Проекты: Версия для слабовидящих Чистый город HiTech Дача Реклама на ЦДИ

Анонсы  | весь раздел

Учить нельзя оставить: Как организовано дистанционное обучение в Пскове или О чем спорят родители

27.03.2020 16:31 ЦДИ, Псков

Для многих псковичей 16 марта этого года станет датой, когда жизнь круто изменилась. О влиянии карантина на мировую экономику расскажут большие специалисты в этой области. Я - о другом. Я мама двух школьников. 16 марта начались каникулы - в воскресенье вечером мы узнали, что завтра в школу идти не надо, а через неделю все школы города переходят на дистанционное обучение.

Неделя каникул пролетела незаметно, вместе с понедельником 23 марта пришло время учиться. Тут-то и стало понятно, что в полном объеме современная школа к такому повороту была не готова, и теперь каждый будет искать свои пути решения. Только в Пскове на дистанционное обучение перевели свыше 25,5 тысяч человек (все учащиеся с 1 по 11 класс).

Социальные сети наводнились возмущенными обсуждениями. В курсе даже те, кого лично эта тема не касается, - в каждом рабочем коллективе есть хотя бы одна мама школьника, а то и нескольких одновременно. Дети остались дома одни, уроков задают огромное количество, ничего не объясняют. Родители пребывают в шоке. Общее мнение примерно таково: это не дистанционное,а домашнее обучение.

 

Дистанционка. Начало

 

 


21 марта в субботу в прямой эфир с тестовым уроком ВКонтакте вышел учитель истории псковского лицея №4 Илья Казанцев. Эфир он провел из школьного класса. Вместе с педагогом тестировали технику местный завуч и главный помощник - учитель информатики. «Надо же, - удивляется моим вопросам Илья Сергеевич.  - Мы собрались, чтобы попробовать технику, а получился стрим. Вот так поворот».


Из технической поддержки - камера, петличный микрофон и презентация урока за спиной. Обратная голосовая связь с учениками обеспечивается с помощью сервиса Discord.

Стоит отметить, что случайный эфир собрал несколько десятков зрителей. «Дети в полном восторге, они активно помогают. Потому что эти платформы хорошо им знакомы», - делится впечатлениями учитель.

Вот тут самое время вспомнить, как часто мы ругаем детей за то, что они не выпускают смартфон из рук. А вот как - нет худа без добра - они владеют техникой, и необходимость освоить еще одно новое приложение их не пугает.

Илья Казанцев уже проводит уроки в онлайн-режиме. Он нашел выход из положения.

- Все учителя школы будут проводить уроки в таком формате? - спрашиваю я.

- Наша задача вовлечь всех учителей, конечно, это займет время. С технологиями нужно познакомить, обучить людей. Конечно, столкнемся с трудностями. Цифровой урок далеко не то же самое, что обычный. Нужно работать быстро, кратко, с обратной связью. В режиме реального времени. Это новый уровень профессионализма, - считает Казанцев.

Есть и другой опыт - педагоги используют классные комнаты Google и обучающий сервис «Яндекса». Они позволяют дать видео или презентацию к уроку, описать задания и систематизировать их. В целом дети справляются с такой системой уже даже в начальной школе.

Управление образование не регулирует использование приложений и сервисов, учитель волен выбирать сам те, которые считает нужным использовать. 

- Современные технологии используются для общения учителей, учеников и родителей, отвергать опыт и что-то менять не стоит, - считает председатель комитета по образованию Псковской области Александр Седунов. - Мессенджеры и социальные сети также можно использовать. Для нас важно не разрушить уже сложившуюся систему. Система готова и апробирована, мы продолжим работать в ней, - заявил он на пресс-конференции, посвященной дистанционному образованию, добавив, что школа и учитель могут сегодня сами выбрать, с помощью какого ресурса они будут обмениваться информацией с учениками и их родителями.

Как апробирована система? - спросите вы.   Уже несколько лет в Пскове используется система электронного журнала. И если пять лет назад это были первые робкие шаги, то сегодня это налаженная система. Тут я с Александром Всеволодовичем согласна. Тема урока видна, домашнее задание за каждый день проследить не сложно. В целом система позволяет родителям дистанционно знакомиться с процессом.


