Cуberpunk 2077. Эту игру ждали почти 10 лет. С момента анонса многие геймеры обросли сединой и уже едва могут удержать в руках геймпад от новой PS5. И вот наконец 10 декабря 2020 года авторы легендарного «Ведьмака» - небезызвестная польская студия CD Project RED - выдали на суд публики свое новое творение. Геймерское сообщество разделилось на два лагеря: одни смешали тайтл с куриным пометом (и есть на то причины), другие отдают честь хвалу разработчикам. Для самой же студии декабрь обернулся серьезными репутационными потерями. В причинах провала - или все же успеха? - года разбирался корреспондент Псковской Ленты Новостей Михаил Синёв.
Начало
Cуberpunk 2077 является продолжением созданной 30 лет назад Майком Пондсмитом настольной игры Cyberpunk 2020 и с натяжкой, используя тривиальные игровые механики, но при этом умелую режиссуру и мощности современных игровых систем гонится за новизной в жанре Action/RPG.
Сюжет одиночного ролевого боевика в иммерсивной антиутопичной атмосфере разворачивается на западном побережье США в вымышленном мегаполисе Night City, контролируемом корпорациями и созданным в стиле необрутализма. Разработчики явно вдохновлялись «Нейромантом» писателя-фантаста Уильяма Гибсона, фильмом «Бегущий по лезвию», мангой «Призрак в доспехах», видеоиграми System Shock и Deus Ex. В общем, все по канонам киберпанка 1980-х.
Давайте вернемся на 8 лет назад. 30 мая 2012 года поляки официально объявили о работе над проектом – за три года до выпуска их знаменитого детища «Ведьмак 3: Дикая Охота». Заключительная часть трилогии о Геральте из Ривии упоминается не просто так, чуть ниже проведу с ней некоторую параллель.
Для понимания, Cуberpunk 2077 – это не просто многолетний, но и многомиллионый проект, в реализацию которого вкладывалось даже правительство Польши. В 2017 году студия получила субвенцию от польских властей в размере 7 млн долларов США для найма команды, задачей которой стало создание города будущего и кинематографичности. Общий бюджет на разработку игры и агрессивную маркетинговую кампанию составил 314 млн долларов. На безобразный и опозоривший франшизу VIII эпизод «Звездных войн» потратили, например, 317 млн долларов.
Итак, в 2018 году студия объявила, что игра станет мультиплатформенной – выйдет на таких платформах, как Microsoft Windows, PlayStation 4 и Xbox One.
«Выпусти игру, или тебе конец»
В 2019 году стала известна окончательная дата релиза творения CD Project RED - 16 апреля 2020 года. На ежегодной выставке индустрии компьютерных игр Е3 (Electronic Entertainment Expo) ее объявил голливудский актер Киану Ривз, который сыграл в новом проекте одну из ведущих ролей – дейтерагониста, рокера-раздолбая Джонни Сильверхенда (подробностей раскрывать не буду, дабы избежать спойлеров).
Однако к запланированной дате релиз проекта не состоялся – его перенесли на 17 сентября. Разработчики объяснили это тем, что хотят сделать Cyberpunk 2077 «выдающимся достижением этого поколения». По их словам, отложенный релиз даст им «ценные месяцы, чтобы сделать игру идеальной».
Но тут, как говорится, Акела промахнулся. CD Project RED вновь переносит релиз – на 19 ноября.
«Мы полностью осознаем, что перенос игры пошатнет ваше доверие. И это решение, наверное, одно из самых сложных, что может принять студия. Тем не менее мы уверены, что все сделали правильно. Мы просим прощения, что заставляем вас ждать еще дольше. Но Cyberpunk 2077 та игра, что останется с вами на долгие годы. Мы надеемся, что вы поймете, почему мы так сделали», - сообщали представители студии.
Решение разработчиков обрушило на них шквал не только критики и негодования, но и спровоцировал амок среди некоторых личностей. В адрес студии сыпались угрозы жизни и здоровью.
Старшей геймдизайнер проекта Анджей Завадски в своем аккаунте в Twitter поделился некоторыми сообщениями, которые студия получала от геймеров:
«Выпусти Cyberpunk, или я буду преследовать тебя и твою семью», «Я знаю, где ты живешь, бро, выпусти игру, или тебе конец», «Я сожгу тебя живьем, если ты не выпустишь игру».
