Проекты: Версия для слабовидящих Чистый город HiTech Дача Реклама на ЦДИ

Бизнес / Компетентно  | весь раздел

Масленица – псковская. А чье молоко?

12.03.2013 09:10 ЦДИ, Псков

На Масленичной неделе да тем более в столице традиционного русского праздника поговорить о продукте, без которого этот самый праздник немыслим, - дело принципа. Есть поверье: сколько блинков съешь на Масленицу, столько и счастья будет в предстоящем году. Значит, блины должны быть как минимум вкусными – иначе есть их совсем не хочется. Отсюда вывод: от качества исходных продуктов, то бишь молока, масла, сметаны, напрямую зависит наше счастье. Шутки шутками, и все же: какие блины украшают наши застолья в этом году? Свои, сделанные на основе местных продуктов, или заморские импортные?   

Три кита блиностроения

Производитель, переработчик и продавец – вот три фигуры, благодаря которым сегодня в наши холодильники приходит молоко и молочные продукты. Все они находятся на военном положении: первые пеняют на вторых, вторые на третьих, третьи – на обоих сразу, ну а заложниками всей этой ситуации оказывается простой покупатель. В аграрной Псковской области своего молока предостаточно, даже, по некоторым данным, в избытке. Почему же в поисках продукции марки «Прасковья Молочкова» нам приходится идти на Петровскую, а за пушкиногорской молочкой – ехать в «Империал»? А когда времени нет – довольствоваться белорусской, краснодарской или вообще неведомо чьей?

Начнем с баранов, простите, коров. Согласно данным статистики, производством молока в области занимается 146 сельскохозяйственных предприятий. Многие из них, если не сказать большинство, с начала года работают в убыток. Повышение рисков связано с целым рядом факторов: ростом цен на топливо, энергию, корма, непланомерной работой властей различного уровня. Немаловажной причиной кризиса отрасли является также рост доли импорта на отечественном рынке молочных продуктов, которая, по разным оценкам, составляет от 20 до 30%. Импорт (идущий обычно из стран с высокой степенью господдержки отрасли) демпингует, пока не завоюет рынок, а значит, не в обиду принципам конкуренции – мешает местному производителю. Опять же не в обиду, но как отмечают эксперты, импортная продукция – это молоко в большинстве случаев с консервантами, менее натуральное и полезное.

Средняя закупочная цена на сырое молоко сейчас находится на уровне значений несколько выше прошлого года. Как прокомментировали ЦДИ в ООО «Металлист» Псковского района, в Псковской области закупочная цена на сырое молоко в феврале текущего года составила 15,24 рубля (для сравнения: по России – 15,4 рубля). Данная цена практически на 1 рубль выше, чем в 2012 году. Поднимать стоимость закупок (а значит, и стоимость переработанного молока) еще выше – значит рисковать потерей покупателя и точек сбыта. Так, высокие цены стали официальной причиной отказа «Магнита» в апреле прошлого года от сотрудничества с Псковским молочным заводом (торговая марка «Прасковья Молочкова»). Дело в том, что торговые сети берут продукцию только при условии, что  реализуют не менее ее трети («Магнит»), или устраивают биржевые торги («Лента»). В результате в большинстве случаев выигрывает Белоруссия из-за дешевой себестоимости продукции, обусловленной программами господдержки отрасли.

Конечно, нельзя сказать, что псковские переработчики совершенно лишены доступа в федеральные сети. Открывать свои фирменные магазины не всем под силу. А идея создания сети торговых точек, специализирующихся на реализации товаров местных производителей, пока остается лишь идеей. Псковским молочникам приходится мириться со сложившейся ситуацией и искать из нее выходы. Но мирятся ли с ней покупатели?

Кто ищет - тот всегда найдет!

В понедельник, 11 марта, в областной научной библиотеке прошли очередные мероприятия с псковскими предприятиями в рамках цикла «Портрет псковского региона». Тема вчерашней встречи – «Потребителю на заметку: псковские молочные продукты». Многочисленные гостиинформационного зала библиотеки получили возможность поговорить с сотрудниками Псковского молочного завода.

