Реклама на ЦДИ
 19.04.2024

Бизнес / Деловая среда  | весь раздел

Чего предприниматели о себе не знают?

25.11.2012 14:15 ЦДИ, Псков

Нет, каждый предприниматель знает о своем бизнесе, конечно, все. Ну или почти все. Но в данном случае речь идет не об индивидуальных самоощущениях, а о корпоративных трендах. Например: исследование консалтинговой компании PWC о частном бизнесе в России показало, что наши предприниматели (опрашивались представители малого и среднего бизнеса) с оптимизмом смотрят в ближайшее будущее, но скорее готовы продать свой бизнес, чем передать его по наследству.

Слава героям российского бизнеса!

Если говорить о ситуации в целом, то тут всё как всегда: одни создают трудности - другие их героически преодолевают. Но если государство что-то разрешило (пусть и с оговорками), то, как поется, «эту песню не задушишь, не убьешь». Вот и исследование PWC показало: российский частный бизнес (есть еще, кто не знает, бизнес с участием государства), несмотря на весьма прохладное к нему отношение властей и кризисные явления в экономике, оказался на удивление живуч как по российским, так и по мировым меркам.

Эта живучесть особенно впечатляет на фоне мировых рейтингов по условиям ведения бизнеса. Так, согласно рейтингу Doing Business, который составляется Всемирным банком, Россия сейчас занимает 112-е место. А по рейтингу журнала Forbes, который оценивает условия ведения бизнеса по более ограниченному числу показателей, наша страна заняла 105-ю строчку. Россию обошли Грузия (50), Казахстан (70), Азербайджан (73), Армения (77), Молдавия (92), Украина (104), и она оказалась в одной компании с Либерией, Лесото, Сенегалом, Малави, Танзанией, Мали, Пакистаном и Вьетнамом.

В общем, слава героям российского бизнеса! Рост его финансово-экономических показателей в предыдущем году (опрос проводился в июле-августе 2012-го, и это точка отсчета в ту и другую стороны), несмотря на огромную конкуренцию со стороны госкомпаний и крупного бизнеса, кризисную турбулентность, финансовые проблемы и жуткий бюрократизм, превысил аналогичный показатель на международном рынке.

Если быть точным, рост в течение предыдущих 12 месяцев продемонстрировали 92% российских частных компаний (аналогичный показатель по глобальному рынку в целом составил 65%). При этом 22% компаний в России рассчитывают на интенсивный и динамичный рост в течение ближайших пяти лет (по сравнению с 12% частных компаний во всем мире).

Риски на ближайший год

В исследовании PWC они разделены на проблемы внешнего и проблемы внутреннего характера.

Среди проблем внешнего характера российские предприниматели выделили три основных - невнятную, непоследовательную экономическую политику и чрезмерный госконтроль, непредсказуемую рыночную конъюнктуру и нечестную конкуренцию, а среди ключевых рисков внутреннего характера - всё те же трудности с подбором квалифицированного персонала, а также низкую прибыльность бизнеса и плохую доступность финансов.

Кстати, эти же шесть ключевых рисков являются основными и для предпринимателей стран БРИКС и в целом мирового рынка, но, естественно, в разной степени. Например, если госполитику и контроль считают проблемой 49% опрошенных российских предпринимателей, то в целом по мировому рынку она является таковой только для 27% бизнесменов. А вот трудности с подбором квалифицированного персонала испытывают все примерно одинаково (в России - 39% компаний, в странах БРИКС и во всем мире - по 43%).

Препятствия на пятилетку

Что касается основных препятствий на пути к росту в ближайшие пять лет, то тут предприниматели России, стран БРИКС и в целом мирового рынка практически единодушны, назвав среди таковых нестабильность мировой экономики, ценовую конкуренцию, трудности в привлечении квалифицированного персонала и удержании ключевых специалистов.

Однако на преодоление первых трех препятствий российские предприниматели все-таки смотрят более оптимистично, чем их коллеги во всем мире, и только по позиции «удержание ключевых сотрудников» демонстрируют меньший оптимизм. И это понятно: достойную зарплату и солидный соцпакет специалистам экстра-класса могут предложить далеко не все малые и средние российские компании, особенно в сравнении с госкорпорациями.

