Реклама на ЦДИ
 25.11.2024

Новости  | весь раздел

Записки юного Командорро: история псковички, покорившей Камчатку

25.06.2020 19:31 ЦДИ, Псков

Что вы знаете о Камчатке? Что это другой конец страны и более суровый климат? Да, все верно. Добавим еще один факт в копилку — на Камчатке, точнее в селе Никольском на острове Беринга - крупнейшего из Командорских островов, живет псковичка Ульяна Ледок. И не просто живет, а работает в государственном природном биосферном заповеднике «Командорский» имени С.В.Маракова. Это самый большой морской заповедник страны.

Для Ульяны Командорские острова за два года жизни стали местом силы и проверки духа, заставили изменить систему ценностей и взгляд на жизнь, и просто познакомили с самой собой. В первый год на Камчатке Ульяна писала «Записки юного Командорро» в своем аккаунте в Instagram. Это стало дневником впечатлений, эмоций и переживаний — первый выход в океан, встреча с китами, секрет разделывания морской рыбы. Публикуем интересные заметки  и рассказываем о жизни на Камчатке, любви к природе и приключениях Ульяны Ледок.

 

Дело случая

С Ульяной мы познакомились в Пскове на одном из мероприятий. Она работала журналистом. Потом в ее профиле в соцсетях я увидела фотографию, сделанную на Байкале. Думаю: «круто», надо выяснить подробности поездки. А оказалось, что теперь Ульяна там не просто гостит, а работает. Туда она попала совершенно случайно. Вспоминает, что увидела информацию о наборе сотрудников в «Заповедное Прибайкалье» и откликнулась на вакансию. А ее резюме рассматривала иркутская команда, с которой она ранее познакомилась в Полистовском заповеднике, во время их работы на Псковщине. Звезды сошлись.

 

 

 

«Все произошло очень быстро. За месяц я собралась и уехала в Иркутск. Работала там полгода, а потом произошла смена руководства, и поскольку я была заточена под другие цели и задачи, было непонятно мое дальнейшее пребывание там. Пришлось вернуться в Псков. Но работа в заповедной системе России меня очень увлекла, и я приняла решение, что хочу продолжать развиваться в этой сфере», - рассказала Ульяна.

И вот девушка находит объявление, что ищут пресс-секретаря в заповедник в Камчатском крае. Опыт есть, рекомендации тоже, сумка собрана, Камчатка, встречай. Кажется, что все это далось легко и просто. Но за этим были переживания, нервы, одно расстояние чего стоит. Можно смело сказать, что уехала с одного конца страны («Россия начинается здесь», все дела) в другой. Потому что Командорские острова - крайняя точка. Дальше — Аляска.

 

«Камчатка — это была большая мечта. Из серии «когда я вырасту, заработаю много денег, то обязательно туда отправлюсь». Работая в заповедной системе, я много слышала о Командорских островах — киты, морские птицы, уникальные ландшафты... Но я совершенно не предполагала, что окажусь здесь. В апреле 2018 года моя нога ступила на заветные острова, и я приступила к работе», - вспоминает Ульяна.

Но опять же. Не все так просто. Целый месяц она не могла улететь из Петропавловска-Камчатского на острова. Из-за погоды. Для нас это дико. Да, все знают, что иногда приходится ночевать в аэропорту, дожидаясь самолета, который не может полететь из-за непогоды. А тут месяц! В конце концов улететь так и не удалось — пришлось добираться на корабле.

 

 

 

Открытие первое: место, где властвует стихия

Ульяна рассказывает, что на Камчатке все зависит от стихии. Человек вынужден жить по ее правилам. Здесь, в Пскове, мы можем смело строить планы на неделю вперед. На Камчатке — нет.  Сильный ветер, дождь, размокшая взлетная полоса... все это может длиться неделями. Ульяна рассказывает, что бывали случаи, когда летишь на самолете малой авиации (это 3 часа оглушительного звука), а в пути остров закрывают для авиации из-за сменившихся погодных условий, в итоге разворачиваешься обратно. И так несколько раз. Это физически тяжело.

«Людям с материка это сложно понять. Объясняешь, например, что мы не можем сейчас выйти «в поля» и провести какие-то съемки, а они там думают, что мы халтурим (смеется). Или туристы. Однажды к нам приезжала группа, мы их забрали с самолета и сразу повезли на морскую прогулку, потому что понимали - завтра уже не будет такой возможности. Они сперва возмущались, что не дали отдохнуть после долгого пути, а потом поняли, в чем дело», - рассказывает Уля.