С одной стороны, геймерское сообщество было можно понять – некоторые специально брали под релиз игры отпуска. С другой, угрожать сотрудникам уважаемой студии убийством за непопулярное, но вынужденное решение – признак недалекого ума, учитывая, что последние месяцы часть работников перешла на 100-часовую (!) рабочую неделю, занимаясь полировкой игры.
5 октября поляки-игроделы объявили всему миру о завершении разработки Cyberpunk 2077 – игра ушла «на золото». Студия дала понять всем, что ее продукт готов к тиражированию (release to manufacturing), соответствует необходимому уровню качества и переносов, естественно, не будет.
Собственно, угрозы в адрес компании и заявление об отправке игры «в печать» не остановили CD Projekt RED от волюнтаристского решения перенести дату релиза третий раз. Да, студия снова сорвала дедлайн, о чем объявила 27 октября. Следующей датой выпуска киберпанка стала 10 декабря.
Топ-менеджеры CD Project RED Адам Бадовски и Марчин Ивински вновь извинились за задержку, которая в глаза поклонников выглядела уже настоящей эскападой в адрес геймерского сообщества. В сообщении представителей компании говорилось о том, что студии необходим дополнительный 21 день, чтобы подготовить игры к запуску на консолях уже ушедшего и нового поколения, а также ПК и игровых облачных сервисах.
Мультиплатформенность с костылями
Напомню, что в 2018 году CD Projekt RED в интервью CGMagazine заявила, что студия сосредоточилась на оптимизации проекта для ПК, PS4 и Xbox One с самого начала его разработки. Но 10-е декабря 2020 года показало обратное.
18+
На PlayStation 4 и Xbox One Cyberpunk 2077 явно зашел боком, чем вызвал у обладателей этих консолей и дистимию, и едва контролируемые приступы агрессии – игровому процессу сопутствуют регулярные подвисания, падения кадровой частоты до критических отметок, вылеты, медленная подгрузка текстур и проваливающиеся в них объекты, неадекватное поведение NPC и безумная физика, внезапное появление предметов и другие баги.
18+
Свою ложку дегтя вносят две проститутки на весь город, летающие сигареты у Джонни Сильверхенда, недоработанный, перегруженный интерфейс, сломанные квесты, низкий уровень искусственного интеллекта врагов, статичное население мегаполиса, слабая интерактивность и отсутствие баланса. Откровенно, это «сырой продукт».
Еще раз повторю, CD Projekt RED разрабатывала игру в том числе и для консолей – PS4 и Xbox One (41% предзаказов именно из этой степи). В итоге консольщики в день релиза остались в дураках, получив абсолютно неиграбельный продукт. Студия, заработавшая 50 млн долларов еще за две недели до выхода игры, обманула их ожидания.
Впрочем, львиная доля указанных выше проблем и багов перекочевала и на другие платформы, включая ПК и вышедшие в ноябре консоли нового поколения - PlayStation 5 и Xbox Series X, поэтому пятые точки «подгорели» не только у обладателей консолей уходящего поколения. В Сети уже гуляет хештег #cyberbug, которым сопровождаются запечатленные на видео и фото казусы игрового процесса.
Рейтинги игры для PS4 и Xbox One на Metacritic говорят сами за себя.
Некоторые подозрения закрадывались еще на стадии рекламного периода – студия не раскрывала версии игры для PS4 и Xbox. И, соответственно, честно не информировала о том, что эти версии будут хуже. Рецензентам разрешалось играть исключительно на ПК.
Сейчас студия в режиме «потогонки» латает игру патчами (очередной хотфикс вышел 19 декабря – v.1.05, но до идеальной стабильности еще далеко).
В июле 2018 года у разработчиков в Twitter поинтересовались, будут ли в этой игре мемы. Автор вопроса получил такой ответ: «Вся игра будет мемом». И ведь правда, как в воду глядели.
