Новости | весь раздел
What is Киндер Гарден? - дневник мужчины-воспитателя детского сада
19.11.2019 14:31 ЦДИ, Псков
Илье Образцову - учителю физкультуры одной из псковских школ, специалисту по дошкольному образованию - однажды пришлось примерить на себя не самую простую и совершенно необычную по нашим стереотипам роль. Воспитателя детского сада. Вы знаете хотя бы одного воспитателя-мужчину? Даже отцы, и те хотя бы раз в день, но мечтают сбежать из дома, когда там появляется ребенок. Один. О чем уж речь, если одновременно в четырех стенах находятся 25 детей и всего один мужчина, который должен с ними не только играть, но и кормить, переодевать, укладывать спать...? Вам тоже напоминает всё это сценарий какого-то фильма? А вот для Ильи - это реальность. Порой суровая. Мы решили узнать подробности от первого лица.
Живёшь ты такой, живёшь, ни кого не трогаешь и вдруг «бац!» - обнаруживаешь себя за каким-нибудь занятием, за которым ты не мог себя представить раньше. Ну, например, так: «Баскетбол - тупая игра! Я не буду прикасаться к этому мерзкому желтому мячику!» А через полгодика ты обнаруживаешь себя в финале кубка района по баскету среди учащихся школ и ты, что самое интересное, доволен происходящим.
Летом 2013 года я был жизнерадостным дембелем. Трудился на поприще погрузки-доставки мебели. Здоровья было много, как казалось. Но к сентябрю спина отказалась работать в штатном режиме, и я отправился городскую поликлинику. Там мне выписали гору лекарств, назначили физиотерапию и настоятельно порекомендовали сменить род деятельности. Я внял гласу медицины и немедленно уволился к чертовой бабушке из мебельного магазина. Больничный воспалил мой юношеский мозг, я психанул и восстановился в институт на учебу (на педагогический факультет). Тут же возникла необходимость в прохождении практики, и я решил проходить её с полным погружением, то бишь устроился на работу в детский сад и не кем-нибудь – а целым воспитателем. Вот те раз! Всего одна травма спины, а такие изменения в жизни.
День первый
Сам я в детский сад не ходил. Мною много занимались дед и бабушка. Про детский сад я знал мало: с уверенностью можно было сказать, что… короче я даже близко не представлял «ЧТО К ЧЕМУ».
После краткого собеседования с заведующей мне показали поле боя. Это было помещение подготовительной группы, спальня, прихожка со шкафчиками и санитарный узел. Я был одним из старших воспитателей, у нас была помощница-няня. Это все исходные данные. Ах да, чуть не забыл: там были дети. Много. Явно больше того количества, с которым я мог бы справиться. На беседе с заведующей у меня был настрой «прорвемся». Конечно, будет сложно, но «прорвемся». Я познакомился с детьми и настрой изменился. Лучше всего подходит название «дуб дубом». Дети почувствовали мое смятение, и моя «дубрава» рисковала пойти под топор на чурки, которые отопят детские садики нашего города.
Я поделился с новообретённой коллегой своими опосениями. Я деликатненько так намекнул, может убежать пока не поздно? Меня заверили, что окажут мне любую помощь и что по сути в ремесле воспитателя нет ничего сложного.
Вот вы, дорогой читатель, проходя мимо многочисленных садиков видели очереди из претендентов на должности воспитателя? Нет? И я не видел. Потому что их нет. Нет их по причинам, которые мы малодушно оставим за полями этого дневника. Так вот. Первое: ремесло воспитателя очень сложное. И второе: тебе не будут помогать, потому, что своей работы навалом. Но это я пойму сильно позже. Дня через два.
Итак, моя карьера воспитателя началась. Буквально как ракета, она уже было устремилась в сторону своего первого тихого часа - как тут в гарнитуре раздаётся классическое: «Хьюстон, у нас проблемы!».
Кратко опишем её: есть 20-25 человек. Им 5-6 лет от роду. Им весело. Им интересно, что за тип сидит у них в спальне. Почему это они должны засыпать? Моя старшая коллега дала ценные указания и убыла к месту проживания. Я остался один. Нет. Я остался один и еще два десятка незнакомцев, которых нужно принудить ко сну.
Короче говоря, почти никто не спал.
Дальше подъем и сборы на прогулку. Занимательный факт про детсад № 1: среднее время сборов шестилетнего человека для прогулки под руководством нерасторопного воспитателя в холодный сезон равно примерно 32 минутам.
На прогулке выяснилось страшное (занимательный факт про детсад № 2): если выпустить из виду ребенка на прогулке более чем на 12,5 секунд, то что-то случится.
Резюме:
- надо прокачивать умение быстрого подсчета особо подвижных объектов (можно потренироваться на воронах в парке);
- почитать что-нибудь по подвижным играм;
- узнать в аптеке, почём настойка валерианы и валидол;
- порадоваться тому, что делаешь для общества что-то настоящее и полезное;
- занести всё это в дневничок.
ДЕНЬ второй.
Снова смена после обеда. Погода была не лётная, поэтому волевым решением моей старшей коллеги прогулка была отменена. Спасибо дождику, за то что я познал крепость моих ушных перепонок.
