Реклама на ЦДИ
 25.04.2024

Новости  | весь раздел

Как подготовить первоклассника к школе. Советы псковского психолога

13.08.2020 19:34 ЦДИ, Псков

 

Ни для кого не секрет, что первый год обучения в школе для ребенка очень трудный. Наступает сложный переходный момент. Сами подумайте: 31 августа ребенок был маленький, а 1 сентября уже взрослый человек - школьник. Можно считать, что требования поменялись за одну ночь. Период адаптации очень важен, ведь от этого зависит отношение к школе, желание учиться и даже физическое самочувствие. Псковский психолог Руслана Скородумова  рассказала ЦДИ, как подготовить ребенка к школе, чтобы учеба была в радость.

 

Адаптация

 

Важно понимать, что процесс адаптации ребенка к школе — это отрезок времени, за который ребенок знакомится и привыкает к новым условиям. И это не один день, рассказывает психолог. Новоиспеченный школьник попадает в совершенно новую для него среду. Здесь появляются новые правила и законы, незнакомые взрослые и дети. Нужно освоить правила поведения в школе, новую социальную роль — «ученик».


«Основной вид его деятельности меняется с игрового на учебный.  Новый режим, другие нагрузки на организм, эмоциональные переживания - все это может сказаться и на здоровье. Сколько будет длиться адаптация к школе зависит от нервной системы, от  психологической и интеллектуальной готовности к школьному обучению, от атмосферы в семье и классе», - считает Руслана Скородумова.

 

 

Домашние задания

Эта тема волнует многих родителей. Не хочется приучить ребенка делать уроки только с родителями, но пускать все на самотек тоже страшно. Что делать в такой ситуации?

 

 

«Хорошо, когда ребенок самостоятельно учится и делает уроки, только вот сначала нужно найти оптимально комфортные условия и помочь, показать, как это делать. Составить расписание дня и конкретный алгоритм «выполнения домашнего задания», например: открыть дневник, посмотреть, что задано, достать учебник и тетрадь, найти нужную страницу и т.д. Не требуйте идеального результата сразу же. Если вы убедились, что ребенок справляется, замечательно! Пусть делает сам», - говорит психолог.

Но бывает  так, что ребенок по каким-то причинам не может выполнить задания самостоятельно, ему нужна помощь, контроль — тогда родителям лучше быть рядом.

Наберитесь терпения, может ребенок освоит алгоритм и начнет самостоятельно ему следовать, научится не отвлекаться и т.д. Специалист отмечает, что это может произойти и чуть позже - во 2 или 3 классе.  Однозначно, понимание и принятие того факта, что ваш ребенок не может сам делать уроки (выясните причину, это может быть СДВ или дислексия) и заранее выделенное время для этого у родителей, делает этот процесс более спокойным и быстрым. Впишите в свое расписание: «сделать уроки с ребенком», говорит психолог. Иногда нужно просто следить, чтобы не отвлекался, иногда подбадривать, объяснять и подсказывать, главное не кричать и не ругаться, потому что когда ребенок боится, он не может думать.

 

«Конечно, мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, успешно сдавали экзамены и поступили в лучший ВУЗ. Поэтому мы так много сил вкладываем в их обучение – делаем с ними уроки и даем дополнительные задания. Но это и один из замечательных способ отвратить ребенка от школы и перегрузить его. Поэтому спешу напомнить, что школа учит наших детей, в первую очередь, учиться! И приобрести учебные навыки, а вот мыслить креативно, решать и делать что-то самостоятельно, общаться, улаживать конфликты, относиться к людям с уважением, бороться со страхами, достойно выигрывать и, не травмируясь, проигрывать и многие другие, не менее важные в жизни умения, это наша задача, родителей», - уверен психолог.

 

Держать себя в руках

 

Руслана Скородумова рассказывает, что часто мамам и папам трудно контролировать свои эмоции во время выполнения домашних заданий с ребенком. Чаще всего конфликты и недопонимания возникают от того, что мы воспринимаем успехи и поражения ребенка как свои собственные.

«От родителей зависит многое, но не все. И основная задача родителей - помогать ребенку там, где ему трудно. А также понимать, принимать, жалеть, если ему тяжело. А теперь подумайте, разве уроки  – это обоснованный повод портить отношения с ребенком, уронить его самооценку и стать, последним человеком, к кому он придет в будущем за помощью?», - размышляет специалист.

