Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Бизнес / Недвижимость  | весь раздел

Хорошее по шаблону не создашь - гендиректор института «Псковгражданпроект» Аркадий Гинделес

16.10.2012 16:15 ЦДИ, Псков

Центр Деловой Информации продолжает публикацию серии интервью с руководителями ведущих предприятий области в рамках проекта «Капитаны псковского бизнеса». Оценка экономической ситуации, сложившейся на Псковщине, бизнес-прогнозы, рецепты успеха - все это и многое другое наши читатели могут узнать из первых уст.

Об институте «Псковгражданпроект» можно рассказывать бесконечно долго. Как верно было подмечено в одной из публикаций СМИ, это «институт, который построил город». После войны весь Псков был в руинах: находясь на вокзале, можно было без затруднений увидеть Кремль. В  1945 году, когда создавался институт, на него возложили самую ответственную задачу - восстановить облик города. В разные годы руководителями были такие известные архитекторы, как Никодим Иванович Худевич, Василий Степанович Маркитанов, Борис Викторович Хлебников и другие. В настоящее время славу знаменитого псковского института продолжает Аркадий Гинделес.

Стены кабинета руководителя украшают многочисленные грамоты и дипломы. Аркадий Феликсович достает с полки гордость института – «Золотой диплом» творческих архитектурных коллективов и мастерских, завоеванный на крупнейшей московской специализированной международной выставке «Зодчество» в этом году. Вместе с этим дипломом «Псковгражданпроект» завоевал также диплом за лучшую постройку (ею был признан дом на одну семью) и за лучший проект (фондохранилище для Псковского музея-заповедника). Показывает «Бронзовый диплом», полученный на всемирной выставке «Стекло в архитектуре» за проект реконструкции водонапорной башни в Печорах. Три года подряд институт получал дипломы от губернатора за лучшие постройки, становился победителем Всероссийского конкурса Минрегионразвития на звание лучшей проектной организации России и СНГ.     

«Я не являюсь бизнесменом, - сразу уточняет Аркадий Гинделес. - Я считаю себя руководителем. Часто бизнесменов воспринимают как людей, которых интересует только личная материальная выгода. Конечно, все мы работаем не за бесплатно, труд должен оплачиваться, руководитель должен думать об экономике и работе предприятия с прибылью. Но нельзя забывать и о людях, доверившихся тебе». 

- Бизнесмен или руководитель – вы прошли долгий путь в профессии. Расскажите, какое у вас образование, чем вы занимались до того, как стали работать в институте «Псковгражданпроект»?

- Я закончил строительный техникум, после – Политех. Получил красный диплом и направление в аспирантуру, но к тому времени надо было уже думать о семье и ребенке, поэтому про науку пришлось забыть. Сначала работал мастером на стройке, потом прорабом, начальником участка, главным инженером.

- Какой объект стал первым в вашем трудовом опыте?

- Детский сад на Западной, 2Б на 280 детей. Потом – еще два сада на 320 детей, 26 школа, ТК «Гулливер». Строил и жилые дома. Есть опыт строительства общественных зданий – здание Псковбанка, Пенсионного фонда. Участвовал в строительстве памятника Александру Невскому, Детской областной больницы и т.д.

- Какие из построенных вами зданий – любимые, такие, что смотришь на него – и сердце радуется?

- Все они дороги сердцу, среди них не было неудачных работ. Наверное, лучшим можно назвать памятник Александру Невскому (монумент «В память о Ледовом побоище»), где я работал начальником участка. Интересно было трудиться и на строительстве детской областной больницы. Я застал реализацию этого проекта на всех жизненных этапах – с чистого поля, котлована, монтажных и кладочных работ до окончательного возведения. Начинал здесь генподрядчиком, продолжил заказчиком и завершил проектировщиком.

Поработав какое-то время в качестве строителя, я остался в выбранной сфере деятельности, но сменил функции – стал заказчиком, перейдя в «Псковинвестстрой» (раньше он назывался Управление капитального строительства). Из крупных объектов того времени можно назвать газопровод  Псков-Остров, более 40 км. Много школ, детсадов, жилья в области.

А 18 мая 2005 года начал работать в институте «Псковгражданпроект». Я не жалею, что пришел сюда работать. Работа интересная, к тому же я знал многих сотрудников института.

Годы работы в роли подрядчика и заказчика помогают мне в нынешней работе: я понимаю конечного потребителя своей продукции. Проектирование, пожалуй, является самым сложным этапом работ в строительном бизнесе. До проектировщика надо дорасти, это самый квалифицированный специалист на стройке.

- В каком состоянии находилось предприятие, когда вы стали его руководителем?

