Проекты: Версия для слабовидящих Чистый город HiTech Дача Реклама на ЦДИ

Инфраструктура / Доступная среда  | весь раздел

«Наши ребята - классные!» Руководитель псковского проекта «Сопровождаемое проживание» рассказала об уникальной программе адаптации инвалидов

29.04.2018 15:46 ЦДИ, Псков

В Международный день борьбы за права инвалидов, 5 мая, в концертном зале «СУПЕР» пройдет майский клубный фестиваль музыки и добра «Добрый РОК #Безграниц». Всю прибыль концерта, а также сборы из Доброго Барабана и продажи сувенирной продукции оргкомитет фестиваля направит на помощь уникальному проекту «Сопровождаемое проживание», реализуемому в Пскове.

Этот проект является логическим продолжением работы, направленной на включение в жизнь общества людей с тяжелой инвалидностью, начатой 25 лет назад созданием в Пскове Центра лечебной педагогики. До открытия ЦЛП родители детей с тяжелыми нарушениями развития могли только мечтать о том, что их ребенок, живя в семье, так же, как и обычные дети сможет посещать детский сад, школу, получит возможность трудовой занятости и будет жить в своем доме, даже когда рядом не будет родителей.

Сегодня благодаря работе псковских социальных педагогов у этой мечты есть все шансы сбыться. Мы расспросили руководителя проекта Елену Виноградову о том, чем живут участники проекта и как псковичи могут помочь уникальной инициативе.

- Елена, расскажите, как появилась идея проекта «Сопровождаемое проживание»?

- В 2005 году в Пскове была создана учебная квартира, целью которой стало формирование навыков самостоятельности в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности у взрослых молодых людей с ментальной инвалидностью. Продолжительность курса обучения составляла 4 месяца, после чего ребята возвращались домой к родителям. Но основная проблема и вопрос, который задают родители детей с инвалидностью, становясь старше, что будет с их ребенком в дальнейшем, «после них». Из этого вопроса и вырос проект. У наших выпускников сложилась традиция встреч, на которых мы с ними и их родными обсуждали, у кого что получается или не получается дома, каковы перспективы. Родители неоднократно озвучивали свою тревогу по поводу будущего, и мы подумали, что было бы неплохо создать какую-то форму проживания, которая была бы уже знакома ребятам, учебную, но на постоянной основе - так, чтобы они проживали отдельно от родителей.

Поскольку в учебной квартире за основу было взято групповое проживание - малыми группами по 4-5 человек, то, обсуждая проект постоянного проживания, мы планировали именно такой вариант прежде всего. С 2011 по 2013 год мы проводили предварительную работу: начали с того, что опросили молодых людей, занятых в Интеграционных мастерских, их семьи, кто вообще заинтересован в таком проекте, кто хотел бы в нем участвовать, готовы ли они вкладываться и временем, и финансово - поскольку проживание здесь идет на условии участия (со своей пенсии ребята оплачивают проживание, питание, хозяйственные расходы и свои личные траты - от ред.). Также мы обсуждали, где бы они хотели жить - в городе или за городом, каким должно быть питание, медицинское сопровождение. Определившись с концепцией проекта, штатом, количество проживающих, в июле 2013 года мы открыли 2 квартиры постоянного проживания, а 9 сентября ребята заехали сюда жить. В настоящее время у нас две квартиры, в каждой проживает пять молодых людей и девушек с сопровождением, которое оказывают социальные работники и педагоги, педагоги-психологи и я как руководитель. Возраст ребят - от 20 до 38 лет.

- Как организована жизнь ваших подопечных?

- Это именно постоянное проживание. Они заехали и будут жить столько, сколько захотят. Если разонравится - вернутся к родителям. Они как взрослые люди имеют занятость, все работают в Интеграционных мастерских. В будние дни с 8.30 до 15.00 они находятся в мастерских - кто-то из них работает в хозяйственном отделении, кто-то в других производствах - растениеводстве, ребята с более сильными нарушениями - в отделении развития и ухода.