Многое в жизни островного человека завязано на приливах и отливах, это всегда нужно учитывать, если планируешь куда-то ехать.  Зимой бывает совсем несладко: пурги, ветер такой силы, что не можешь вздохнуть. И непредсказуемая погода сказывается на образе жизни в целом.

 

 

«Ты можешь сидеть дома, заниматься своими делами, а тут тебе звонят и говорят: «Сегодня учеты на острове Медном, вы поедете?». И ты собираешься и едешь, потому что это одно из самых красивых мест на земле и нельзя упускать такой шанс. И в такие моменты ты учишься лавировать в этой непредсказуемости. Мне кажется, люди с Дальнего Востока более приспособлены к крутым поворотам. Это такой момент адаптивности, очень полезный навык уметь подстраиваться под условия», - говорит Ульяна Ледок.

 

 

Открытие второе: жизнь в обособленном пространстве

 

Командорские острова — это архипелаг из четырех островов, которые входят в состав России. Два из них - полноценные острова, а другие два - птичьи, очень маленькие, один из них это торфяное плато, а другой выглядит как скала, торчащая из океана. В селе Никольском живет в зависимости от сезона от 400 до 600 человек. Это научные сотрудники заповедника, малочисленный коренной народ алеуты, военные (на острове находится погранзастава), и другие местные жители. В сезон численность увеличивается за счет туристов, людей, которые приезжают к родственникам или просто на сезонные заработки. В поселке есть клуб, почта, несколько магазинов, администрация, специальные службы.  Жизнь людей тесно связана с природными ресурсами. В сезон все пополняют запасы рыбы, собирают грибы, ягоды.

 

Но жить на острове, в маленьком селе, где все друг друга знают, и быть отделенным от Большой земли непросто.

 

 

«У меня есть теория цикла замкнутого социума. Ты приезжаешь и начинается конфетно-букетный период. Всем интересно послушать твои истории, узнать откуда ты, как люди живут в тех местах. Потом начинается стадия притирок. К людям, к бытовым и погодным условиям. И не все приживаются», - говорит девушка.

Ульяна рассказывает, что ей удается периодически перезагрузиться от островной жизни. Условия на Командорах  приравнены к условиям жизни на Крайнем Севере, поэтому отпуск составляет 52 дня. Получается поехать домой, съездить в путешествие, сменить обстановку.

 

 

 

Открытие третье: челлендж по выстраиванию личных границ

Главная миссия заповедника — охрана и изучение природы. Территория заповедника полностью закрыта от промышленников, по спутнику отслеживается безопасность акватории. Ульяна курирует блок развития и экологического просвещения. 

 

«Цель моей работы — заручиться общественной поддержкой к заповедному делу у разных целевых аудиторий. Это и журналисты, и местные жители, и студенты, и школьники, и просто люди, увлеченные природой. Проводим фотовыставки, кинопоказы, организуем лекции. Реализуем проект по эффективному обращению с отходами «Зеленые Командоры» на островах. Проводим занятия в школах и детсадах на материке, на полуострове Камчатке, и конечно, на Командорах... Вокруг охраны природы очень много заинтересованных сторон. Всегда привожу один пример. Заручиться общественной поддержкой по охране медведей на материке всегда проще, чем у местных жителей, проживающих в непосредственной близости к дикой природе. Люди в Москве думают, что мишек надо охранять и оберегать, а люди, которые живут здесь, сталкиваются с медведями  (или другими хищниками, если мы говорим о Приморье, например), которые приходят в их поселок. Возникает конфликт между человеком и природой. Одна из задач заповедного дела как раз и состоит в поиске точек соприкосновения. Люди разные, задачи разные, ко всем нужен свой подход. Это очень интересная и разноплановая работа», - говорит Ульяна.

 

Девушка отмечает, что весь журналистский псковский опыт пригодился. Ведь одна из задач -  постоянное нахождение в медийном пространстве, нужно рассказывать о своей работе, снимать сюжеты и даже печатать собственную газету.

 

 

«Работая здесь, ты становишься очень внимательным к свои словам, к источникам, к которым ты обращаешься, ты ставишь цели, записываешь задачи, анализируешь. Чтобы разобраться в какой-то теме, проводишь серьезный анализ. Подходишь к работе фундаментально. Я много общаюсь с научными сотрудниками, нет права на осечку, надо говорить четко», - делится своими размышлениями Ульяна.