Среди вопросов участников встречи не последнее место заняло обсуждение того, где же можно купить продукцию местного производителя. Выяснилось, что в  фирменных магазинах предприятия, в сети «Пятерочка», «Дикси», а также в некоторых ларьках и большом «Магните», что на Труда. Впрочем, оказалось, что продукцию под маркой «Прасковья Молочкова» видели и в «Магнитах» на Фабрициуса, и на Рижском. «Может быть, это подделка?» - поинтересовались встревоженные покупатели. Мастера завода дали совет: внимательно смотрите на этикетку. Если вы видите фирменную корову - Прасковью Молочкову - или надпись Псковское (это социальная серия продуктов, отличающаяся от брендовой лишь ценниками), то можете быть уверенными, что покупаете продукцию городского молокозавода.

«Мы покупаем молоко в четырех районах области, при этом тщательно его выбираем и проверяем, - рассказали мастера завода. - Не все псковское молоко нам подходит, не говоря уже об импортном. В частности, закупаем молоко в ООО «Красное знамя» Новосокольнического района. Многие знакомы с его председателем, это честный человек, депутат, его хозяйство берет качеством. Закупаем в «Победе» ежедневно порядка 12 тонн молока: там умно поставлен процесс производства молока. В мае они планируют, например, запустить новый комплекс на израильском оборудовании, это нержвавейка, никакой побелки, идеальная чистота. «А если молоко такое хорошее, то откуда же взялся на Ниве ваш 5%-ный творог по 70 руб. за килограмм? Что было в его составе?» - прозвучала реплика из зала. «Если продукт продавался в нашем фирменном ларьке, то можете быть уверены в его натуральности. Он стоил дешевле, так как творог был изготовлен из молока второго, а не первого сорта, что не делает его менее натуральным. Мы поим и кормим своих детей и внуков нашим молоком».

Качество оставляет желать

Кстати, высокое качество местного молока подтверждают и сотрудники псковского Роспотребнадзора. «Мы на 100% уверены в пастеризованном молоке наших производителей, – говорит глава службы Александр Нестерук. – В регионе развивается молочно-мясное животноводство. У нас кругом коровы, и люди, занимающиеся молоком, не знают, куда его сдать, поэтому было бы смешно, если бы у нас вместо молока продавались молочные напитки. Вот где-нибудь в Воркуте или Норильске такое вполне вероятно, там гораздо сложнее поверить надписи «молоко». Во многом это зависит от географического положения этих городов и несколько иных, чем у нас, векторов развития экономики. Практически все привозное к нам молоко – это молоко глубокой стерилизации, которое прошло глубокую термическую обработку и храниться может по полгода. Да, полезные свойства в нем уже вряд ли отыщешь, но и ничего особенно страшного в таком молоке тоже нет».

В то же время Александр Нестерук отмечает: не все то, что дешево, полезно и вкусно. Первый признак обмана – цена. «Мы хотим, чтобы граждане имели представление: если в магазине 200-граммовая пачка масла продается ниже, чем за 50 рублей, огромная вероятность, что вы приобретаете не сливочное масло, а так называемый спред. Приобретают эти дешевые сорта, как правило, люди с небольшим достатком. Они думают, что сэкономили, а на самом деле у них украли эти деньги. Это все некрасивые истории, но мы занимались ими и будем заниматься».

По итогам нескольких проверок выяснилось: фальсификат в Псковскую область поставляют Аньковский завод (Ивановская область), производственная компания «Ильинское -95» Щелковского района Московской области, Мытищинский молочный завод, ООО «Версия» Санкт-Петербург, 1-ый Санкт-Петербургский молочный комбинат. «Мы уведомили предприятия, которые занимались фальсификацией, - говорит Александр Нестерук. - По каждому факту в обязательном порядке наказываем торговые сети, которые  торгуют фальсификатом. К сожалению, во многих торговых сетях эта продукция реализуется массово. У нас большие претензии к ЗАО «Тандер», сеть магазинов «Магнит». Большая часть фальсифицированной продукции выпускалась под торговой маркой «Сметанин». Наказываем непосредственно краснодарскую фирму ЗАО «Тандер», а не магазины. Магазины, конечно, наказываются, но не как юридическое лицо. К сожалению, ответственность за реализацию такой продукции не бог весть какая. 40 000 рублей штрафа. Они их исправно платят и продолжают заниматься не совсем благовидными делами».