После 15.00 самостоятельно или на спецтранспорте они приезжают сюда, ребята делятся впечатлениями, пьют чай, отдыхают, затем сопровождающий помогает им в выполнении обычных домашних дел. Кто-то из них будет планировать с социальным работником покупки, используя для этого фоторецепты. У нас есть фотоменю - чтобы ребята знали, кто что готовит. Они совместно составляют меню. Кто-то совместно с социальным работником с 17.00 до 19.00 готовит ужин. Участие может быть разным: для одного задача овощи помыть, остальное будет все поддерживать выполнять социальный работник, а другому надо только помочь с мерами, а остальное делают они сами. Ребята очень разные: кому-то требуется сопровождение 99%, кому-то - 1%.

- Эта разница на бытовом уровне ощущается? Общаются на равных?

- Общаются они на равных, а если нет - задача социального педагога создать микроклимат, чтобы каждый был ценным членом общества. Чтобы не было такого, что кто-то готовит, поскольку он может делать это лучше, а кто-то только ходит за покупками - все делают все. Просто кому-то понадобится больше помощи социального работника.

Основная идея, принцип проекта - ничего не делать за них. То, что человек может сделать сам, он должен делать сам, а если что-то не получается - социальный педагог должен промониторить и сформулировать учебную задачу. Только в том случае, если в этот период по каким-то причинам что-то недоступно по причине диагноза, допустим, такие задачи могут уйти в зону ухода, того, что будет выполнять социальный работник. Это может быть связано с гигиеной, с обращением с деньгами.

- А чем ребята занимаются в свободное время? Как вы отдыхаете?

-В бытовые дни все очень тесненько - они приходят в полчетвертого, с пяти до семи выполнение бытовых дел, в семь ужин, с семи кто-то моет посуду, кто-то доглаживает белье. Доделываем бытовые ежедневные дела. Обязательно есть ежевечернее планирование: это тот момент, когда мы собираемся все вместе и обсуждаем занятия. Поскольку решаются задачи социально-коммуникативной деятельности, ребята учатся планировать свой день, критично относиться к тому, насколько хорошо выполнено запланированное. Они учатся общаться друг с другом, задавать вопросы. Просто выслушать ответ, а не отвернуться - есть такие нюансы, которые кажутся неважными в обычной жизни, но наших ребят нужно этому постоянно учить, обращать на это внимание. Мы обсуждаем, насколько справились с соблюдением правил совместного проживания, помогали ли друг другу, говорили ли вежливые слова.

У них есть несколько минуток между делами, в это время ребята могут посмотреть ТВ, послушать музыку, кто-то из них любит читать. Кроме того, у нас есть каталог досуга, с помощью которого ребята учатся планировать свой отдых. Там перечислены виды деятельности, с которыми мы познакомились.

Задачи у всех разные. для кого-то важно хотя бы сказать «я хочу это, а не то». Особенно для людей с аутизмом это сложно - сделать выбор даже из двух. А для кого-то позвонить и спросить время сеанса и определить стоимость билетов на пятерых - сложная задача. Разброс задач самый большой - от простейшей до того, что мы с вами делаем в обычной жизни.

В выходные уже побольше времени, по субботам они ходят на фитнес-йогу, в пятницу вечером у нас занятие по канис-терапии - с собаками, которые к нам приезжают. Мы стараемся ходить на все мероприятия, которые проводят в городе, которые доступны для нас - и в плане содержания, и в плане физической доступности.

- На сегодня можно говорить о каких-то ярких результатах проекта?

- Дело в том, что это обычная жизнь, не производство. Ребята с удовольствием живут здесь. На выходные кто хочет - ездит навещает родителей, но после отпусков они возвращаются обратно и счастливы, что у них есть возможность как у обычных взрослых людей жить отдельно от родителей своей взрослой жизнью.

Поскольку это проект, наша основная задача - выявить, насколько наша концепция сработает, можно ли организовать сопровождение в таком объеме, насколько это получается. Наши ребята - первопроходцы.

Понимаете, если такой молодой человек или девушка останется без родителей или опекунов, выбора у них нет. Они просто попадут в психоневрологический интернат. А наш проект - это возможность остаться в привычном городе, где к тебе в гости могут приходить те люди, кого ты знаешь, где есть мастерские и работа. Это возможность не менять кардинально свою жизнь, жить нормальной жизнью.

К тому же интернат - очень специфическая структура. Вряд ли там будет занятость, вряд ли будет сопровождение два соцработника на пять проживающих. Скорее всего, там будет жить 300 мужчин или 300 женщин, что очень далеко от нормализации. Это основная боль родителей. Есть, конечно, разные интернаты, во многих работают прекрасные люди, многие ресурсно очень хорошо оборудованы. Но они не находятся в черте города, там недоступна инфраструктура.

