Реклама на ЦДИ
 23.04.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

Особенности национальной конспирологии

05.02.2013 08:55 ЦДИ, Псков

Настоящий праздник конспирологии разворачивается на наших глазах. Сторонники теории заговора, в числе коих на этот раз оказались многие здравомыслящие люди, «раскрыли» истинную подоплеку шизофренической активности «взбесившегося принтера», предположив за ней простую и понятную мотивацию. За правовой истерией последних месяцев, возможно, стоит банальная корысть, предполагают конспирологи.

Признаться, и у меня появлялась мысль, что откровенно циничное и лживое обсуждение «торговли детьми» или антигейской инициативы (минус два десятка лет для российской публичной дискуссии) – это попытка отвлечь внимание россиян от чего-то серьезного и еще более страшного. По моим наблюдениям, мало кто до конца верит в самоценность откровенно вредных, бессмысленных, хотя и чудовищно раздражающих законов, принимаемых в 2012-13 гг. Подозрение «зачем-то это нужно» - логичная альтернатива известному движению пальцем у виска. Разумеется, возникает вопрос: но зачем?

И вот, пожалуйста, вариант ответа. 25 января Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой Правительством Российской Федерации». Он предполагает создание «Российского финансового агентства» - госкорпорации, которой будут переданы в управление финансовые активы РФ, включая средства Резервного Фонда и Фонда народного благосостояния. То есть очень большие деньги.

На 1 января 2013 г., по данным Минфина, в Резервном фонде лежало 1,9 трлн. руб., в ФНБ – 2,7 трлн. рублей. По словам замминистра финансов Сергея Сторчака, для начала Росфинагентству планируется передать в управление до 10% средств ФНБ, но текст законопроекта таких ограничений не содержит. В ведение Росфинагентства могут уйти и пенсионные накопления россиян, и внутренний государственный долг, и государственные облигации. Само создание агентства потребует затрат в объеме 1,5 млрд. рублей из государственного бюджета. Аналогичные конторы, привычно ссылаются авторы законопроекта, функционируют во многих зарубежных странах – ФРГ, Франции, Китае, США, Великобритании, Абу-Даби, Кувейте и т.д.

Ну да что нам Кувейт, зачем Китай. Чтобы понять, как, стопудово видимо, будет работать Росфинагентство, можно присмотреться к аналогичным структурам на местном уровне. Возьмем, к примеру, Псковскую коммерческую палату, муниципальное предприятие Пскова, которое управляет городскими пакетами акций, недвижимостью и т.д. Созданная ради извлечения прибыли из муниципального имущества, она приносит городу сплошные убытки – и даже комиссия по ликвидации этого МП, созданная в 2008 и закрытая в 2011 гг., превратилась в орудие распила. «За 1 полугодие 2010 года управленческие расходы предприятия составили 8 миллионов 251 тысяч рублей, что превышает аналогичный показатель 2009 года в 3,4 раза. Убытки, полученные предприятием в 1 полугодии 2010, составили 4 миллиона 640 тысяч рублей, что превышает аналогичный показатель 2009 года в 8,6 раз», - обнаружило в один прекрасный момент контрольное управление администрации Псковской области. Конкретным примерам «эффективности» этого МП мы планируем посвятить отдельную публикацию, пока же достаточно констатировать очевидное: богаче город Псковская коммерческая палата точно не сделала.

При несопоставимых масштабах, в основе Росфинагентства лежит та же самая идея, что и в Псковской коммерческой палате: народные деньги передаются чиновникам в рыночное управление. Причем неподвластное общественному контролю. Внесенный в Госдуму текст законопроекта предлагает учреждать Росфинагентство в форме открытого акционерного общества со 100%-ным участием государства, однако ко второму чтению концепция, как уверяют депутаты и чиновники, будет пересмотрена. Вместо «ОАО» Росфинагентство, возможно, будет создано в виде непубличной корпорации – такая организационная форма должна появиться в российском законодательстве после внесения поправок в Гражданский кодекс. Заметим, что в отличие от открытого акционерного общества на непубличные корпорации не будут распространяться требования о раскрытии информации. То есть деятельность Росфинагентства останется закрытой для глаз широкой публики – под предлогом «стратегического значения» государственных инвестиций.

В том духе, что предложенный законопроект – не что иное по сути, как «приватизация» финансовых резервов России, высказались и некоторые политики, и пресса, и Координационный Совет оппозиции. Во-первых, совершенно конкретные люди получат доступ к огромным деньгам, которые каким-то образом будут инвестироваться в отечественные и иностранные ценные бумаги. Во-вторых, госкорпорация, судя по тексту законопроекта, получит право передавать государственные резервы страны в доверительное управление «иным специализированным финансовым организациям», то есть частным финансовым компаниям. Вряд ли найдется хоть один русский человек, который на полном серьезе поверит, что управляемые таким образом деньги будут целиком и полностью использованы в интересах исключительно государства.