Но встречаются недочеты и в продукции местных производителей. Так, в гипермаркете «Империал» прекратили сотрудничество с Гдовским заводом, в продуктах которого лаборатория выявила большое количество кишечной палочки. Но, по данным последних февральских закупок так называемого «народного контроля», в этом торговом центре достаточно широко представлена линейка продуктов местных производителей, в том числе молочников. На прилавках «Империала» - молоко Псковского, Великолукского, Порховского и  Пушкиногорского заводов, кефир, сливки, сметана, йогурты Псковского молочного комбината.

Тем не менее, по данным контрольной закупки, самым дешевым оказалось молоко из Белоруссии: литр продукта жирностью 2,5 % стоит 27,70 рублей, а 1,5% - вообще 18 рублей. Ну а наиболее часто встречающееся в корзинах покупателей  молоко «Прасковья Молочкова» от Псковского городского молочного завода обладателям скидочной карты «Империала» обойдется в 32,80 рублей, а без нее – 34 рубля. Самое выгодное по цене сливочное масло также оказалось произведенным не в нашем регионе. Продукт стоимостью 31 рубль за пачку привозят из Московской области. Масло, произведенное в Великих Луках, стоит 45,70 рублей за упаковку, а продукт «Псковского гормолзавода» - 59 рублей - правда, по акции (все цифры указаны по состоянию на 20 февраля этого года).

 «С местными торговыми сетями нам работать намного проще, чем с федеральными, - констатирует председатель хозяйства «Красное знамя» Андрей Козлов (Новосокольнический район). - Очень жаль, что самостоятельно продавать свое молоко, кроме как через торговые сети, мы не умеем».

В СУХОМ ОСТАТКЕ

Аналитический центр «Левада-Центр» в конце прошлого года опубликовал результаты соцопроса, посвященного проблеме того, какие товары охотнее покупают жители России – произведенные в нашей стране или за рубежом. Большинство опрошенных (79%) покупают в основном отечественные продукты питания. Импортные продовольственные товары предпочитают всего 16% россиян. Затруднились ответить на этот вопрос — 5%. Как показывает статистика, за год число любителей продуктов, произведенных в России, несколько снизилось. В октябре прошлого года выбор в пользу отечественного производителя сделали 83% участников опроса. Сходные данные – и у Фонда Общественного Мнения (ФОМ). По их подсчетам, подавляющее большинство россиян (69%) предпочитают покупать продукты российского производства, трети граждан происхождение продуктов безразлично и только 1% предпочитает иностранные. «Две трети опрошенных предпочитают покупать российские продукты: «качество всё-таки», аргументируют они.

При любом раскладе – для приготовления блинов вам предстоит где-то запастись молоком, маслом и сметаной. Внимательно отнеситесь к выбору продуктов: читайте этикетки (кстати, подробнее о том, на что обращать внимание при покупке молочки, ЦДИ напишет в ближайшие дни). И смеем надеяться, что ни один завод, ни одного продавца молокопродуктов вам не придется добавлять в список тех, кого вы планируете реабилитировать в грядущее Прощеное воскресенье…

КСТАТИ

По сообщению Псковстата, в течение последней недели февраля в области подорожали молочные продукты. Цены на молоко, творог и сметану поднялись на 50 копеек за килограмм. Так что самые дальновидные начали готовиться к Масленице загодя.

Елена Никитина

 



Распечатать:     Комментарии: 8

Какой майонез вы предпочитаете?













смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:





Афиша

Кошелек



 
 

Читают




Обсуждают













Какой майонез вы предпочитаете?













смотреть результаты


Loading...