- Подобные проекты еще в России реализовывались?

- Да, в разных городах, сейчас эта тема на пике. Есть подобные проекты в Нижнем Новгороде, в Перми, в Санкт-Петербурге, во Владимире.

- Есть ли статистика, скольким молодым людям в Пскове потенциально необходим такой проект?

- Сложно сказать. У нас нет возможности переговорить со всеми семьями, поскольку не все ребята могут донести анкету до дома. На настоящий момент как минимум 20 человек теоретически заинтересованы в нас. Но мы делаем запрос только для молодых людей с ментальной инвалидностью, которые являются занятыми в Интеграционных мастерских. Нам сейчас очень важен момент дневной занятости. К сожалению, статистики такой нет - сколько человек из нашей категории инвалидности посещает мастерские, сколько из них находятся дома.

- Планирует ли проект расширяться, увеличивать количество проживающих?

- Те, кто к нам обращался, заинтересованы в разной степени готовности. Но еще одна группа из пяти человек могла бы жить в еще одной учебной квартире. Но вы же понимаете, что здесь, конечно, нужны финансовые вложения.

У нас в проекте скоординированы силы общественной организации, которая предоставляет услуги, Управление соцзащиты Псковской области, которое оплачивает по штату сотрудников, и администрация города, которая позволила нам взять в аренду муниципальные квартиры. Так что по меньшей мере нам надо, чтобы сошлись три фактора. Ребята - не иждивенцы, часть своей пенсии, 9000 рублей ежемесячно выделяют на аренду, питание, коммунальные услуги, хозяйственные расходы, но это не покроет сопровождение. Для этого надо изыскивать средства, либо должно быть государство готово включаться в это.

Тема сопровождаемого проживания сейчас очень активная, ее обсуждают и на уровне министерства, и различных управлений. Стационарно-замещающие формы уже года три как на слуху: общественные организации в ходе общения с президентом еще на прошлом его сроке обозначили, что стационары, к сожалению, - единственная форма, и у людей нет альтернативы, на федеральном уровне было поручено разрабатывать эти формы. Но пока есть посыл и нет механизмов. Прежде всего, это финансовые и юридические вопросы, в том числе связанные с опекой.

- Где территориально расположены квартиры? Как реагируют люди, которые живут рядом с вами?

- Мы живем в Овсище, на Технической, 8. Когда мы изначально сюда переехали, на нас смотрели настороженно, и мы решили, что нам нужно познакомиться со всеми,  провели акцию - Праздник двора, думали тогда, что разово. Главная идея была в том, чтобы что-то полезное делать вместе. В первый наш праздник мы делали правила двора и подъезда, которые висят у нас до сих пор. Соорудили коробки для спама красивые, в технике декупаж, елочку посадили для зимнего праздника.

В этом году будем проводить День соседа. Тема - соседство в разных странах. Мы возьмем несколько стран, поговорим о блюдах разных стран, придумаем задания, проведем викторины.

Мы придумываем тему, а наши ребята помогают с заданиями и подготовкой к празднику. Каждый отвечает за свой участок задач. Мы максимально стараемся их вовлечь в плане подготовки и, насколько возможно, включаем в проведение. Кто-то сможет всего 15 минут на своей станции постоять и будет затем гулять с соцработником вокруг, потому что быстро устает и от общения в том числе, а кто-то будет весь праздник активен, будет развлекать, беседовать.

Наша основная задача - не только принести пользу, но и показать, что такое соседство - не страшно. Мы ничего не навязываем, не пропагандируем, даже особо ничего не рассказываем, просто показываем, что находиться рядом - это норма. Для наших маленьких соседей это вообще не проблема. Они знают нас по именам, спрашивают как дела у Сережи - молодого человека на коляске, спрашивают, когда будет следующий праздник. У нас не было здесь таких проблем, как в других городах, когда людям говорили переезжать, - такого не было ни разу. У нас более милый город.

- Как могут помочь вашему проекту горожане?

