Реклама на ЦДИ
 29.03.2024

Интервью  | весь раздел

Алексей Баркунов: Меры господдержки малого бизнеса похожи на латание дыр

10.04.2009 14:43 ЦДИ, Псков

Решающим фактором инновационного обновления страны, как недавно заявил президент России Дмитрий Медведев, является развитие малого бизнеса. В кризис, что особенно важно, малый и средний бизнес - это еще и рабочие места, а значит, и социальная стабильность. А потому без помощи, как обещают власти, предприниматели не останутся. Каково же сейчас положение малого бизнеса? В чем выражается госпомощь ему и каковы шансы предпринимателей выжить в кризис рассказал исполнительный директор Псковского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Алексей Баркунов.

Все слышали, что существует общероссийская общественная организация «Опора России», но не все представляют, что это за объединение, чем оно занимается, каковы инструменты влияния этой структуры на развитие предпринимательского сообщества. Поясните нам, пожалуйста.

Семь лет назад произошо одно историческое событие. Представители разных предпринимательских союзов, объединяющих малый и средний бизнес, часто обращались в высшие органы государственной власти за разъяснением законодательства, правоприменительной практики. Они часто задавали один и тот же вопрос – как нам быть и как нам жить. И администрация президента подсказала: «Знаете что, ребята, вас очень много. Создайте одну вменяемую организацию, потому что у вас на 80 процентов общие проблемы». Тогда пятьдесят отраслевых союзов предпринимателей собрались в одном из залов Москвы и решили создать некоммерческое партнерство «Объединение предпринимательских организаций России». Отсюда и появилась аббревиатура «Опора». Через год участники партнерства поняли, что нужно объединяться не только по отраслевому принципу, но и по территориальному, с представительствами в регионах, чтобы решать проблемы взаимодействия бизнеса и власти и на региональном уровне. Поэтому и появилась организация «Опора», у которой сейчас два крыла – отраслевая и межрегиональная общероссийские организации. У «Опоры России» 82 региональных отделения и 126 отраслевых союзов. Это крупнейшая организация малого бизнеса России, представляющая интересы 350 тыс. владельцев бизнеса, малых и средних предпринимателей. В чем наша главная задача? Защита интересов предпринимательства и его развитие, потому что мы поняли, что сообща отстаивать интересы выгоднее и эффективнее, нежели мы сами будем действовать по своим путям, которые подчас бывают коррупционными. Находясь один на один с чиновником, предприниматель не защищен. А когда за него выступает общественная организация, разговор получается открытым и эффективным. «Опора» поставила себе целью выстраивать законодательство в интересах предпринимателей, лоббировать их интересы, организовать диалог бизнеса и власти, чтобы малый бизнес был услышан. Есть определенный прогресс: создано огромное количество переговорных площадок, федеральные межведомственные и правительственные комиссии, региональные общественные советы по развитию малого бизнеса. «Опора» инициировала выпуск специального постановления правительства, посвященного тому, чтобы все министерства и ведомства были наделены функциями по развитию малого предпринимательства.

Как вы оцениваете антикризисные меры правительства? Чувствуют ли предприниматели поддержку?

Эффекта от антикризисных мер малый бизнес пока не чувствует. Происходят странные вещи: деньги на поддержку экономики банкам даны, но они ее не оказывают. Финансовая система не является катализатором спроса и не выстраивает механизмов, которые могли бы перезапустить экономику. Банковская система заработала на плавно повышаемом валютном курсе, по оценкам, до 700 млрд рублей. Странной мерой нам кажется и помощь отдельным, избранным предприятиям, причем в условиях отсутствия спроса на их продукцию. Если эти предприятия будут работать на склад, то какой смысл в этой поддержке. Мы не видим, как правительство собирается помогать потребителям, которые и обеспечивают спрос в экономике. К примеру, в США, Германии и других странах государство людям даёт потребительские кредиты, выделяются деньги на открытие нового бизнеса. У нас все пока на уровне разговоров.

Финансовую помощь малый бизнес так и не получил? Ее обещали четыре месяца назад...

По линии Российского банка развития обещали 30 млрд рублей. При самом оптимистичном сценарии малые предприятия получат их только летом. Но кредитовать малый бизнес надо было еще вчера и даже позавчера. Из хороших новостей пока только то, что предпринимательству удалось отстоять федеральную программу господдержки малого и среднего бизнеса: было обещано 10,5 млрд рублей. Сюда относятся гарантирование и субсидирование процентной ставки, венчурные фонды, инфраструктурные проекты, связанные со строительством бизнес-инкубаторов. Даже в полном объеме предусмотренных средств недостаточно: деньги от Российского банка развития в рамках госпрограммы могут в общей сложности «осчастливить» только 2% предпринимателей. Хотя запуск кредитования - уже неплохой результат: он установит определенную планку для кредита - примерно под 16-18% годовых. Если правительство не будет размазывать этот маленький кусочек госпомощи по всем, а сосредоточится на инновационных, производственных и социально значимых предприятиях, то малый бизнес почувствует отдачу от этих мер.

По какому принципу будут распределяться эти деньги?

Этим занимается правительственная комиссия. Но сейчас она в растерянности из-за беспрецедентной активности регионов. Госпрограмма работает на софинансировании: 50% из федерального бюджета, 50% из регионального. Регионы подали заявок на 21 млрд рублей. То есть программу поддержки малого бизнеса надо увеличить как минимум в два раза. Такая помощь стала бы хорошим катализатором внутреннего спроса и демпфером для проблемы с безработицей.

Сейчас обсуждается возможность освободить малый бизнес от всех проверок. «Опора России» согласна с этим?