Не багами едиными
В «погоне за графоном», который, к слову, раскрывается на «максималках» в разрешении 4К на дорогостоящих ПК с видеокартами уровня GeForce RTX 3090 (стоимость таких сборок превышает 200 тысяч рублей), CD Projekt RED кажется забыла, за что полюбили ее игры, в частности третьего «Ведьмака» – за нелинейный сюжет, возможность влиять своими действиями на состояние игрового мира.
К сожалению, Cyberpunk 2077 не стал самой вариативной игрой года, как многие ошибочно предполагают. В недавнем исследовании портала PowerPyx говорится о том, что большинство (98%) диалогов в игре НИКАК не влияют на сюжет. «Подавляющее большинство диалогов меняет только следующую строку диалога, и все», - пишет портал. И лишь около 2% всех диалогов в игре имеют какое-либо влияние. Таким образом, разработчикам точно не удалось переплюнуть в уровне нелинейности свое последнее творение.
The Pickup – самый разветвленный квест в Cyberpunk 2077, именно его демонстрировали в маркетинговых материалах.
Стоит отметить, что прохождение основной сюжетной линии в Cyberpunk 2077 займет немногим более 20 часов (без оглядки на второстепенные квесты) - это в разы меньше третьей части «Ведьмака», «расслабленное» прохождение сюжета которой занимает порядка 100 часов. Для кого-то такое решение студии окажется плюсом, но лично для меня – это однозначно минус.
В зону критики попала и русская озвучка проекта. Во-первых, отечественная версия изобилует обсценной лексикой – очень часто мат совершенно не к месту; нецензурные слова на русском языке в диалогах появляются там, где на английском их совсем нет.
Кроме того, для озвучки ряда персонажей позвали, в частности, Анастасию Ивлееву, Элджея, Нину Кравиц, Данилу Поперечного и Александра Гудкова. Такой выбор большинству пришелся не по нраву. Официальное видео, в котором польская студия представила российских звезд озвучки, опубликовали 9 декабря на YouTube-канале Cyberpunk 2077. Сейчас оно получило 75 тысяч «дизлайков» при 45 тысячах «лайков». Геймеры сказали свое слово.
Последствия
Несмотря на принесенные студией извинения спустя 4 дня после релиза, последующие события развернулись для нее не самым лучшим образом.
18 декабря Sony Interactive Entertainment временно исключила (!) из продажи в PlayStation Store версии Cyberpunk 2077 для PS4. Все покупатели игры получили возможность вернуть свои деньги. Вот это удар по репутации!
Сообщение Sony Interactive Entertainment.
В результате удаления игры из PlayStation Store рыночная стоимость CD Projekt в тот день упала на 17,6%.
За этот месяц стоимость акций компании упала почти на 50%. Естественно, такие показатели отразились на благосостоянии отцов-основателей компании – в общей сложности они потеряли, по данным Bloomberg, 1 млрд долларов.
Microsoft же пока не стала убирать игру поляков из своего магазина, но расширила политику возврата средств за ее цифровую версию для Xbox One.
Пока ситуация складывается так - чем дальше, тем хуже. На днях стало известно, что один из инвесторов компании Миколай Ожеховски готовит коллективный иск в отношении топ-менеджеров CD Project RED, перед которыми маячит перспектива уголовного преследования по статье 286 УК Польши – введение в заблуждение с целью получения финансовой выгоды. Доигрались.
* * *
Итак, Cyberpunk 2077 – это определенно не новое слово в жанре, не игра года и не игра уходящего десятилетия. Сейчас это оскандалившийся проект, который точно войдет в историю гейминдустрии. И, в определенной мере, – халтура. Какую работу над ошибками проведет CD Projekt RED в 2021-м – покажет время.
Снискавшая народную любовь на волне успеха «Ведьмака» польская студия сейчас, увы, ее не заслуживает. Надежды миллионов игроков компания не оправдала и заслужила скептическое отношение со стороны инвесторов, партнеров и геймеров.
Несмотря на некстген-графику, проработанный мир, выразительный стиль и круто поставленный сюжет, чаша весов с багами, проблемами с оптимизацией и наплевательским отношением студии, как показали последние 10 дней с момента релиза, все же оказалась тяжелее.
Но если вы не согласны, вспомните, что игры – это искусство, а полотном выступает программный код. К сожалению, Cyberpunk 2077 представили публике на полотне с дырами. А ведь все могло быть иначе.