- В 2005 году сменился основной состав акционеров, которые решили возродить величие института. Тогда «Псковгражданпроект» в год выполнял работ на 11 млн.руб. Сейчас эта цифра возросла почти в 7 раз.

- То есть предприятие было убыточным?

- Нельзя сказать, что оно было убыточным. Но зарплата сотрудников составляла 5 с небольшим тысяч. Сейчас она в среднем порядка 35 тысяч рублей.

- Какие меры вы принимали, чтобы переломить ситуацию?

- Акционеры разрешили все доходы пускать на развитие предприятия. Мы начали с ремонта и модернизации оборудования. Главное, что было у института, - кадры. Золотые специалисты, с которыми можно было горы свернуть. Требовалось оптимизировать условия их работы: мы сделали ремонт в здании, купили необходимый инвентарь, мебель, модернизировали компьютерную базу, внедрили новое программное обеспечение. Я благодарен, конечно, предшественникам, что они сохранили коллектив. Сейчас наши старейшие работники обучают  молодежь.

- Вы окончили институт в советское время. С вашей точки зрения, нынешнее образование способно формировать специалистов такого же уровня, как в 70-80-е годы? Насколько уровень советского и постсоветского образования отличаются друг от друга?

- Мой институтский выпуск - 1985 год. Специалистов и тогда надо было обучать, и сейчас. Нам в институте когда-то давали три высказывания примерно такого содержания «Молодежь ничем не хочет заниматься, не учится ничему, не уважает старших…» и предложили определить, когда это было сказано. Оказывается, одно из них относилось к началу тысячелетия, другое – к 15 веку, третье – к нашему времени. Ничего не изменилось.  Молодежь не стала хуже. Молодых, которые к нам приходят, в любом случае приходится учить. Ведь академические знания даются для выработки интуиции, чтобы, например, конструктор смог представить, как будет работать та или иная конструкция на уровне ощущений. Кроме того, молодые лучше осваивают  компьютер, чем более опытные проектировщики.

- Как вам удалось сохранить портфель заказов? Ведь заказать проект – это достаточно дорогое удовольствие…

- Действительно, многие проектные организации сейчас по разным причинам прекратили свое существование. Есть фирмы, которые работают по сокращенной рабочей неделе.

В денежном плане нам сложно бороться с маленькими фирмами. Ведь у нас «белая» бухгалтерия. Поэтому берем качеством и производительностью. К тому же цены у нас не выше, чем у других участников рынка. Да, есть мнение, что дороговато. Но сравните Запорожец и Мерседес. Понятно, что мы говорим о разных ценовых категориях. Но это тот случай, когда экономия может обойтись противоположностью. Например, мы переделывали проект фундаментов для ЖБИ-1. В результате заказчик сэкономил 40 тонн арматуры и 100 кубов бетона, то есть во много раз возместил свои расходы на проект.

- Что именно проектирует институт? Можно ли, например, обратиться к вам за проектом частного дома?

- Мы проектируем все. Но маленький коттедж не требует такой разработки и экспертизы, на которой мы специализируемся. Но опять же – если заказчик хочет дом, спроектированный каким-то конкретным архитектором – мы за это беремся.  

У нас есть опыт работы с элитной  застройкой. Это проект реконструкции и капремонта «Дома отдыха Валдай» управления делами президента РФ в Новгородской области. 46 га, 10 правительственных коттеджей, а также реконструкции дачи Сталина. Это значимое событие в жизни института. Из 18 проектных организаций только мы дошли до завершения проекта. Там были серьезные критерии качества, ограничения по срокам.

Если изначально мы работали на имидж, то теперь уже он работает на нас. Например, мы приняли участие в конкурсе на создание проекта общежития Академии балета имени А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге. И вот буквально несколько дней назад нам стало известно о том, что «Псковгражданпроект» выиграл конкурс, опередив конкурентов по критерию «Квалификация».

- Какие проекты сейчас находятся в разработке института? Что псковичи и гости города увидят на улицах областного центра в ближайшее время?

- Торговый комплекс на участке левее кафе «Березка». 50 000 квадратных метров, по площади как несколько «Империалов». Там будет 8 кинотеатров, много магазинов, фастфудов, автомобильная стоянка.

Мы продолжаем работу над микрорайоном Родина. Начинаем микрорайон Околицы.

Из новых проектов можно назвать еще реставрацию Дома губернатора и легкоатлетический манеж на стадионе «Машиностроитель», который уже прошел экспертизу.

- Институт работает в уникальном городе, богатом объектами, представляющими историко-культурную ценность. Как выстраиваются отношения современных архитекторов с древними зодчими? Какие проекты вы считаете примерами положительной реконструкции, а какие – нет?

