Реклама на ЦДИ
 26.04.2024

Инфраструктура / Транспорт  | весь раздел

Нам любые дороги дороги?

22.10.2012 10:25 ЦДИ, Псков


В Острове на деньги, выделенные на содержание дорог, рублевыми монетками можно замостить на каждом километре всего 12,5 квадратных метра, а в Сочи - каждый километр 100-долларовыми купюрами, да еще слоем в 3 миллиметра.

Где деньги, Зин?

Недавно областная газета написала в репортаже о встрече губернатора с населением Островского района: «Вот вы, наверное, в курсе, как верстается наш бюджет, - предположила женщина-депутат местного собрания. - Ну да, наверное, - согласился губернатор. - Тогда объясните мне, почему на содержание дорожной сети в Острове выделено всего 2 млн рублей? Я посчитала, получается, что на каждый метр дороги приходится 32 рубля. Что можно сделать на эти деньги? - Губернатор, надо отдать должное, на такой выпад прореагировал сдержанно: - У нас в бюджете на каждый район предусмотрено от 2 до 4 млн «дорожных» рублей. Больше мы себе позволить не можем». В общем, в Острове и других местах Псковщины хороших дорог население дождется еще не скоро. 

Для сравнения. Даже если в Острове эти 32 тысячи рублей на каждый километр разменять по целковому, они покроют кусочек любой муниципальной дороги площадью всего 12,5 кв. метра. Стоимость строительства современной автомагистрали в олимпийском Сочи достигала 140 млн долларов за километр. За эти деньги можно выложить каждый километр деликатесными устрицами слоем 6,37 см, или дорогущими сумками от Louis Vuitton - слоем в 9 см, или шикарными норковыми шубами - слоем 4,7 см, или залить элитным коньяком «Хеннесси» на глубину 13,85 см, или же просто закидать 100-долларовыми бумажками слоем почти 3 мм.

Впрочем, если учесть, что даже такие дороги начинают чуть ли не на второй день расползаться под дождем, снегом и прочим погодным  форсмажором, большая часть устриц, коньяка, норковых шуб и «зелени» используется по прямому назначению где-то в других местах.

Кому верить?

Тем не менее, министр транспорта РФ Максим Соколов недавно внезапно оспорил общеизвестный факт - строительство автомобильных дорог в России обходится значительно дороже, чем в зарубежных странах с аналогичными природными условиями. По мнению господина Соколова, это миф: российские дороги строятся «значительно дешевле, чем в Германии, Франции и схожей с Россией по климату Канаде».

Правда, при одном условии - если исключить из расходов на строительство налог на добавленную стоимость и затраты на подготовку территорий (выкуп земель у владельцев и т. д.) и не учитывать качество полотна и ширину дороги. И тогда по этой странной методике строительство 1 км дорожной полосы будет действительно обходиться (и обходится!) в среднем в 41 млн рублей. То есть дешевле, чем почти во всех зарубежных странах! 

Между тем, по расчетам НПЦ «ОПОРА» (Санкт-Петербург), средняя стоимость километра дороги обычного типа в России колеблется в пределах 100-200 млн рублей, а скоростная двухполосная дорога стоит около 400 млн рублей за километр. Современная же  автомагистраль обойдется уже в 600-800 млн рублей за километр, что в 2-3 раза дороже, чем средняя цифра по Евросоюзу. Для сравнения: даже километр Большого адронного коллайдера, возведенного в дорогостоящей Швейцарии на глубине 100 метров с огромной и очень сложной системой охлаждения, обошелся европейским налогоплательщикам всего лишь в 370 млн долларов, тогда как километр первого участка Четвертого транспортного кольца в Москве в районе Шоссе Энтузиастов стоил российским налогоплательщикам 716 млн долларов.

 

По тем же данным «ОПОРЫ», средняя стоимость строительства километра дороги в Китае составляет 2,2 млн долларов, в США - 5,9 млн, в Евросоюзе - 6,9 млн. В России же, согласно федеральной целевой программе от 2010 года, средняя стоимость строительства километра автодорог в 2010–2015 гг. должна достичь 17,6 млн долларов.