Меньше оптимизма у российских предпринимателей и в отношении конкуренции. Частный бизнес в России считает, что находится в неравных условиях по сравнению с компаниями государственного сектора и недоволен таким положением. Малые и средние предприятия хотят честной конкуренции, более справедливого режима налогообложения и снижения уровня коррупции.

Обнадеживающий тренд

Действительно, малый и средний бизнес пока не в чести у российских властей. О его развитии они больше пекутся на словах, чем на деле. Обнадеживает одно: в последнее время мешать бизнесу власти сильнее не стали.

По этому показателю - созданию правительством благоприятной среды для развития бизнеса - в первых рядах идут страны Ближнего Востока (!), а затем уже Швейцария и Сингапур. Россия же, как ни странно, поместилась между Великобританией и Францией. Но странно только на первый взгляд. Столь неожиданное место Россия заняла не потому, что в ней кардинально изменился бизнес-климат, а потому, что в этих западноевропейских странах в связи с кризисом ухудшилась экономическая ситуация, и власти были вынуждены поджать бизнес (например, ужесточили систему налогообложения).

Теперь, когда мешать бизнесу российские власти сильнее не стали, предприниматели ожидают от государства следующего шага: если не больше помогать, то хотя бы меньше мешать. Ну и чуть-чуть справедливости для начала. Имеются в виду равный доступ к капиталу (дешевое финансирование) и запрет преференций, которыми пользуются крупные корпорации (в особенности государственные).

Чего еще хочет бизнес

«Хотелки» частного бизнеса компания PWC сформулировала по шести позициям:

- создать систему, которая уравняет возможности частного бизнеса и крупных компаний (в т. ч. государственных);

- обеспечить справедливые условия для ведения бизнеса;

- оказывать поддержку, уважать частный бизнес и способствовать его развитию;

- предоставить доступ к дешевому финансированию;

- создать стимулы для стратапов, для растущих и небольших компаний (то есть для всех, кто идет на риски);

- поддерживать международную экспансию частного капитала.

Интересно, что среди стран БРИКС предприниматели России актуальными считают только четыре первых позиции. Видимо, им хватает рисков и без старапов, а участие в международной экспансии капитала они вообще относят на далекую перспективу. Как говорится, не до жиру - быть бы сейчас живу. Об этом сигнализирует и тот факт, что вторую позицию (обеспечить справедливые условия для ведения бизнеса) актуальной для себя считают только предприниматели России. Видимо, в Бразилии, Индии, Китае и ЮАР проблем со справедливостью уже нет. Или почти нет.

Конечно, в это трудно поверить. Но придется. Потому что в другом рейтинге «хотелок» (для бизнеса в целом, а не только частных компаний) аналогичная позиция (создать независимую и беспристрастную судебную систему) является актуальной также только для бизнесменов России.

Предприниматели остальной четверки БРИКС считают для себя более актуальными такие потребности, как изменение трудового законодательства, улучшение инфраструктуры, а также возможность инвестирования в образование, тренинги и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). В России, где предприниматели вопиют об элементарном - о справедливости, эти потребности станут преобладающим трендом еще не скоро.

Лучше продать, чем профукать

Отрадно, конечно, что российский бизнес настолько живуч. Плохо другое - в этой борьбе за выживание надорваться можно. Не случайно, несмотря на отмеченные выше успехи, российские предприниматели такой судьбы для своих наследников не желают.

Как отмечается в исследовании PWC, большинство (57%) российских предпринимателей планирует полную или частичную продажу своего бизнеса, а не передачу его по наследству. Аналогичный международный показатель составляет 17%.

Передать в наследование (владение и управление) свои компании намерены лишь 10% представителей российского частного бизнеса и еще 14% хотят это сделать с привлечением к управлению сторонних менеджеров.

В числе основных причин такого жестокосердного отношения к наследникам бизнесмены назвали отсутствие ясности в экономической и политической обстановке в обозримой перспективе, неуверенность в том, что частный бизнес будет получать адекватную поддержку со стороны государства, а также недостаточную квалификация преемников и отсутствие у них желания и готовности заниматься бизнесом.

Увы, но это так. В России еще не успели сложиться традиции наследования бизнеса. Да и как им сложиться, если бизнес могут отобрать или разрушить в любое время.

Николай Челондай



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.055521965026855