 

 

 

В Пскове после трудового дня многие идут  по делам, ходят в кафешку или кино — там нет. Работа иногда затягивается до позднего вечера, мы созвонились с Улей в 10 утра по нашему времени, а на Камчатке уже было около 20 часов. У заповедника много партнеров и подрядчиков в Москве, которые активируются в то время, когда сотрудникам заповедника надо бы уже идти домой.

«Днем работаем, а вечером идем к кому-нибудь в гости, готовим пиццу, смотрим кино. Тут очень переплетается личное и рабочее пространство. Не всегда это хорошо. Это такой челлендж по выстраиванию личных границ. Но челленджей здесь вообще хватает. И в бытовом, и в эмоциональном, и в психологическом плане», - говорит Уля.

 

 

 

 

Открытие четвертое: мигрирующие киты, океан и грибы выше деревьев

Камчатка — это другая вселенная. Это место кардинально отличается от  Северо-Запада. Уля рассказывает, что ничто так не питает и не дает силы как природа. Ее дом на берегу океана. Можно увидеть, как мигрируют киты.Территория островов, это в основном тундра, там нет деревьев в привычном для нас понимании. Отсюда и знаменитая шутка, что грибы на Командорах выше деревьев. Совершенно другая флора и фауна. Здесь живут северные морские котики, краснокнижные сивучи, каланы и тюлень-цветочек антур, а на скалистых берегах обосновались многотысячные птичьи базары.

 

 

«И это действительно большой взрыв эмоций, абсолютная смена обстановки. Это самое красивое место. Здесь все проникнуто духом свободы. Это должен испытать каждый человек», - уверена Ульяна.

Девушка рассказывает, что океан — это огромная радость, он дает силы, когда устаешь или накатывают сомнения.

«Есть работа и жизнь - граница тонкая и нет времени беспокоиться и думать о проблемах, ты всегда что-то делаешь, в каком-то движении, главное не останавливаться, а то можно захандрить — это мой рецепт выживания», - рассказывает девушка.


Открытие пятое: есть вещи, к которым нужно привыкнуть

Мне всегда казалось, что на Камчатке высокие зарплаты. И такие же цены. Ульяна сказала, что может согласиться лишь со вторым. На острове, например, очень туго со свежими овощами и фруктами. Их привозят кораблем, в основном это импорт, ценник сумасшедший — за килограмм огурцов можно отдать более 800 рублей не в сезон. Очень высокая цена за интернет, хотя услуга качеством не отличается. Считается, что средняя зарплата на Камчатке 70 тысяч рублей, но по наблюдениям Ули в основном это в районе 40 тысяч рублей. Учитываем, что на Камчатке дорогая коммуналка и развлечения. Местные жители стараются решать свои проблемы на материке, некоторые, например, летают за медицинским обслуживанием во Владивосток.

 

 

«Регион надо развивать, хотя местные говорят, что по сравнению с тем, что было 10 лет назад, сейчас намного лучше. В Петропавловске-Камчатском в финансовом плане пришлось бы туго, на острове есть возможность накопить», - делится девушка.

Долететь до Петропавловска-Камчатского и обратно можно примерно за 26 тысяч рублей. Есть позаботиться о билетах заранее. А дальше прибавляем проживание, экскурсии и прочее. Да, дорого. Но по мнению Ульяны, это того стоит.

 

 

Открытие шестое: люди — это самое главное

 

Ульяна вспоминает, что ее решение переехать на другой конец страны очень сильно поддержали друзья. Уверяли, что скинутся на обратный билет, если не понравится и захочется вернуться. Живого общения с ними не хватает.

«Считается, что с возрастом друзей становится все меньше, но у меня здесь произошло мощное пополнение. Командоры подарили мне множество прекрасных людей. К концу сезона мне не хватает окситоцина и человеческого тепла, возвращаюсь домой и сразу всех обнимаю, это феерия положительных эмоций», - отмечает Ульяна.

Но для себя она уже твердо решила, что, накопив такой опыт и багаж знаний, не смогла бы вернуться в Псков. Хоть и очень скучает по родным и близким. Недавно она осознала, что ее путь схож со второй Камчатской экспедицией, которая открыла эти острова в 1741 году. Они двигались через Иркутск на Камчатку, а потом на Аляску. Ульяна сейчас на Командорских островах. Кто знает, может быть следующей точкой станет Аляска?

 

 

 

 

 

Зоя ПАВЛОВА

Фото: личный архив Ульяны Ледок 

 
 


Распечатать:     Комментарии: 1

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают