Новости | весь раздел
Как подготовить первоклассника к школе. Советы псковского психолога
Ни для кого не секрет, что первый год обучения в школе для ребенка очень трудный. Наступает сложный переходный момент. Сами подумайте: 31 августа ребенок был маленький, а 1 сентября уже взрослый человек - школьник. Можно считать, что требования поменялись за одну ночь. Период адаптации очень важен, ведь от этого зависит отношение к школе, желание учиться и даже физическое самочувствие. Псковский психолог Руслана Скородумова рассказала ЦДИ, как подготовить ребенка к школе, чтобы учеба была в радость.
Адаптация
Важно понимать, что процесс адаптации ребенка к школе — это отрезок времени, за который ребенок знакомится и привыкает к новым условиям. И это не один день, рассказывает психолог. Новоиспеченный школьник попадает в совершенно новую для него среду. Здесь появляются новые правила и законы, незнакомые взрослые и дети. Нужно освоить правила поведения в школе, новую социальную роль — «ученик».
«Основной вид его деятельности меняется с игрового на учебный. Новый режим, другие нагрузки на организм, эмоциональные переживания - все это может сказаться и на здоровье. Сколько будет длиться адаптация к школе зависит от нервной системы, от психологической и интеллектуальной готовности к школьному обучению, от атмосферы в семье и классе», - считает Руслана Скородумова.
Домашние задания
Эта тема волнует многих родителей. Не хочется приучить ребенка делать уроки только с родителями, но пускать все на самотек тоже страшно. Что делать в такой ситуации?
«Хорошо, когда ребенок самостоятельно учится и делает уроки, только вот сначала нужно найти оптимально комфортные условия и помочь, показать, как это делать. Составить расписание дня и конкретный алгоритм «выполнения домашнего задания», например: открыть дневник, посмотреть, что задано, достать учебник и тетрадь, найти нужную страницу и т.д. Не требуйте идеального результата сразу же. Если вы убедились, что ребенок справляется, замечательно! Пусть делает сам», - говорит психолог.
Но бывает так, что ребенок по каким-то причинам не может выполнить задания самостоятельно, ему нужна помощь, контроль — тогда родителям лучше быть рядом.
Наберитесь терпения, может ребенок освоит алгоритм и начнет самостоятельно ему следовать, научится не отвлекаться и т.д. Специалист отмечает, что это может произойти и чуть позже - во 2 или 3 классе. Однозначно, понимание и принятие того факта, что ваш ребенок не может сам делать уроки (выясните причину, это может быть СДВ или дислексия) и заранее выделенное время для этого у родителей, делает этот процесс более спокойным и быстрым. Впишите в свое расписание: «сделать уроки с ребенком», говорит психолог. Иногда нужно просто следить, чтобы не отвлекался, иногда подбадривать, объяснять и подсказывать, главное не кричать и не ругаться, потому что когда ребенок боится, он не может думать.
«Конечно, мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, успешно сдавали экзамены и поступили в лучший ВУЗ. Поэтому мы так много сил вкладываем в их обучение – делаем с ними уроки и даем дополнительные задания. Но это и один из замечательных способ отвратить ребенка от школы и перегрузить его. Поэтому спешу напомнить, что школа учит наших детей, в первую очередь, учиться! И приобрести учебные навыки, а вот мыслить креативно, решать и делать что-то самостоятельно, общаться, улаживать конфликты, относиться к людям с уважением, бороться со страхами, достойно выигрывать и, не травмируясь, проигрывать и многие другие, не менее важные в жизни умения, это наша задача, родителей», - уверен психолог.
Держать себя в руках
Руслана Скородумова рассказывает, что часто мамам и папам трудно контролировать свои эмоции во время выполнения домашних заданий с ребенком. Чаще всего конфликты и недопонимания возникают от того, что мы воспринимаем успехи и поражения ребенка как свои собственные.
«От родителей зависит многое, но не все. И основная задача родителей - помогать ребенку там, где ему трудно. А также понимать, принимать, жалеть, если ему тяжело. А теперь подумайте, разве уроки – это обоснованный повод портить отношения с ребенком, уронить его самооценку и стать, последним человеком, к кому он придет в будущем за помощью?», - размышляет специалист.