- Мы заинтересованы в волонтерах, которые могли бы сопровождать ребят на досуговых мероприятиях и на наших акциях, которые мы проводим - Праздник двора, например, который мы планируем на июнь. Если кто-то владеет знаниями и проведет у нас мастер-классы, неважно какие, музыкальны или кулинарные - это тоже было бы для нас очень интересно. Это в любом случае новое общение, новые знания. У нас ребята довольно активные, ходят и в театр, и на фитнес-йогу, и на хор. Чтобы помочь нам, достаточно обратиться в Центр лечебной педагогики, мы отреагируем.

- Расскажите немного о штате социальных работников и педагогов, работающих в проекте.

- Кадры - проблематичная вещь. Сложный график, разорванный, мы работаем в три смены - утро, день, ночь. Кроме того, вы наверняка представляете, какая зарплата у соцработника. Те, кто могут найти зарплату больше, конечно, сюда не пойдут.

- За что же вы тогда работаете?

- Это сложно объяснить - но если кто-то пришел попробовал к нам поработать - сразу понятно, его это дело или нет. Это очень быстро решается, в первые две-три недели. Просто наши ребята - классные, от них идет позитив.

Мы сами занимаемся их обучением людей, которые приходят к нам работать, в актуальном для нас направлении - сопровождение на основании наших принципов и идей - не выполнять ничего за человека, а привлекать максимально его активность, учитывать его желания. Так, чтобы сопровождаемый был не объектом воздействия, а субъектом, чтобы ничего не делалось за человека - наоборот, делалось вместе с ним.

На самом деле сейчас вакансий у нас сейчас нет. Я перечислила все негативные стороны работы, но уже года три как нам не требуются сотрудники. Мы искали людей, но потому, что у сотрудника менялась жизненная ситуация - вышла замуж, переехала, а не потому, что человек ушел от нас.

- Это затягивает?

- Да. Именно так.

- Как возникла идея благотворительного концерта?

- Нам предложили поучаствовать, мы с удовольствием согласились. Финансовый момент тоже важен - поскольку концерт благотворительный. Я говорила, что ребята вкладывают средства в проживание, но проблем это не решает. Например, бытовая техника - поскольку мы очень активно ее используем, она быстрее выходит из строя. Здесь тоже есть свои нюансы. Иногда прекрансые люди дарят нам на новоселье микроволновку, из лучших побуждений - с сенсорной панелью, а ребятам неудобно ей пользоваться, им нужна рычаговая. Все это надо учитывать.

Еще нам требуется подъемное потолочное оборудование для колясочника, подъемник или ступенькоход, для этого тоже требуется деньги, которые силами проживающих не найти. Угол пандуса очень высокий, это очень тяжело. Даже просто сушилка для белья вышла из строя - ее тоже надо купить. Конечно, если нам предлагают в нашу честь что-то провести, мы с большим удовольствием соглашаемся.

- Вы примете участие в концерте в качестве зрителей? Или, может быть, мы увидим  ребят на сцене?

- Мы будем слушателями и зрителями. Чтобы выступать - надо быть на уровне - не просто посмотрел и слезу утер, как это жалко. Искусство должно радовать. Мы не за самодеятельность, против дилетантских вещей. А для души они поют в хоре.

- От концерта ребята чего ждут?

- Прежде всего, позитивных эмоций, энергетики, они очень открыты к новым ощущениям. думаю, им будет очень интересно посмотреть на выступления групп в таком зале, с таким звуком. Несмотря на то, что они взрослые, у многих из них опыт самый разный - кто-то сейчас для себя только начинает что-то открывать. На  концертах они бывали, но на рок-фестивале окажутся впервые. Так что смогут загадать желание!

Если вы хотите помочь проекту, приходите на концерт «Доброго рока», который состоится 5 мая! Если вас заинтересовал проект «Сопровождаемое проживание» и вы хотите в нем участвовать как волонтер, обращайтесь в Центр лечебной педагогики:

ул. Яна Райниса, д. 56

Тел.: 8 (8112) 290383, факс: 290380

Эл. почта: org573@pskovedu.ru

http://clp.pskov.ru/



Распечатать:     Комментарии: 0

ЦДИ выяснил, что в Пскове есть травмоопасные и при этом «ничьи» детские площадки. А какой игровой комплекс - в вашем дворе?









смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 
 

Читают

Обсуждают










ЦДИ выяснил, что в Пскове есть травмоопасные и при этом «ничьи» детские площадки. А какой игровой комплекс - в вашем дворе?









смотреть результаты


Loading...