Реклама на ЦДИ
 25.04.2024

Новости  | весь раздел

С закрытыми глазами и открытым сердцем - к 75-летию псковского общества слепых

13.11.2019 10:31 ЦДИ, Псков

Сегодня исполняется 75 лет со дня основания регионального отделения Всероссийского общества слепых. В Пскове пройдут торжественные мероприятия по этому случаю. Редакция ЦДИ присоединяется к поздравлениям и знакомит своих читателей с людьми, которые с закрытыми глазами, но открытым сердцем идут по жизни. 
 
 
Саша любит петь о красках осени и сочинять сказки. В этом году она пошла в школу, где у нее много друзей, и она еще не понимает, что отличается от многих людей тем, что красоту может узнать только на слух или на ощупь. У Саши гипоплазия зрительного нерва и полное отсутствие зрения. И родители, преодолев свои страхи, каждый день стараются делать для дочери таким, как у всех малышей - счастливым.
 

Красота

Мы встретились у детской площадки. Одной рукой она держится за маму, другой крепко прижимает к себе куклу.
 
- Это Алиса,  - говорит она первым делом. - А меня зовут Саша. - И тут же протягивает ручки ко мне.
- Мама, у Алены руки, как у девочки!
 
Эта фраза совсем не та, которую ожидаешь услышать от семилетнего ребенка, но она заставляет улыбаться.
 
 
 
- Алена, а давай ты будешь записывать меня на диктофон.
- Конечно.
- И потом будет слышно, как я рассказываю?
 
С диктофонами у Саши отдельная любовь. Позже я узнаю, что она сочиняет замечательные сказки, проводит обзоры своих многочисленных  кукол, а техника все это записывает. И еще она мечтает быть блогером.
 
Когда Сашу посадили на скамейку, и она услышала щелчок фотоаппарата, то тут же восторженно произнесла: «Ты сфотографировала красоту!». И была абсолютно права, хоть и не сможет увидеть себя вместе с Алисой на фотографии.
 
 
 
Первые несколько лет родители Саши сначала не знали, а потом не верили, что дочь не сможет видеть. 
 
- Ребенок был запланированный, я была абсолютно помешана на правильном питании. Всю беременность было все хорошо, но когда она родилась, мы сразу поняли, что что-то не так: ее забрали в реанимацию. Потом врачи ничего не говорили, были постоянные обследования, я видела, что ребенок ни на что не реагирует, но только ближе к году поняла, что у неё нет зрения, - делится Татьяна.
 
На осознание этого факта полностью у родителей Саши не было времени: постоянные врачи, больницы, реабилитации. Девочка немного отставала в физическом развитии: поздно стала сидеть, ходить,  поэтому конкретно глазами начали заниматься только после двух лет. Ездили по докторам, делали всевозможные процедуры, три операции в ФГБУ «Всероссийский Центр глазной и пластической хирургии» с использованием трансплантационной технологии Аллоплант. Но ничего не помогло.
 
 
 
 
- Нас, конечно, немного накрыло. Мы с мужем долго не приходили к принятию, до последнего момента пытались найти какую-то чудодейственную процедуру или таблетку, очень много читали. Но поняли, что в нашем диагнозе медицина на данный момент бессильна. Конечно, надеемся, что что-нибудь когда-нибудь придумают, - рассказывает мама Саши, пока та нажимает на игрушечную Алису, из которой раздается: «Здравствуй, моя маленькая куколка!». Саша повторяет фразу и довольно улыбается.
 
Единственное, с чем не было проблем у Саши, это речь. Заговорила она рано. И говорит много, не переставая, хотя чаще спрашивает. О том, что вокруг.
 
- А ты идешь на каблучках?
- Нет, в ботинках.
- А кто идет на каблучках?
- Это ботиночки так стучат, - объясняет Татьяна.
 
Родителям приходилось многое объяснять на словах. Листья зеленые летом, но желтые осенью, солнце светит, дождик капает. Сейчас ты идешь по асфальту, а вот теперь по травке. Такие простые суждения, но такие непонятные для того, кто ничего не видел своими глазами. Зато теперь может представить.
 
- Я люблю рисовать тыкву, колобка и красоту.
 

Голоса

До четырех лет Сашу боялись отпускать ходить по улице самой, только в коляске.
 
- Пришли как-то к психологу, я ее держу на руках, спрашивают: «Она что, не ходит?». Ходит, говорю. Меня успокоили, объяснили, что не нужно так волноваться, стоит учить ребенка самостоятельности и вообще воспитывать её как обычную девочку, - рассказывает Татьяна теперь уже с улыбкой и смотрит на Сашу, которая совсем не обычная, а необыкновенная.
 