Как редакции ЦДИ рассказали в городском управлении образования, для организации дистанционного обучения в школах планируется активно использовать региональные образовательные информационные ресурсы и открытые образовательные ресурсы, которые рекомендованы Министерством образования.


региональная система электронных журналов/дневников 
региональная информационная система «Цифровой урок» 
федеральная информационная платформа «Российская электронная школа» 
образовательная платформа «Яндекс-учебник» 
российская онлайн-платформа Учи.ру 
система онлайн-занятий и подготовки к экзаменам «ЯКласс» 
электронные приложения к учебникам издательства «Просвещение» 
информационно-образовательная платформа «Дневник.ру».


Понимаем, да, что все это возможно только при наличии интернета.

 

Полтора землекопа

 

 


 - Как показал мониторинг, проведенный образовательными организациями, большинство семей обучающихся имеют доступ в интернет. Для тех обучающихся, которые не имеют выхода в интернет, предусмотрена возможность выдачи учебной информации в бумажном виде без личного контакта или посредством телефонной связи. Вопросы о недоступности дистанционного обучения от родителей единичны и решаются в Управлении образования в индивидуальном порядке, - рассказала ЦДИ руководитель начальник управления образования администрации города Пскова Анна Кузыченко.


- Что? Классные комнаты? Нет у нас никаких классных комнат! Пишут задание в группе и выборочно на оценку забирают, - рассказывает одна псковская мамочка.

- В нашем классе дистанционное обучение проходит так. Учитель создал группу ВКонтакте. В ней он размещает задания для учеников. Ребенок дома все выполняет, а родители должны сфотографировать и отправить домашнюю работу ребенка на электронную почту учителя. Это важный момент для педагога. Говорит, это необходимо, чтобы родители не видели выполненные задания других детей, - подробно описывает подобную же систему мама ученика начальной школы Ирина.

Позволю себе констатировать очевидную вещь: очень многое сегодня легло на плечи родителей. Не все дети могут организовать свою деятельность сами,  не весь материал легко освоить самостоятельно и еще много других причин. А родители продолжают работать, когда-то должны успевать приводить жилище в порядок и готовить. Складывается ощущение, что все пропало, эмоциональное напряжение растет. Возможно ли все это сделать хорошо?

- У нас самый сложный предмет будет математика, -  рассказывает Ирина. - Карантин объявили как раз тогда, когда дети должны были начать изучать новую сложную тему. Это сложение с переходом через десяток. И это головная боль для мам и пап. Как сказала учительница, ей жаль тех, кто не имеет отношения к педагогике. Правильно объяснить будет сложно. Если самим объяснить не получится, учительница сказала сообщить ей. Тогда с этим ребенком она будет работать индивидуально после карантина.

Ну, кажется, конкретный учитель выход нашел. Родители спокойны. А как с остальными? Как же быть с тем, что детям просто выдают задание, как без прямого взаимодействия с педагогом? Попасть с учеником младшей школы на дистанционное обучение такого формата - серьезное испытание для работающих родителей.

- Родителям, конечно, будет сложно. Ведь нужно не только проверять, но и учить детей. Ради здоровья всех, я считаю, надо потерпеть. Все получится, - объясняет Ирина.

- Я вообще не понимаю, чем в это время занимаются учителя? Ждут, пока я их работу сделаю? - возмущена Екатерина. - У меня трое детей с маленькой разницей в возрасте, двое из них учатся в начальной школе, старший - в пятом классе. Мне как это сделать? Я прихожу с работы вечером и вижу просто огромное задание на дом без какого-либо пояснения! Мое мнение такое: дети мои, я их воспитываю, но вот от процесса обучения даже на карантине школа отстраняться не должна.

 

Учить нельзя оставить

 

 

Александр Седунов спокоен. Он считает, что пройдет небольшой период времени, и все настроится. Да, роль родителей в этом процессе велика, но это совершенно закономерно, считает он и советует наладить процесс контроля за тем, что делает ребенок дома один - так ребенку будет проще не отвлекаться. В помощь - масса доступных образовательных ресурсов.

Зачем нам доступные образовательные ресурсы? Мы хотим своего учителя в прямом эфире, а не список заданий! - примерно так звучат в унисон голоса встревоженных родителей.