 

 

Школа займет одно из самых первых мест в жизни ребенка. Важно, чтобы время вне школы было максимально от нее свободным, рассказывает психолог. Да, дома нужно делать уроки, но постарайтесь сделать так, чтобы у первоклассника было свободное время и пространство, расширяйте интересы ребенка, ведь сегодняшний мир очень изменчив. 

И этот же мир диктует нам стремление к развитию ребенка. Кружки, секции, дополнительный английский... Хочется все успеть. Но во всем важна мера.  Есть детки с сильной нервной системой, а есть со слабой, рассказывает Руслана Скородумова. Один ребенок со всем легко справляется, его можно нагружать и требовать, если родители считают это нужным. А другой ребенок не справляется, плачет, отказывается учиться -  в данном случае можно говорить о перегрузке. Тогда нужно снижать нагрузку или требования. «И если не обратить на это внимание и продолжать давить, то чрезмерная нагрузка и требования может проявляться у ребенка как беспокойный сон, ребенок начинает часто болеть», – рассказывает спикер.

Да, родители не могут влиять на то, как в школе ведут уроки, сколько их в расписании, насколько строг учитель. Но в их силах проконтролировать, чтобы первоклассник не переутомился дома, а также помочь, поддержать, пожалеть и выслушать.

«Мы можем помочь проявлять эти эмоции социально приемлемым способом через спорт и творчество», - рассказывает психолог.

Если вы видите, что ребенок не справляется со школьной нагрузкой, то нужно понять в чем причина. Может быть несколько факторов влияющих на успеваемость ребенка: большая для нервной системы нагрузка, не сформированы какие-то навыки или не достаточно развиты какие-то психические процессы (например, произвольность), слишком высокие требования со стороны родителей или учителей, стрессовая ситуация в школе, семье или со сверстниками, какие-то особенности развития ребенка (дислексия, дисграфия, СДВ), особенности характера и т.д.


Я стесняюсь

Школа для ребенка в младших классах – это новая ситуация. Не все дети знают правила и нормы поведения. А те, кто и знают, могут обладать, свойственным еще этому возрасту, слабым самоконтролем и возбудимостью. И неспособность соответствовать новым нормам и требованиям, неизбежно заставит сомневаться и переживать не только детей. А дети в этой ситуации становятся еще и особо чувствительны к оценкам других людей. Тем более, что в школе нет близких людей, а все социальные отношения меняются.

По мнению Русланы Скородумовой за стеснительностью в школе может стоять:


- страх сделать неправильно. Тем более, что чаще всего, акцент делается именно на ошибках, а не на успехах. Учитель очень часто ищет именно ошибки.
- страх осмеяния детьми. Особенно если учитель это слабо пресекает или не пресекает вообще.
- страх негативной социальной, личностной оценки со стороны учителя.
- страх получить плохую оценку, особенно если родителям важна хорошая учеба.

Все это вызывает у ребенка состояние тревожности. Тревога - это чувство неизвестности и ощущения надвигающейся опасности, не ясно какой, что делает это ощущение еще более трудным, так как преодолеть, справиться и вообще что-то предпринимать с тем, чего не понимаешь, очень и очень трудно. Поэтому дети часто не могут объяснить чего боятся.

«Таким образом, чтобы помочь ребенку нужно создавать ситуации успеха, которые подарят ребенку понятность и предсказуемость, а значит и чувство уверенности в себе»,- говорит Руслана Скородумова. 

Психолог советует перед началом учебного года обсудить с ребенком правила и нормы поведения в школе. Это можно сделать с первоклассником, например, поиграть «в школу», смоделировать различные ситуации.

«Перед устными ответами можно репетировать ответ дома для родителей и игрушек. Если ребенок боится плохих оценок, дать ребенку понять, что вы будете его любить, несмотря ни на что! Что вы всегда на его стороне, всегда рядом и всегда поможете», - говорит специалист.

Еще один важный момент  - не надо спрашивать про оценки после школы, лучше спросите, как прошел день.

Такие способы помогут вашему ребенку легче войти в новый ритм, а школа станет местом, куда он будет ходить с радостью и удовольствием. 

Фото: gorodok-tlt.ru,externat.foxford.ru, gu.spb.ru, znanio.ru



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.025339126586914