Причем дорого обходятся не только дороги экстра-класса, но и дороги попроще. Например, средняя расчетная стоимость строительства автодорог в Краснодаре и Новороссийске превышает 32 млн долларов за километр. Расходы на Центральную кольцевую автодорогу в Московской области, так называемую «бетонку», достигли 40 млн долларов на километр. Трасса Москва - Петербург (с 15-го по 58-й км) уже обошлась в 65 млн долларов за километр, а километр Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге стоит в среднем 140 млн долларов.

Но даже при такой дороговизне эксперты Всемирного банка ставят Россию на 48-е место в мире по доступности и качеству транспортной инфраструктуры, а по качеству автомобильных дорог наша страна и вовсе занимает 111-ю строчку.

С чего это вдруг?

Так с чего это вдруг господин министр так неожиданно занизил цену российских дорог? И так ли уж вдруг? Эти вопросы задают и другие внимательные читатели.

Ответ знает известный эксперт в области дорожного строительства - доктор экономических наук профессор Никита Кричевский. Он говорит: «Приравняв на бумаге расходы на дорожное строительство к минимальным зарубежным показателям, ведомство как бы обосновало низкое качество наших «автобанов» их якобы низкой стоимостью. И теперь, как бы ради повышения качества, будет выбивать в правительстве дополнительное финансирование. Только на самом деле, надо полагать, эти деньги уйдут туда же, куда и ранее выделенные... Значительная часть денег уходит именно на покрытие коррупционной составляющей».

Эксперт знает, о чем говорит. Так, в свое время бывший министр транспорта Левитин в докладе правительству заявил, что стоимость возведения дорог в соседних регионах может отличаться более чем в 20 раз! Причем никакой разницей в стоимости песка, щебня и других материалов это не объясняется. Зато объясняется другим. Например, перед утверждением плана строительства дорог земли, по которым они будут проложены, кто-то быстро покупает. Потом оказывается, что за купившей фирмой стоит определенный чиновник, перепродающий впоследствии участок бюджету втридорога.

Эту версию подтверждает всем известный факт. Новая дорога Москва - Санкт-Петербург поначалу должна была пройти через Молжаниново. А там земли незадолго до того приобрели структуры госпожи Батуриной. На нее выходили из федеральных ведомств с конкретными предложениями по выкупу земель, однако не сошлись в цене. В итоге, чтобы обойти молжаниновский участок, снесли кусок Химкинского леса. Тот самый, вокруг которого до сих пор не утихают нешуточные страсти.

Косвенно о коорупционной составляющей свидетельствует и заявление Владимира Ресина, которое он сделал несколько лет назад: до 62% денег на строительство дорог в Москве уходит на их выкуп. Да и в регионах не меньше. Проще говоря, ну никак не могут у нас в стране гравий, асфальт и рабочая сила стоить во много раз дороже, чем за рубежом. Да еще и с 20-кратной разницей в соседних  регионах!

 

Ларчик открывается просто. За двадцать постсоветских лет в транспортной инфраструктуре страны сложилось железное правило, которое сами дорожники называют «три раза по четыре»: в четыре раза дороже стоит построить километр дороги, чем в странах с аналогичными природными условиями; в четыре раза меньше эта дорога служит по времени; в четыре раза дороже обходятся ремонт и эксплуатация дороги. В противном случае за строительство и содержание дороги никто не возьмется.

 

И другие риторические вопросы

 

Менять это правило, как и другие аналогичные, никто пока не решается. Даже президент. Только пальчиком грозит. Хотя, как отмечает аналитический центр «АиФ», «главным раздражителем для населения является не В. Путин, а разросшаяся при нем жадная, некомпетентная и суесловная бюрократия». Взять бы ему, пользуясь электоральной поддержкой, да и выполоть этот чертополох, пока он не задушил всю страну. Но власть почему-то взялась за несистемную оппозицию, которая ничего серьезного из себя не представляет.  Путинский же электорат панически боится перемен, потому что запуган исторической памятью: «Нельзя ничего менять - будет только хуже. Надо терпеть!». Может, поэтому Владимир Владимирович не берет в руки мотыгу?

Как говорит мой знакомый кандидат филологических наук: «Эх-ма, куды ж мы котимся!?». Вот и я о том же: пока боимся перемен и не хотим брать в руки мотыгу, так и будет у нас по 32 рубля на один метр дороги и 111-е место в мире. Причем - еще не одно десятилетие.

Николай Челондай



Распечатать:     Комментарии: 4

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.028085947036743