Реклама на ЦДИ
 25.04.2024

Новости  | весь раздел

О «Голоде» Кнута Гамсуна - книжная полка инженера

06.02.2020 10:31 ЦДИ, Псков

А вот и входная книжная дверь. Здесь у меня никаких колебаний, дверь я притащил заранее - это роман «Голод» норвежского писателя Кнута Гамсуна. Роман человека с таким внутренним стержнем, что мощности и излучения от него хватило бы на энергоснабжение нескольких небольших стран вроде Венгрии или Хорватии.
 
 
 

Часть 6. Входная дверь

 
Дело было в Питере. Я работал электромонтажником на заводе, где мастерили корабли. И всего на заводе у меня было в количестве 1 (одной) шт.
Грустный начальник дядь Саша – 1 шт.
Импульсивный учитель дядь Боря – 1 шт.
Напарник-художник Андрей – 1 шт.
Сосед-сантехник дядь Вова – 1 шт.
А также одна сумка, один стол, один чайный гриб, одна коробка с домино и ни одного шанса проработать на этом заводе дольше полугода. Так уж получилось.
 
Среди стойкого запаха гудрона мы чинили всякую заводскую утварь, вытирая лица рукавами хрустящих синих и зелёных спецовок. Было лето, было жарко. В вагончике, где продавали готовые обеды, как-то даже стухли беляши.
 
Наша пятёрка жила под самой крышей одного из цехов. Часто мы сидели прямо на крыше, прилипая ногами к тёплому гудрону. Вдалеке чернильным пятном растекался Финский залив, голодные жирные чайки кричали прямо в ухо, как пожарная сигнализация, и солнце, такое долгожданное и торопливое солнце вместе с прохладным ветром дорисовывало картину.
 
Больше всех среди нас читал дядь Вова. Как-то помогая ему прочищать какую-то трубу я спросил - кто его любимый писатель. Он назвал двоих - Пикуля и Гамсуна. Я тогда читал Чарльза Буковски - и тот тоже выделял Гамсуна среди прочих. Особенно Буковски выделял роман «Голод» и хвалил честность и настрой Гамсуна.
 
А дядь Вове больше всего нравился роман Гамсуна «Плоды земли». Приведу цитату с оценкой романа на память и максимально корректно:
 
- Там всё одновременно просто и так шикарно слеплено. Вот человек, вот лес. Вот он дом строит, вот еду выращивает. Всё по-честному, как на даче. Вот женится, вот дети и всё вроде как у всех, а вот и нет. Он как будто не пишет, а перекапывает землю, избавляясь от сорняков, от мокрицы этой, пырея всякого. И она у него такая жирная, чёрная, плодородная. Такой роман, что аж пересохло. Где там мой чайный гриб?
 
Дядь Вова прекрасно эрудирован. Он раскалывал сканворды любой сложности. Автор романа «Спутники»? Первое орудие древлян? Название куклы, которую дарят снохам? Дядь Вову эти вопросы только забавляли, мол, простота.
 
В общем, после такой рецензии я решил купить роман Гамсуна. Причём в тот же день, тем более это был день зарплаты. На карточке был благополучный ноль, в кармане - 35 рублей на метро. Дом, где я жил, был на другом конце города. Появился план на вечер - съездить в книжный, набрать еды и валяться-читать.
 
Зарплата всегда приходила до 16-30.
Ровно в 16-30 я вышел на улицу через проходную - зарплаты не было. Пошёл мелкий дождь. Со стороны залива задул скверный пронизывающий ветер. Общее настроение явно портилось. Без зонта оно портилось еще стремительнее. Пошёл к метро.
 
По пути меня окликнул какой-то старик. Он обреченно стоял под расстреливающим его дождём-пистолетом у магазина-подвала и натурально рыдал. Я подошёл. У старика мелко и интенсивно тряслись руки, он был пьян и неловко теребил какие-то копейки в ладонях, пытаясь их сосчитать.
 
- Сынок, купи мне...ну...за 45 там, - попросил он меня. - Меня выгнали. Пахну я.
Я сосчитал его деньги - не хватало 30 рублей. Дождь становился беспощадным, вокруг потемнело, капли были тяжёлые и твёрдые, как морские камешки. В очках не было видно даже собственных ног, но я чувствовал, что они уже промокли.
 
У меня осталось ровно пять рублей. Зарплаты не было, денег на метро не было, до дома - километров 12, не меньше. Дождь, кажется, стихал. Впереди было приключение.
 
И если бы я знал, как то моё положение перекликалось с романом Гамсуна «Голод», то... То, наверное, ничего. Усмехнулся бы, плечами пожал. Где же оно там перекликается.
 
Гамсун рассказывает в «Голоде» о том, как его нигде не печатают, как он доходит до края отчаяния, сдаёт вещи в ломбард и не выкупает их, носит засаленную рваную одежду, ищет работу, не может заплатить за жильё, занимает у друзей деньги, со стыдом осознавая, что не отдаст. Последние деньги он отдаёт нищим, бравируя собственным якобы богатством, пытаясь самоутвердиться в качестве будущего великого журналиста. Он пишет длинные тексты обо всём подряд, пытаясь угадать нужную струну, не слыша никакой музыки. Гамсун с хладнокровием описывает собственную беду.
 
Город его не принимает, город к нему враждебен, но Гамсун ищет шанса, пытается нарастить горящий фитиль, чтобы бомба, которая его погубит, взорвалась как можно позже. Отчаяние, нищета, голод, тающая надежда на хотя бы сносный исход, холод и желание найти денег, написать хоть что-нибудь о чём-либо - не самая мотивирующая компания для молодого человека. Но Гамсун побеждает. Или, как минимум, не сдаётся. И читатель не сдаётся вместе с ним.
 
А у меня - что? Пять рублей, вечер августа, чужой город и дальняя живописная дорога до дома. Тем не менее, отчаяние-то слегка прихватило. Я спрятался от него в книжном магазине, случайно попав на бесплатную лекцию или просто разговор об итальянском писателе Курцио Малапарте. Рассказы о Малапарте надёжно прятали меня от отчаяния три-четыре часа – как толстого кролика, чудом умыкнувшего от охотников, под широким кустом папоротника. В итоге в два часа ночи я практически дошёл пешком до своего подъезда.
 
Ноги и тело вымокли насквозь. Зарплата не пришла. На заводе в целом не было каких-либо радостных перспектив. Еда дома отсутствовала. С утра нужно было на работу. К 7-30. Шёл противный мелкий дождь. Денег не было ни на что. Я решил, что если сейчас переодеться и стартовать пешком обратно, то как раз к началу рабочего дня приду.
 
Пошёл к дому переодеваться. В миллионный раз решил проверить через телефон баланс на карточке.
И тут меня с ног до головы окатил какой-то ленд-ровер. Потоком бурой, как будто из неё вымывают частицы золота, воды с меня сбило очки. Телефон выпал из рук и, светясь, поплыл к урне.
 
Этот день меня не добьёт.
Достаю телефон из лужи, смотрю на экран: «Вам зачислена зарплата 18990 рублей».
Сообщение, по словам оператора, пришло в 16-32.
 
Так. Что я в предыдущей части там об абсурде говорил?
 
Сергей ЗВОНАРЕВ
 

Cюжет:  Книжная полка инженера



Распечатать:     Комментарии: 2

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.031275033950806