- Есть законы, в рамках которых и должны работать строители и архитекторы. Наша история – это то, что может привлечь в город инвесторов и туристов. В Пскове положение с памятниками архитектуры не самое плохое. В августе этого года, когда на базе института проходило расширенное заседание Правления «Росгражданпроекта», представители Санкт-Петербурга, Москвы, Кирова, Петрозаводска, Владимира, Тамбова и Смоленска проехали по Пскову, Изборску, Печорам, Пушгорам и отметили особое отношение к памятникам. У нас обстановка лучше, чем в Новгороде, не говоря о столицах. Нет таких вопиющих перегибов.

Зачастую неизвестно – что лучше: восстановить памятник или законсервировать его. Для этого требуется целый ряд изысканий. Ведь иногда как бывает – достраивают старинное здание – и получается хуже, чем если бы его не трогали. Но есть и положительные примеры. Например, Покровская башня – это авторская работа Смирнова. Ее нынешнее обличье – это работа 60-х годов.

Я не архитектор-реставратор, поэтому мне сложно говорить о том, что сделано со знаком плюс, что - со знаком минус. Из примеров положительной реставрации я бы назвал здание на Советской, 31. Могут быть разные мнения по этому поводу, но офисный центр на Горького тоже заслуживает того, чтобы его отметить. Архитектор сумел создать проект, в котором сохранен и внешний облик памятников – домов 1911 и 1957 годов, и вместе с тем найдено практическое применение территории.

Нам повезло, что в Пскове есть филиал института «Спецпроектреставрации». Варяги – это не всегда хорошо для Псковской земли.

- С какими проблемами вы сталкиваетесь в процессе работы над жилыми застройками?

- Моральное устаревание законов, правил землепользования и застройки и высотных регламентов. Они не менялись с 70-х годов. Единственное, что есть у нас свежего – Генплан Пскова. Проблемой этой занимаются в муниципалитете, за последнее время есть улучшения. Понятно, что трудно за несколько лет расчистить авгиевы конюшни. Но это тормозит работу. Все видят, что это неправильно. Заказчику приходится пройти много кругов ада для утверждения проекта.

- Мировой кризис стал для вас проблемой? Как вы пережили 2009-2010 год, ощущаете ли сейчас вторую волну кризиса?

- «Псковгражданпроект» - единственный институт в структуре Росгражданпроекта, который в кризис показал не спад, а 17% роста. У нас есть портфель заказов, авторитет на рынке.

В своей работе мы стараемся следовать закону сохранения: если что-то имеешь – должен что-то отдать. Если тебе сейчас хорошо, а потом ситуация изменится – кто поддержит тебя в трудную минуту? Мы помогаем приютам, библиотекам, детским домам, церкви. Есть своя футбольная команда. Оказываем поддержку обществу «Память», которое занимается уходом за могилами строителей, оставшимися без присмотра. Люди этой профессии столько вложили в наш город, а их могилы стоят неухоженными…

- Вы выбрали профессию из гуманистических побуждений?

- Профессию выбрал случайно. После школы был выбор – в индустриальный или строительный техникум. Выбрал второе. Хотя в семье строителей не было. Сейчас у меня два сына, оба пошли по моим стопам. Младший работает мастером на стройке. Старший трудится в институте. У него два высших образования, два красных диплома. Благодаря стараниям его отдела институт завоевал второе место по СНГ в части компьютеризации проектных работ. Организаторами этого конкурса была фирма AutoDesk, разработчик компьютерной программы AutoCad.

- Вы перевыполнили классическую программу «дерево, дом, сын», добились успеха в профессии. Благодаря каким качествам вы смогли это сделать?

- Мне повезло.

- Вы фаталист?

- Нет, я просто считаю, что успехи человека должны оценивать другие.

- Давайте перефразируем: какие качества вы цените в сотрудниках?

- Самое важное – обязательность. Не люблю людей, которые говорят, но не выполняют. Человек должен быть хозяином своего слова. В архитектуре еще нельзя без креативности: подумайте: в чистом поле надо вообразить что-то, причем не по шаблону. Хорошего по шаблону не создашь…

- В любой профессии есть свои звездные цели: актеры мечтают сыграть Гамлета, музыканты – выступить в концертном зале имени Чайковского. О чем вы мечтаете?

- Я мечтаю, чтобы люди, которые работают в «Псковгражданпроекте», могли гордиться своей работой. Чтобы они работали и достойно жили.

Беседовала Елена Никитина


Cюжет:  Бизнес-интервью



На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.068063020706177