Школа займет одно из самых первых мест в жизни ребенка. Важно, чтобы время вне школы было максимально от нее свободным, рассказывает психолог. Да, дома нужно делать уроки, но постарайтесь сделать так, чтобы у первоклассника было свободное время и пространство, расширяйте интересы ребенка, ведь сегодняшний мир очень изменчив.
И этот же мир диктует нам стремление к развитию ребенка. Кружки, секции, дополнительный английский... Хочется все успеть. Но во всем важна мера. Есть детки с сильной нервной системой, а есть со слабой, рассказывает Руслана Скородумова. Один ребенок со всем легко справляется, его можно нагружать и требовать, если родители считают это нужным. А другой ребенок не справляется, плачет, отказывается учиться - в данном случае можно говорить о перегрузке. Тогда нужно снижать нагрузку или требования. «И если не обратить на это внимание и продолжать давить, то чрезмерная нагрузка и требования может проявляться у ребенка как беспокойный сон, ребенок начинает часто болеть», – рассказывает спикер.
Да, родители не могут влиять на то, как в школе ведут уроки, сколько их в расписании, насколько строг учитель. Но в их силах проконтролировать, чтобы первоклассник не переутомился дома, а также помочь, поддержать, пожалеть и выслушать.
«Мы можем помочь проявлять эти эмоции социально приемлемым способом через спорт и творчество», - рассказывает психолог.
Если вы видите, что ребенок не справляется со школьной нагрузкой, то нужно понять в чем причина. Может быть несколько факторов влияющих на успеваемость ребенка: большая для нервной системы нагрузка, не сформированы какие-то навыки или не достаточно развиты какие-то психические процессы (например, произвольность), слишком высокие требования со стороны родителей или учителей, стрессовая ситуация в школе, семье или со сверстниками, какие-то особенности развития ребенка (дислексия, дисграфия, СДВ), особенности характера и т.д.
Я стесняюсь
Школа для ребенка в младших классах – это новая ситуация. Не все дети знают правила и нормы поведения. А те, кто и знают, могут обладать, свойственным еще этому возрасту, слабым самоконтролем и возбудимостью. И неспособность соответствовать новым нормам и требованиям, неизбежно заставит сомневаться и переживать не только детей. А дети в этой ситуации становятся еще и особо чувствительны к оценкам других людей. Тем более, что в школе нет близких людей, а все социальные отношения меняются.
По мнению Русланы Скородумовой за стеснительностью в школе может стоять:
- страх сделать неправильно. Тем более, что чаще всего, акцент делается именно на ошибках, а не на успехах. Учитель очень часто ищет именно ошибки.
- страх осмеяния детьми. Особенно если учитель это слабо пресекает или не пресекает вообще.
- страх негативной социальной, личностной оценки со стороны учителя.
- страх получить плохую оценку, особенно если родителям важна хорошая учеба.
Все это вызывает у ребенка состояние тревожности. Тревога - это чувство неизвестности и ощущения надвигающейся опасности, не ясно какой, что делает это ощущение еще более трудным, так как преодолеть, справиться и вообще что-то предпринимать с тем, чего не понимаешь, очень и очень трудно. Поэтому дети часто не могут объяснить чего боятся.
«Таким образом, чтобы помочь ребенку нужно создавать ситуации успеха, которые подарят ребенку понятность и предсказуемость, а значит и чувство уверенности в себе»,- говорит Руслана Скородумова.
Психолог советует перед началом учебного года обсудить с ребенком правила и нормы поведения в школе. Это можно сделать с первоклассником, например, поиграть «в школу», смоделировать различные ситуации.
«Перед устными ответами можно репетировать ответ дома для родителей и игрушек. Если ребенок боится плохих оценок, дать ребенку понять, что вы будете его любить, несмотря ни на что! Что вы всегда на его стороне, всегда рядом и всегда поможете», - говорит специалист.
Еще один важный момент - не надо спрашивать про оценки после школы, лучше спросите, как прошел день.
Такие способы помогут вашему ребенку легче войти в новый ритм, а школа станет местом, куда он будет ходить с радостью и удовольствием.
Фото: gorodok-tlt.ru,externat.foxford.ru, gu.spb.ru, znanio.ru
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции