Реклама на ЦДИ
 19.04.2024

Интервью  | весь раздел

Псковский Довлатов

12.10.2006 18:30 ЦДИ, Псков

Сфера экономической деятельности для кандидата филологических наук Александра Донецкого, по его словам, чужда. Но Саша, с моей скромной точки зрения,  внес немалый вклад в развитие литературного творчества Псковской области, а также в поднятии престижа нашего региона на федеральном уровне. Поэтому Центр Деловой Информации Псковской области, пользуясь случаем, а 9 октября у Александра Донецкого был день рождения, решил взять у него интервью.

 

- Саша, что подвигло Вас выбрать для себя творческую стезю в профессиональной карьере. Тем более в области телевидения и литературы?

 

- Звучит ужасно, но литература для меня – это судьба. В том смысле, что я умею писать. Не читать, а именно писать. Вот что важно. Я научился писать в четыре года, сам по себе. О чем это говорит?! У человека с рождения особые способности. Ни папа, ни мама меня этому не учили. Может быть, учил Бог?  Не пришел старичок с неба, не «дал по затылку»: - «Напиши, Саша!». Сидит ребенок четырех лет и вместо того, чтобы рассматривать журнал «Крокодил» буковки на бумажке «ковыряет». Это что? Судьба! Но способности – это еще не самое главное. Довлатов сформулировал это следующим образом: «У человека могут быть литературные способности, но это вовсе не значит, что он станет «художником» в смысле, «чувствилищем мира» по Набокову. А это значит, что нужно дать человеку «лыжами по морде», если иногда «не дали», то он так никогда и не поймет, какие бы способности у него не были. Он будет упиваться своим мнимым величием, и таких примеров – 99% из пишущих людей. Писательство – это риск, невероятная конкуренция на самом деле, которая не снилась ни одному бизнесмену. Любой «маститый» и, пусть будет, начинающий автор, это не важно, вопьются тебе в глотку и загрызут тебя только за то, что ты посмел написать что-то «свое». При этом парадокс-то заключается именно в том, что никто не заставлял тебя писать это. Все это -  твой личный экзистенциальный выбор. «Типа» - никто  не заставлял тебя писать стихотворение, и в принципе, оно никому не нужно. А если потом придет несколько человек и они скажут: «Саша, нам твое стихотворение нравится». И это как раз и будет оправданием твоего выбора. У меня есть примерно сто читателей, которые прочитали мой роман, например. Я очень рад этому.

 

- Саша, а какое твое отношение к Сергею Довлатову? Вас сравнивают с ним…

 

- Сравнивают дураки. Это слишком лестное для меня сравнение. Может быть, судьба внешне похожа. Также, как и Довлатов, могу сказать о себе: - «Тридцать пять лет в нищете и позоре!». Но он - другой «художник». Уникальный опыт пародирования советского.

 

- Саша, а какие из своих произведений ты считаешь лучшими?

 

- Что значит, лучшими?! Я, конечно, автор ремейка на роман Андрея Белого «Петербург». Тут я могу только повторить Льва Толстого и его ответ на вопрос одного журналиста: «О чем Ваш роман «Анна Каренина»?. Толстой ответил: «Чтобы объяснить Вам роман «Анна Каренина», мне придется написать заново такой же роман».

В этом смысле, свой же ремейк я и считаю главным на данный момент моим произведением. Вообще, ремейки считаются изобретением двадцатого века. Само понятие к нам пришло из Голливуда. Это чисто «киношный» термин. Удачных ремейков не очень много. Это такая практика. Но, в принципе, если брать европейскую культуру в целом, именно на ремейках строится вся культура средневековья и эпохи Возрождения. Шекспир самый понятный нам образец. Ни одного сюжета он не придумал. Он взял готовые пьесы. Но как получилось, мы все видим. Получилось гениально.

 

- А как же твоя работа в кино, на телевидении? Как ты ее оцениваешь?

 

- В свое время я работал репортером и вел передачи на ГТРК «Псков». Кто-то меня именно по этой работе и знает. Телевидение мне дало огромный социальный опыт. В том смысле, что предоставило мне возможность познакомиться с огромным числом людей. Я общался, благодаря профессии, и с суперзвездами, и с бомжами. Первые года три, думаю, работа на телевидении была для меня положительным опытом. Потом, мне так кажется, надо было уходить. Что такое Псков? Это как один район Петербурга. У нас ничего не происходит. А представить пытаются, как будто тут целая страна. Бред! Смотреть такое «телевидение» невозможно. Оно ни о чем. В кино же я снимался лишь в эпизодах. Тот же студенческий театр был для меня гораздо важнее.

 

Саша Донецкий, так и не согласился с данным мной ему определением – «псковский Довлатов». Он сказал, что это слишком не скромно. Но я вижу в нем амбициозного и заслуживающего уважения человека, который многого еще может в этой жизни добиться. Саша Донецкий – это один из выдающихся представителей псковской литературы. С этим, как мне кажется, трудно спорить…

 

                                                                             Беседовал Дмитрий Ершов

 

От редакции: На днях Александр Донецкий, писатель, обозреватель газеты «МК в Пскове и Великих Луках», Интернет-газеты «Псковская лента Новостей» получил приглашение на участие в шестом Форуме молодых писателей России. Такая честь ему выпала именно за создание ремейка легендарного романа «Петербург» Андрея Белого – «СПб.RU». Известно , что в Форуме, который пройдет в Москве с 13 по 17 ноября, примут участие 150 молодых писателей из 65 регионов России.

 

 

 

 



Распечатать:     Комментарии: 17

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.039659023284912