 
 
Сейчас и для родителей, и для девочки открывается мир без барьеров. В этом году она пошла в первый класс, в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу № 7 III-IV видов для детей с нарушениями зрения и слепых детей, изучает азбуку Брайля. С Сашей теперь гуляют за руку, а на детской площадке она самостоятельно выбирает качельку и радостно смеется, пока её раскачивают, тут же придумывая эпизод нового рассказа или поста в блог.
 
- Меня зовут Александра. Я учусь в первом, через год буду во втором. Давай я буду говорить тебе: «Хочу, чтобы Саша каталась сильнее!», а ты говори: «Чуть не плача сказала я». Повторяю, а она улыбается, когда слышит свой сценарий в исполнении.
 
На площадке, под детские крики и смех, Саша пытается познакомиться с каждым новым голосом, который слышит.
- Она очень общительная,  - делится Татьяна. - Всех трогает, спрашивает: «Как зовут?». Но я начинаю ограничивать, потому что люди разные, оказывается, бывают.
 
- Велосипед, каблучки у тети,  - комментирует Саша происходящее вокруг. - Давай посидим где-нибудь в тишине, на скамейке, где нет машин, тут очень шумно.
 
Если на пару минут закрыть глаза, то звуков, действительно, станет больше. Начинаешь сразу различать речи проходящих мимо, хотя с открытыми глазами к ним не прислушиваешься, шум проехавшей детской коляски, спор ребят на площадке.
 
- Саша, а какие у людей голоса? - спрашиваю, когда пришли в тишину.
- Голос бывает как у девочки, грубый, не грубый и просто как у тети, а у одного мальчика в школе голос такой, как будто он зевает.
- А у мамы какой? 
- Как у мамы.
 

Социум

Таких как Саша, незрячих людей в Пскове много. 600 человек – только те, кто встал на учет в общество слепых, по области – около полутора тысяч. Общество слепых существует в регионе уже 75 лет и помогает людям социализироваться, получать профессию и жить полноценной жизнью. Благодаря различным грантам, поддержке общественников и государственным программам, удается обучать инвалидов по зрению пространственной ориентировке с помощью GPS-навигации, работе с компьютером и даже музыке. 
 
На территории области существуют 3 предприятия Псковского регионального отделения ВОС: «Нива» в Пскове, «Восход» в Печорах и «Велос» в Великих Луках, куда незрячий человек может устроиться на работу.
Есть реабилитационный центр в Волоколамске, где после 18 лет незрячий или потерявший зрение человек раз в семь лет может пройти реабилитацию. Там же можно обучиться лозоплетению, резьбе по дереву, ремонту обуви или переплетному делу. Все расходы на себя берет общество слепых, от человека нужно только встать на учет и написать заявление.
 
В других центрах, в Пятигорске и в Самаре, можно получить музыкальное образование или стать массажистом. Есть еще институт «Реакомп» и Культурно-спортивный реабилитационный комплекс (КСРК) в Москве, где учат пользоваться компьютером, сенсором и навигационными  системами с помощью телефона и трости.
 
 
Именно в КСРК всему этому научился Владимир Прокудин, который уже три с половиной года возглавляет Псковское регионально общество слепых. Бывший военный, несколько лет назад лишившийся зрения из-за травмы. 
 
- Мир изменился, но не сильно. Друзья, которые меня окружали, родственники  - все остались рядом. У меня была очень хорошая поддержка, поэтому эмоционально было не так сложно, хотя знаю тех, кто, потеряв зрение, замыкается в себе, - рассказывает руководитель общества слепых. - В личном плане не изменилось ничего, в работе – да.
 
Сейчас Владимиру помогает еще и черный лабрадор по кличке Тутти, который стал первой в Пскове собакой-поводырем. В области их всего три. Получение собаки-поводыря для слепого человека совершенно бесплатно, но у нас в регионе эта услуга у незрячих еще не очень популярна. В других регионах, говорит Владимир, их уже по несколько десятков. 
 
 
 
 
 
 
 
Тутти приехала из Москвы после обучения, и сейчас осваивает Псков, запоминает маршруты, привыкает к хозяину, и они оба учатся понимать друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Свет

- А где есть свет? – спрашивает семилетняя Саша, с такой интонацией, словно загадала загадку.
- На солнце – первое, что пришло мне в голову.
- А еще? -  не унимается она. И пока я соображаю ответ, корректный в данной ситуации, отвечает радостная, что опередила меня. - Есть дома у меня, и когда его включают, он звенит так - дзинь…
 
Может показаться, что человек с особенностями устроен иначе. Но свое отличие ребенок или даже взрослый человек ощутит лишь тогда, когда социум скажет ему о нем, вместо того, что принять банальную истину: все мы разные, и по-разному воспринимает этот мир. И разница между мной и Сашей, не считая возраста, исключительно в том, что я вижу только очевидное, а она – все остальное.
 
Алена ПОГОРЕЛАЯ


Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.027969121932983