Реклама на ЦДИ
 19.04.2024

Работа / Занятость  | весь раздел

Рынок труда в октябре: «наполеоновские» планы и реальные результаты

06.11.2012 10:27 ЦДИ, Псков


Октябрь был богат событиями на рынке труда. Центр Деловой Информации представляет те из них, которые непосредственно затрагивают интересы работодателей и работников.

Здравствуй, опа, Новый год!

Сначала - приятная новость. Как считают эксперты HeadHunter, в связи с традиционным всплеском покупательской активности в преддверии Нового года компании начнут массово нанимать временных сотрудников на новогодние праздники примерно с первой декады ноября и до 20-х чисел декабря. Ожидается, что в нынешнем году средняя зарплата «предпраздничного» персонала будет колебаться в пределах  18-23 тыс. рублей.

Но на этом приятное кончается. По результатам общероссийского исследования, проведенного консалтинговой компанией CASE, в атмосфере ожидания новой волны кризиса работодатели явно готовятся к «режиму экономии». Если  в 2010 году сокращать персонал планировали только 5% компаний, в 2011 - 8%, то в 2013 - уже 11%. Впрочем, и в долговременной перспективе россиянам ничего хорошего пока не светит.

Как отмечают в очередном докладе эксперты представительства Всемирного банка в Москве, экстенсивная модель развития, выстроенная в РФ за последние 20 лет, достигла апогея, обеспечив исторический максимум занятости и минимум бедности в рамках действующей структуры экономики. По  мнению аналитиков ВБ, достичь большего национального богатства в рамках той же схемы нельзя: взлеты и падения российской экономики будут оставлять ее на сопоставимом уровне. Для нового роста России не хватает двух составляющих - качественных инвестиций и квалифицированного персонала, взять которые в текущей модели неоткуда. Нужна глубокая модернизации экономики, стратегии которой пока не выработано. Хотя орган для этого создан - Агентство стратегических инициатив (АСИ). Однако АСИ ограничивается пока единичными разработками.

От закона - к системе и... опять к коррупции?

Одной из таких разработок стал проект федерального закона «О профессиях и квалификациях». В АСИ полагают, что он создаст новую систему профессиональных стандартов. Однако эксперты отнеслись к инициативе неоднозначно. Так, в компании HeadHunter  утверждают, что документ получился «очень странным, бесполезным и даже вредным». Во-первых, для того чтобы оценивать специалистов и выдавать им некие сертификаты профпригодности, должен существовать институт оценки, имеющий высокую репутацию в обществе и бизнесе. Достичь этого будет непросто. Да и работодатели все равно будут проверять кандидатов с сертификатом по имеющемуся опыту, осуществленным проектам и отзывам с предыдущего места работы.

А во-вторых, в ряде отраслей подобная система уже действует. Например, врачи должны получать своего рода разрешения на практику согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Что эта система внесет нового? Кроме того, говорят эксперты, «структура, выдающая сертификаты, - это большие затраты и новое поле для коррупции, которую тяжело будет контролировать».

Впрочем, подобные возражения АСИ не останавливают. В дополнение к проекту закона агентство приложило «дорожную карту» - план создания 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест к 2020 году. Главные инновации в ней - широкое сертифицирование профессиональных навыков, реформа профтехобразования, федеральный онлайн-университет, электронные трудовые книжки, скидки по кредитам владельцам профессиональных сертификатов, «образовательный капитал» по результатам ЕГЭ для школьников, расширение финансовых свобод для вузов.

Конечные цели «дорожной карты» - это 4,5-6 млн выпускников профессионального образования до 2018 года, привлечение в РФ 0,7-1 млн квалифицированных мигрантов, переподготовка к 2020 году 18-20 млн высококвалифицированных работников. Предполагается, что к этому времени 22-26 млн человек будут охвачены профессиональными стандартами, количество вовлеченных в «госпрограммы карьерного ориентирования» составит не менее 18-22 млн человек, а 20-30 млн работников будут охвачены «программами сертификации».

Разработчики «дорожной карты» предлагают считать высокопроизводительным рабочим местом место с объемом годовой производительности труда 900 тыс. рублей вне госсектора, а в госсекторе, на военной службе, в образовании и здравоохранении, соцобеспечении - рабочее место с оплатой труда не ниже 30 тыс. рублей в месяц. При этом треть высококвалифицированных работников в РФ будут иметь к 2020 году профессиональный сертификат и зарабатывать, как правило, не менее десяти прожиточных минимумов, а  70% выпускников учебных заведений станут находить работу по специальности в течение года после обучения и соответствовать критерию высококвалифицированных работников.

Впечатляет, конечно. Однако академические экономисты считают эту масштабную разработку АСИ «идеалистичной» и полагают, что в ней вряд ли заинтересован бизнес, поскольку ему необходимы не локальные, а системные изменения, обусловленные глубокой модернизацией экономики. Однако, повторимся, стратегии такой модернизации пока не выработано. Поэтому все идет своим чередом, в основном через совершенствование нормативной базы.

Что нового в нормативах?