Занимательный факт № 3: «Если тебе что-то нравится – кричи во весь целовальник! Ходят слухи, что так эффект радости удваивается». Сегодня детей начали забирать домой довольно рано, поэтому массовые беспорядки, которые закипели после полдника (видимо на фоне попадания в организм сладенького) сошли на нет. Оставшись в усеченном составе, дети стали рисовать на доске какие-то каракули и раскатисто над ними хохотать. Я порадовался этому и подумал: «Счастье на пустом месте». Эта мысль меня «выщелкнула» на какое-то время. Позже пришло осознание, что для счастья - ну или как минимум для радости - не нужно никакого особого, специально отведенного места.
Как это обычно бывает, лодка лирических мыслей разбивается о пошлый айсберг повседневности и быта. Пришла заведующая и молвила, что не далее как вчера во вверенной мне группе произошел инцидент. Гражданин - назовем его Флаундер - получил в глаз от неизвестного следствию гражданина. Мать потерпевшего утверждает, что у гр. Флаундера фонарь под глазом, и что она - истец - нам устроит. Видимо из-за паники я быстро вспомнил и сопоставил факты вчерашнего дня и не нашел там никаких противоправных действий в адрес потерпевшего. Еще я вспомнил, что гражданка Флаундер-старшая лично забирала Флаундера-джуниор и претензий ко внешнему виду не было. Заведующая, как опытный человек, всё выслушала и отметила, что мама эта может быть настроена на «поскандалить», и велик риск того, что она будет орать на меня, как сам потерпевший. Потерпевший Флаундер, кстати, чертовски громко орёт.
Понял, что необходимо налаживать контакт с родителями. Я могу быть фантастически хорошим воспитателем весь день, но если за те несколько минут, пока родитель забирает ребенка из сада маме покажется, что я дурак, псих или скажем еще кто-то, то так оно и будет в глазах общественности.
Любопытный факт № 4. «Если родитель просит: «С моим ребенком построже!», построже надо быть с родителем. Это он хочет строгости, а не ребенок. Что ж, справедливо и обратное.
День третий
Дочь, улица, фонарь, аптека.
Скорая идет уж четверть века…
(вольный пересказ далеко от текста)
Смена началась с того, что одна из подопечных занемогла. То ли отравление, то ли ещё что. В общем, извиняюсь за натурализм, мы «заболевали». «Заболевали» полгруппы. Здравствуй, реальный мир! Фельдшера на месте не оказалось. Выяснилось, что она работает на несколько садов одновременно. Сегодня она дежурила не у нас. В следующий раз буду знать, что по средам болеть, травмироваться и «заболевать» во все стороны не положено, потому как фельдшера нет. Мне озвучили сумму оклада медработника в детском саду, стало понятно, почему у неё больше одной работы. Позвонил в скорую помощь и родителям, понадеялся, что в скорой помощи З/П побольше, а родители не побьют меня за плохие новости.
Всё сложилось хорошо. Девочке стало легче, вечером её отпустили домой из больнички, а родители отреагировали спокойно.
По санитарным нормам (по состоянию на 2013 год, прим. автора) воспитатель должен носить халат. У меня был белый. Я был как врач, только воспитатель. +1 ко внешнему виду персонажа! В свете произошедшего, мой халат выглядел по-идиотски. «Нацепил халат, типа доктор, как на маскараде» - примерно так я думал про свой халат. -1 от морального духа персонажа.
Стал свидетелем занятного разговора на тему…смерти, мать её.
Сидим, переодеваемся после прогулки. Вдруг, назовем его Бенджамин, говорит:
- Когда мы вырастим – мы все умрем! И ты, и я…
- Я тоже хочу, - отозвался кто – то из дальнего угла.
Друг и соратник старины Бенджи, назовем его Елистрат, метко добавил: «когда мы все помрем, мы будем приведениями или «шкилетами»!». Мастер придумывания тем для беседы Бенджамин дополнил идею:
- Мы будем зомби и будем кусаться.
Далее разговор покатился по колее обсуждения мобильной игры «Растения и Зомби». Я между тем мысленно заорал, убежал с воплями в ванную, закрылся на шпингалетик и уже рыдал, обняв коленки. Вот это заход! Секундный ступор сменился работой мысли. В институте нам что-то такое говорили…Примерно в этом возрасте дети знакомятся с такими сложными вещами как «абстрактные понятия»: «жизнь», «смерть», «категорический императив» и проч. Мои видимо еще не все осознали, что такое, пардон, «конечность жизни», и поэтому разговор о смерти был так весел и разухабист.
РЕЗЮМЕ:
1. Необходимо спросить у родителей, что такое интересное про «зомби» смотрят мои дети: во-первых, мне дома смотреть нечего, а во-вторых – не дело показывать шестилеткам хорроры.
2. Освежить в памяти «возрастную психологию» моего возраста.
3. Поставить свечку в специально отведенном для этого месте во имя повышения З/П медикам… ну и педагогам заодно, чтобы два раза не вставать…
4. Не опоздать на работу в следующий раз.