Активность налоговых и других проверяющих органов усиливается. Особенно в части проверки убыточных компаний. Но сегодня в убыток работают многие компании, и начинается «проедание» оборотных средств: 60 % малых предпринимателей заявляют о падении рентабельности на 40-50 %. Тем более, что у нас контроль в подавляющем большинстве случаев - это фарс: всегда можно откупиться. Тем не менее, «Опора России» не считает правильным запретить все проверки. Есть недобросовестные предприниматели, которые будут бросать тень на остальных. Например, кто-то водку «паленую» делает, кто-то контрафактную продукцию сбывает. Контроль должен быть. Но разумный.

Почему сейчас активизировались проверяющие органы?

Сверху дана команда пополнить бюджет любой ценой. Но если компании умрут, пополнять бюджет будет некому. Однако за рубежом развитию бизнеса никто не мешает. Просто имеются четкие стандарты деятельности. Если от них отойдешь - ждет конкретная и жесткая кара.

Усиливающееся административное давление особенно в условиях кризиса наверняка будет провоцировать рост числа так называемых «фирм-однодневок»?

Конечно, ситуация снижения доходности подстегнет создание «фирм-однодневок», и малый бизнес будет искать ниши для выживания, например переходить в «серое» поле. А ведь «Опоре» только-только удалось поднять долю малых предприятий в «белом» секторе с 30 процентов, как было четыре года назад, до почти 70 процентов. Теперь ситуация может поменяться в обратную сторону.

Не кажется ли вам наивной инициатива властей в рамках борьбы с безработицей обучать рабочих - претендентов на увольнение предпринимательству?

Допустим, мы их переучим. Но дальше возникнет вопрос, куда им идти. Помещений для работы нет, инфраструктура не развита, кредит на начало деятельности не получить, административное давление только усиливается. В частности, в проверках активизировались пожарные среднего звена, а также трудовые инспекции, которые требуют затратную для бизнеса аттестацию рабочих мест стоимостью около 4 тыс. рублей за одно рабочее место. И это именно сейчас, в кризисное время. Кто в таких условиях пойдет в малый бизнес? Малый бизнес при таком подходе сам скоро пойдет на биржу труда.

И в чем же выход из ситуации?

Без государственной поддержки малому бизнесу в кризис не выжить. Государству необходимо стимулировать спрос на продукцию, производимую бизнесом, а также привлекать малое предпринимательство на выполнение работ, поставку товаров по госзаказам. Малый бизнес должен работать не только в торговле и оказании бытовых услуг, но и в строительстве, в обрабатывающих производствах, в сфере ЖКХ. Привлечь его в эти сферы – задача государства. И не только на федеральном уровне, но и на местах. Кстати, новый губернатор нашего региона Андрей Турчак положительно расценивает необходимость поддержки властью малого предпринимательства. С этой целью он дал указание администрации области возродить общественный совет при губернаторе по развитию малого бизнеса, заместителем председателя которого будет руководитель региональной «Опоры России» Валерий Лесников, а также разработать областную программу поддержки предпринимательства. Такую же, только городскую, программу собираются создать и депутаты Псковской городской Думы.

В целом относительно неплохо пока себя чувствуют предприятия сферы услуг и торговли. Можно ли говорить о том, что они смогут пройти кризис?

Если у людей не будет средств, а их доходы будут падать, то и покупать они ничего не смогут. Плюсом будет подогревать ситуацию сокращение импорта, который стал дороже из-за роста курсов валют. Импортеры не получают кредиты, а значит, не могут закупать продукцию. Например, стремительно сокращаются поставки импортного мяса - на 60 процентов. У компаний просто нет денег, чтобы завезти мясо: нужна предоплата, а кредиты сейчас очень дорогие. В результате - дефицит и рост цен. Пока тренд в розничной торговле очень тревожный. И было бы правильно сделать все возможное, чтобы наш российский фермер уже летом смог бы поставлять свою продукцию на прилавки магазинов. Но сейчас путь этот крайне сложный. Фермер не может переработать свою продукцию, особенно мясную. Фермеру мало что остается после продажи товара перекупщикам, и ему невыгодно заниматься переработкой свинины или говядины. Для исправления ситуации «Опора» предлагает использовать передовой мировой опыт и создать агропромпарки, где можно и продать продукцию, и переработать ее на компактных производственных мощностях. Отдача будет мгновенной. Предполагается, что в агропромпарках будут не только перерабатывающие и сбытовые составляющие, но и образовательные блоки, обучающие современным технологиям. В них и технологическое оборудование сможет купить фермер, и корма — в общем, все, что необходимо для полного цикла сельхозпроизводства.

Сейчас структура малого бизнеса примитивна: почти 70% работает в сфере услуг и торговле. Что будет после кризиса?

Пока картина пессимистична. У всех инициатив, которые пока что рождались на высшем уровне, КПД лишь 10-15 процентов. Главное заключается в том, что меры господдержки не представляют собой единой системы и больше похожи на латание дыр. Никто серьезно не занимается поддержкой малых производственных, инновационных предприятий. Хотя следует отметить, что правительство вновь обратило пристальное внимание на эту сферу и даже совместно с «Опорой» и Внешэкономбанком проводит 22 апреля Всероссийский форум малого и среднего предпринимательства, на котором планируется обсудить новые пути и методы содействия развитию предпринимательства.  Будем надеяться, что после форума ситуация в корне поменяется. И в нашем регионе власть позаботится о предпринимателях: заработает гарантийный фонд, который поможет малому бизнесу с получением кредитов в банках, появится свой бизнес-инкубатор, а может и технопарк или агропромпарк. Необходимо только искать взаимопонимание между бизнесом и властью.

Беседовал Влад Пестов,

Центр Деловой Информации.



Распечатать:     Комментарии: 38

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.18206000328064