Технически возможно проводить уроки в прямом эфире на  региональном образовательном портале, рассказал Седунов.

- Это наш цифровой агрегатор, где присутствуют все образовательные учреждения Псковской области, включая дополнительное образование. Этот ресурс позволяет проведение цифрового урока, - говорит он, поясняя, что не обязательно проводить урок онлайн, можно просто опубликовать его. Это удобнее - можно посмотреть в любое время. Не вызовет такой подход и повышенной нагрузки на серверы.

А это вообще законно? Не бросили ли нас?

Если обращаться к закону, то дистанционное обучение описано и процесс регламентирован. По словам Александра Седунова, основная задача школы в таких обстоятельствах - разработать образовательную программу на основе примерной образовательной программы  типа общей для страны? или как? Да, это основная программа, общая для всех, на ее основе разрабатывает свою программу каждая школа. А вот платформа обмена информацией не регламентирована. «Не имеет значения, какой ресурс использовать, ресурс - это только форма доставки обратной связи», - говорит Седунов.

Именно в своевременной обратной связи и кроется секрет результативного дистанционного обучения, настаивает эксперт. То есть примерно так: учитель дает объем информации (ссылка на видео урока, презентацию, текст и т.д.) и дает задание - ребенок самостоятельно или с помощью родителей выполняет задания и отправляет результат учителю (письменное задание, голосовое сообщение, видео, звонок по телефону) - учитель проверяет задание и дает ребенку обратную связь, если это требуется.

 

Опасность презираем, На трудности плюем!

 

 

Ну, на словах довольно просто. А как быть с практикой. Давайте посчитаем. Возьмем за основу традиционный рабочий день - 8 часов с 9:00 до 18:00, прибавим к этому времени на дорогу. Так, примерно в 19:40 родители приходят домой (в Пскове). Если мы все сделаем вид, что мы молодцы, то спать детей надо уложить в 22:00 и не из-за письменного стола. Поэтому объективно на уроки остается примерно два часа, например с 19:00 до 21:00. И это мы не говорим о том, что нужно приготовить еду и убрать дома. А если детей больше одного? Как успеть за два часа помочь освоить материал и выполнить домашнее задание?

Вот тут и становится понятно, что отсутствие прямых эфиров - это скорее хорошо, чем плохо. Временной регламент становится не таким строгим. Нужно вспомнить, что все же наши дети многое могут сами, главное - заинтересовать. Ведь именно так делают учителя - не заставляют, а заинтересовывают. Ищем интересные нам самим и нашим детям формы подачи материала, делимся ими с детьми, дети осваивают и выполняют задания. Наша роль - заинтересовать, организовать и проконтролировать. Кажется, это возможно.

Еще проще становится, когда в этом помогают учителя.

- У нас все очень хорошо получается! Учитель сама подбирает видеоуроки, систематизировано дает задания, ведет учет выполнения. Ребенку даже нравится фотографировать и отправлять учителю домашку таким образом. Это что-то новое, а новое детям на самом деле нравится, - говорит спокойная и при этом работающая Наталья.

С одной стороны многое легло на плечи родителей, а с другой - учителям предстоит организовать теперь не только учеников, но и их родителей, чтобы процесс стал результативным. И такую ношу тяжело переоценить.
Все участники образовательного процесса попали в незнакомую для себя ситуацию. Отрицать это бессмысленно. И если раньше сервисы дистанционного взаимодействия, например, электронный журнал, воспринимались, как избыточные, то теперь мы можем лишь порадоваться, что умеем с ними работать.

Трудно всем и спасет нас лишь одно - желание и умение решать вопросы и договариваться. У нас есть возможность помочь своим детям, показать им, как справляться с трудными ситуациями. А учителя нам в этом помогут. Жалоб на то, что в сложившейся ситуации они не отвечают на звонки и отказывают в разъяснениях, я пока не встречала.
 


Елизавета ЛУГОВСКАЯ

в статье использованы кадры из м/ф (1969г.) 
 


Cюжет:  О детях



Распечатать:     Комментарии: 0

Как вы оцениваете ремонт псковских дорог в этом году?






смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 
 

Читают




Обсуждают










Как вы оцениваете ремонт псковских дорог в этом году?






смотреть результаты


Loading...