Защитники Росфинагентства говорят о том, что вот, мол, хватит консервировать деньги – пора заставить их работать. Наконец-то, дескать, финансовые резервы послужат экономике России. Оппоненты резонно замечают: чтобы запустить эти резервы в экономику, есть масса других, более простых и надежных способов, ни один из которых не требует полтора миллиарда организационных затрат. Можно было бы строить новые железные дороги, чтобы грузовые составы передвигались быстрее, чем 9,1 километра в час, из-за чего Россия теряет потенциальные миллиарды долларов от транзитных грузов из стран АТР в ЕС. Можно было бы производить самолеты и реконструировать аэропорты, развивая гражданскую авиацию. Дороги, наконец, перестраивать. Еще проще – передавать лишние нефтяные деньги, стерилизованные в ФНБ, муниципалитетам, они-то точно знают, на что их нужно потратить. Это и замена лифтов, и капитальный ремонт жилья, и перекладка водопроводных труб, и газификация окраин, и детские сады, и переработка отходов, да банальное благоустройство, наконец, чтобы изгнать из провинциальных городов ощущение разрухи, нищеты и помойки. В общем, есть тысяча и один безинфляционный способ сделать жизнь россиян комфортнее за счет накопленных 4,6 трлн. руб. Однако правительство решило выпустить эти деньги на финансовый рынок. Помимо обычных коммерческих рисков, это означает, что средства Фонда народного благосостояния будут обмениваться на акции частных компаний, то есть поступать на счета совершенно определенной когорты предпринимателей. От лифтов, газонов и железных дорог все это очень далеко. Так что, наверное, подозрения насчет приватизации финансовых резервов не лишены оснований.

И вот, утвердившись в таких подозрениях, ряд публичных персон пришли к выводу, что предшествовавшая работа «взбесившегося принтера» была направлена именно на отвлечение общественного внимания от Росфинагентства. Несколько цитат. Журналист Артемий Троицкий: «Запустив эффективную дымовую завесу из скандальных законопроектов (а я-то всё недоумевал - ну на х*ра им сдалась эта "пропаганда гомосексуализма"??), наши законодатели тихой сапой провели в первом чтении закон о переводе средств Фонда Национального Благосостояния (88,6 миллиардов долларов на начало этого года) и Резервного Фонда (62 миллиарда долларов) в управление некоего ОАО "Росфинагенство" - то есть, фактически, в частные (или, как у нас любят, частно-государственные) руки!». Депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева: «Мне представляется, что многочасовые обсуждения Pussy Riot, внесение в сегодняшнюю повестку дня антитабачного закона и другие подобные вопросы – это лишь дымовая завеса для рассмотрения законопроекта о создании Росфинагентства». Депутат Госдумы Михаил Емельянов от «Справедливой России»: «Вполне может быть, рядовым избирателям ближе и интересней пообсуждать гей-сообщество, Башмета, чем понять, что готовится афера с их, всероссийскими деньгами. Это остается за кадром».

И вот тут, на мой взгляд, начинается самое интересное. Выступившие в роли конспирологов эксперты говорят, упрощая, о том, что имеет место попытка «спереть под шумок» несколько триллионов рублей. Шокировавшие гражданское общество законы, таким образом, послужили «дымовой завесой» для этой корыстной операции. И ведь нельзя исключать, что, действительно, так и было задумано. При этом, на мой взгляд, соглашаться с такой теорией – означает очень плохо думать о наших государственных лидерах. Потому что от подобной логики – если принять ее за данность – попахивает совершенно аморальным цинизмом. Эта логика запредельно далека от гуманистического идеала, обрисованного современной философией и утвержденного мировыми декларациями, а также Конституцией РФ. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Здесь же мы видим, что человек со всеми его правами грубо разменян на кэш.

В самом деле, получается, что правительству хотелось отвлечь внимание народа от Росфинагентства, то есть от завуалированного воровства, однако в качестве прикрытия были использованы методы, еще более порочные и неприемлемые для цивилизованного мира. Запретом на американское усыновление Госдума наложила вето на личное счастье сотен детей. Бессмысленный запрет на «пропаганду гомосексуализма» (при том, что в законах РФ нет определения ни «пропаганды», ни «гомосексуализма») вторгается в персональное пространство взрослых, оскорбляя меньшинства. Шумиха вокруг Pussy Piot заставила обсуждать свободу совести и право на самовыражение – тоже повестка дня позапрошлого века. Предметом обсуждения в каждом таком случае становились ценностные вопросы. Свобода, чувство собственного достоинства, счастье. То, что не измеряется деньгами, но делает человека Человеком.

Конспирологическая версия насчет «дымовой завесы» означает, что авторы схемы просто не понимают такое ценностное измерение. Не доросли до него. И поэтому грубо промахнулись, полагая, что смогут прикрыть финансовые махинации, а значит и свою репутацию, подобным «отвлекающим маневром» - напротив, они нанесли гражданскому обществу куда более сильное оскорбление, задев более тонкий уровень осознания, недоступный им самим. Хотя, может быть, о «репутации» речь вообще не идет, а «взбесившийся принтер» отвлекал не народ в целом, а часть потенциальных претендентов на участие в распиле.

Это логика обычного преступника: когда один криминал покрывается другим, еще более тяжким. Так поступает вор, поджигая дом, из которого вынес золото, или насильник, убивая жертву после надругательства.

Такой ли была истинная мотивировка серии безумных законов, или одно с другим не связано, а просто «так совпало» – мы, наверное, никогда доподлинно не узнаем. Если, конечно, лет через -тцать кто-то из героев нашего времени не выступит с откровенными разоблачениями. Но на самом деле, очень не хочется, чтобы сегодняшние конспирологи оказались правы. Неприятно думать, что власть принадлежит людям, мотивированным исключительно примитивной корыстью.

Светлана Прокопьева

 



Распечатать:     Комментарии: 28

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.038212060928345