Наконец-то одобрен Госдумой в первом чтении законопроект «Об образовании». Он бурно обсуждался более трех лет, были предложены тысячи поправок. Некоторые из них вошли в новую редакцию. Что именно?

Юридически прописан высокий статус учителя. Четко оговорены меры соцподдержки обучающихся и учителей: стипендии увязаны с МРОТ, а зарплаты - со средними в экономике. Негосударственные образовательные организации приравниваются к государственным и получают право на бюджетное финансирование. Самым способным дается возможность учиться за бюджетный счет в лучших вузах мира. Прописаны особенности электронного и сетевого обучения, использование дистанционных технологий и кредитно-модульной системы зачетов. Появилось понятие «интегрированные образовательные программы».

Одновременно предполагается поставить заслон перед карьеристскими устремлениями «уклонистов». Для этого правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, согласно которому на государственную службу не смогут быть приняты граждане, уклонившиеся от военной службы (кроме тех, кто не служил на законных основаниях).

А вот отслужившим «действительную» при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров предлагается предоставить ряд преференций. Кроме того, выпускники высших учебных заведений, прошедшие  военную службу по призыву, получат право на получение грантов на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах. Планируется, что закон вступит в силу уже с 1 января 2013 года.

Проблему возрастной дискриминации предполагает решить Минтрудсоцзащиты. Оно подготовило законопроект, который предлагает запретить в объявлениях о вакансиях указывать дискриминационные требования по  возрасту (а заодно по полу, национальной  принадлежности и месту жительства). По словам замминистра Алексея Вовченко, данная мера должна устранить дискриминацию по возрасту для соискателей, прежде всего, предпенсионного возраста (сейчас работодатели с большой неохотой принимают на работу сотрудников старше 45-50 лет).

Однако эксперты критично оценивают эффективность законопроекта. Работодатели откажутся от таких публикаций, но не откажутся от возрастных и прочих претензий. Без жестких мер ответственности за дискриминацию такой закон вряд ли будет работать.

По всей видимости, скоро легальным мигрантам снова разрешат работать в розничной торговле. Вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минтрудсоцзащите разработать проект соответствующего постановления правительства. Предполагается, что квота на гастарбайтеров в торговле составит 25%.

Еще один законопроект готовит Минрегионразвития. Он касается передачи некоторых федеральных полномочий регионам, в том числе в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства. Сейчас этот надзор осуществляют региональные госинспекции труда  Федеральной службы по труду и занятости. Однако против такой передачи единым фронтом выступают и профсоюзы, и работодатели, и независимые эксперты. Они опасаются, что «местечковый контроль» затормозит развитие рынка труда и создаст еще один очаг коррупции.

Кстати, о коррупции. Минтрудсоцзащиты внесло в Госдуму законопроект, который ужесточит контроль за доходами руководителей бюджетных организаций (буквально документ именуется так - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»).

Если закон примут, руководители государственных и муниципальных учреждений и кандидаты на эти должности должны будут предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Порядок предоставления таких сведений и проверки их достоверности установит правительство РФ. При этом руководитель будет отчитываться не только о собственных доходах, но и о том, насколько быстро средняя зарплата работников учреждения подтягивается к средней зарплате по региону. По данным Минтрудсоцзащиты, закон может затронуть руководителей 210,8 тыс. учреждений.

Нестыковочка вышла?

Правда, совершенно непонятно, как этот закон будет работать в увязке с местными бюджетами. Если, например, в Псковской области следующая индексация базовой расчетной величины (по сути, это базовый оклад, на который «накручиваются» все доплаты, формирующие в итоге окончательную величину зарплаты) будет произведена, как настаивают власти, только с 1 октября 2013 года, то за период после предыдущей индексации (1 января 2012 года) зарплатный рубль бюджетников утратит свою покупательскую способность минимум на 15-20%. При этом ни о каком повышении зарплат даже речи не идет. Все деньги, которые собираются добавить в зарплатный фонд, уйдут на доплаты самым нищим бюджетникам, чтобы подтянуть их жалованье до величины МРОТ (с 1 января 2013 года - 5205 рублей).

Разумеется, октябрьская индексация на 5-6% не восстановит понесенные потери в полной мере. Значит, бюджетники станут беднее на 10-15% и, чтобы сводить концы с концами, будут вынуждены по-прежнему работать на две-три ставки. За счет чего в основном и растет так называемая средняя зарплата врачей, учителей и прочих бюджетных работников.

Зато другая категория бюджетников в фаворе. Глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин предлагает Госдуме оперативно решить вопрос о повышении зарплат помощникам депутатов и сенаторов. Он внес  законопроект, предусматривающий увеличение зарплат депутатской обслуги сразу с 19148 до 28721 рубля. За что такие коврижки?

Как подсчитал господин Плигин, номинальный уровень оплаты труда помощников за период с 2008 по 2012 год увеличился лишь на 26%, в то время как среднемесячная заработная плата в РФ, по данным Росстата, выросла за этот же период с 15059 до 26150 рублей, или на 74%. Значит, зарплату помощников нужно соответствующим образом проиндексировать. Вот бы всем бюджетникам иметь таких защитников!

Николай Челондай 



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.022789001464844