День четвертый
Вы когда - нибудь проходили игру «Марио бразерс» на - не к ночи упомянутой - приставке Dandy? Подумайте, повспоминайте еще минутку, а если вдруг кто не понимает, о чём речь, я сейчас в двух словах поясню: есть такая, «типа детская» игра на NES (Famicom, Dandy) про братьев-сантехников Марио. Выглядит очень непритязательно и просто. Цель до боли проста: убиваем драконов, спасаем принцесс, попутно собираем монетки и уклоняемся от ежей, лягух, черепах с шипами, которые кидаются крестами, чтобы это не значило. Я никогда не проходил дальше 6 тура. Выглядит просто - иди да прыгай… на деле – «адовый адок», старые геймеры поймут…
Примерно так же выглядит работа в детском садике. Умозрительно всё просто: приходим, играем с детками, гуляем с детками, немножечко учим их уму - разуму, получаем в конце месяца карман денег, радуемся сами и делимся счастьем с миром. На деле, как уже понял читатель, всё, децл, не так.
Взрослый для детей - особенно воспитатель - воплощение диктата. Он вечно обламывает детей в самых интересных начинаниях:
- вот почему, скажите мне, нельзя бегать по группе, размахивая гимнастической палкой? Ведь в палке весь прикол!
- в смысле нельзя померить глубину лужи!? Мы же все тут хотим это знать! Ты еще скажи, что тебе самому не интересно!
- я не ору, я так разговариваю. Почему ж потише?
- почему я, взрослый шестилетний человек, после тяжелого дня в саду не могу спокойно пожрать пластилина? Ну хоть одна причина, почему нет?
- как это нельзя хватать Бенджамина за шею, тем более, что он не против?
(и еще тысяча вопросов)
Понимаете, да? Если просто присматривать за детьми и надеяться, что они сами займут себя делом, то ты превратишься в человека-запрет, возьмешь фамилию «Нихт» и станешь невыносимым. Выход есть: на помощь приходит известная армейская максима в вольной трактовке: «Чем бы солдат не занимался, лишь бы устал!». Уставший солдат не бьет сослуживцев, не бегает в самоволку, не пьет вина и не дает досады командованию и обществу. Уставший солдат – спит. Это то, что нужно: и солдат отдыхает, и общество не страдает. Это на заметку всем, кто рассказывает «упоительные истории» о тупости армейских порядков.
Выхода не было - пришлось готовить конспект всего дня, где расписано: Где? Во что? Сколько минут? С применением чего? – мы будем играть. На прогулку, в частности, мы запланировали освоить игру в классики. Я не думал, что это будет так сложно. Точь-в-точь как с Марио. Попробуйте как-нибудь на досуге организовать несколько человек для освоения чего-то доселе им незнакомого. Пусть даже и взрослых. Вы удивитесь, насколько то, что вы говорите отличается от того, что слышат другие. Субъективность, чтоб её…
Занимательный факт про детский сад № (вроде бы пять, я сбился): психология развития изучает психику человека в её динамике, то есть как она меняется с течением времени. Она, эта самая психология развития, делит изучение по возрастам. Наш возраст называется «старший дошкольный», как не трудно догадаться. Исследователи придумали термин: ведущий вид деятельности (ВВД). Как правило, такой находится для каждого возраста. Для нашего возраста ВВД – игра. Как нам это поможет?
Если сказать ребенку, что «ЭТО ИГРА» он будет помогать тебе убирать листья в парке, перекапывать клумбу и даже точить втулки для снарядов. Искусство взрослого в том, чтобы удерживать интерес ребенка к деятельности достаточный промежуток времени для того, чтобы он (ребенок) чему-то научился или что-либо узнал.
Сегодня у нас были игры: «Уборка на свалке» (в нашей группе), «Заправка» (полдник), «Кто последний оденется - тот завтра ест суп» (тут всё понятно).
РЕЗЮМЕ:
1. Дети не являются «маленькими» взрослыми, а вот взрослые, частенько, являются «большими» детьми.
2. Вопрос морали: сколько раз нужно солгать ребенку, прежде чем он сам сообразит, как получаются новые люди? (поискать ответ)
3. Узнать, что такое методический день.
День 5
Узнал, что такое методический день. Рассказывать об этом нечего. Короче говоря – выходной.
Мне сказали недавно, что воспитание детей не «мужицкое» дело. Может быть. Видимо поэтому вокруг столько истеричных «баб», вне зависимости от пола. Впереди выходные. Посмотрим, как во мне приживётся мысль о том, что я - воспитатель.
До встречи на следующей неделе, моя банда шестилеток!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Илья ОБРАЗЦОВ
Искать:
Афиша
-
В кино
-
В клубах
-
Еще
Кошелек
-
Цены на бензин
АЗС 92 95 ДТ Нерос 39.50 42.00 42.50 ТНК 40.20 42.60 43.50 BP улица Инженерная 40.39 42.79 43.69 Circle K 40.75 43.75 44.95 Несте 40.99 43.99 44.69 Газпромнефть 41.20 44.10 44.30
подробнее -
Курсы валют
-
Акции