механизм индексации заработной платы работников бюджетной сферы в связи с инфляционными  процессами». В связи с этим профсоюзы считают целесообразным «рассмотреть  возможность установления  размера    базового должностного  оклада  в  процентах  от  размера прожиточного  минимума трудоспособного населения, устанавливаемого ежеквартально  постановлением администрации Псковской области,  или  в  абсолютных  цифрах. Данное   изменение  позволит  в будущем оперативно рассматривать оплату труда работников бюджетной сферы с учетом инфляции и снизить рост социальной напряженности в трудовых отношениях и соответствует требованию статьи 134 ТК РФ», - считают профсоюзы.

Применение в новой системе оплаты труда прямой  зависимости   размера   базового   оклада  от  МРОТа  является, по мнению профсоюзов,   не совсем удачным  вариантом.  Закон  о  бюджете  области,  как правило,  принимается в  последних  числах  уходящего  года  или  в  первом  месяце  нового года. Установленный  этим  законом  размер  базового  оклада,  на  очередной  финансовый  год, скорректированный  на коэффициент  доли  собственных  расходов,  означает  определенную  условность  при  установлении  размера  базового  оклада.  По  итогам  финансового  года  фактическая  доля  собственных  доходов  области  может  быть  больше  запланированной,  но  проект  закона  не  предусматривает  перерасчета  заработной  платы работникам  бюджетной  сферы.  А  если  доля  собственных  доходов  будет  меньше  запланированной, то порядок  установления  базового  оклада,  предусмотренный  проектом  закона,  не  может  быть  реализованным практически.   

Во-вторых, в ходе переговорного процесса высказана позиция со стороны представителей власти о возможности отмены компенсации к должностным окладам за работу в сельской местности. Данную позицию профсоюзы считают необоснованной по следующим причинам. Учитывая    содержание     Федерального закона  РФ «О   развитии   сельского   хозяйства», Федеральной     целевой   программы   «Социальное   развитие   села   до 2012 года»,    для      привлечения       и   закрепления       квалифицированных работников      в   сельской    местности     Псковской     области    необходимо установить  надбавки    за работу  в сельской местности в размере  25%      к должностному  окладу (тарифной ставке) специалистам социально-культурной сферы, здравоохранения, образования, физкультуры и спорта.

Согласно российскому законодательству,  при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, предоставлявшихся соответствующим категориям   граждан по состоянию на 31 декабря   2004 года.

Возможность установления специалистам, работающим на селе, повышенных на 25% окладов и тарифных ставок, была предусмотрена статьей 22 Закона РСФСР «О социальном развитии села». Законность применения данной нормы в современных условиях была подтверждена Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.07 г. № 34-Г07-10. 

Кроме   того,  имеется    практика установления повышенных должностных окладов гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, работающему в сельской местности, в соответствии с приказом МО РФ от 10 ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583».

И третий, ключевой вопрос, который на сегодняшний момент вызывает особые сложности в переговорном процессе – это наличие в нормативных правовых актах, предлагаемых для регулирования заработной платы работников бюджетной сферы, должностных окладов ниже минимального размера оплаты труда.

Вопрос о размере базового оклада областной совет профсоюзов поднял еще в ноябре 2009 года.  Была проведена акция по сбору подписей в поддержку требований «Базовый должностной оклад - не ниже МРОТ!». Членскими организациями в поддержку требования  было собрано более 12 тысяч подписей, которые были переданы губернатору Псковской области Андрею Турчаку.

10 марта 2010 года Постановлением Президиума Верховного Суда РФ утвержден Обзор законодательства и судебной практики, в том числе, по вопросу МРОТ, где сказано, что именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов  не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Причем, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

С целью обеспечения конституционных прав граждан на труд без какой бы то ни было дискриминации Псковский областной совет профсоюзов считает необходимым: пересмотреть нормативные документы Псковской области, устанавливающие систему оплаты труда работников бюджетной сферы; установить тарифные ставки, оклады, базовые тарифные ставки, базовые оклады, предусмотренные системами оплаты труда работников бюджетной сферы, не ниже величины МРОТ;  провести заседание трехсторонней комиссии.

Такие требования были выдвинуты в обращении облсовпрофа в адрес органов власти о необходимости установления тарифных ставок, окладов, должностных окладов работникам бюджетной сферы не ниже минимального размера оплаты труда.

Также на прошедшем недавно селекторном  совещании с руководством Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) обсуждались действия по реализации Постановления Президиума Верховного суда РФ. В целях исполнения данного решения судебного органа ФНПР направила письма главам субъектов РФ, руководителям законодательных органов власти и территориальных организаций профсоюзов. В тексте писем, в частности, сообщается, что «размеры базовых окладов, определяющие месячную заработную плату работников, не могут быть ниже МРОТа, а компенсационные, стимулирующие выплаты могут устанавливаться работникам сверх минимального размера оплаты труда». Разъяснения Верховного суда обязательны для судов других органов и должностных лиц, выполняющих закон, по которым дано разъяснение. В связи с этим ФНПР просит «соблюсти права работников бюджетной сферы и при необходимости внести поправки в бюджеты регионов и муниципальных образований».



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.030208110809326