Реклама на ЦДИ
 28.03.2024

Анонсы  | весь раздел

Источник света: В Пскове прошел вечер памяти поэта Геннадия Кононова

30.09.2016 10:17 ЦДИ, Псков

Как, в нашем обычном представлении, поэт пишет стихи? Садится за массивный дубовый стол, нахмурив вдохновенное чело, устремляет взгляд в иные времена и пространства, рифмы рождаются в священном трепете и ложатся на белые лощеные листы. В доме тишина - никто не мешает поэту творить. Из бытового - если только чашечка кофе...

На самом деле все не так, вы же понимаете. Нет, у некоторых, особо одаренных, может, процесс творчества так и выглядит. Но у обычных поэтов слова рождаются из подножного корма и заплечной ноши - мешка, меча, креста. Каждому свое. Творчество псковского поэта Геннадия Кононова - абсолютно не кабинетное и очень свое: своеобразное, своевольное, своевременное. О том, как эти стихи появлялись на свет и о том, как их сохранить сегодня, размышляли участники поэтического вечера, организованного друзьями поэта вчера в кафе «Фрегат».

***

А рождалась поэзия Кононова из массы неслучайных случайностей - из плотного материала жизни и литературы. И текст под стать - плотный, многоголосый, насыщенный ассоциациями. Ирония в нем идет в обнимку с высоким штилем, страдание и щемящая тоска - под руку с радостью жизни. Так простое бытовое наблюдение внезапно обнаруживает в себе искру высокого обобщения и становится афоризмом:

Стих ветер к полудню, и дремлют, раздетые,

дубы вековые, как древние идолы.

Ноябрьским ветром иллюзии выдуло,

и холоден свет без источника света.

Он родился в Пыталово, закончил пединститут, после - работал учителем русского языка и литературы в сельской школе и интернате для глухих детей. Писал стихи почти 20 лет и показывал их только в узком дружеском кругу - в общих тетрадях, написанные бисерным почерком. «Всю свою кухню поэтическую Гена тщательно скрывал, - рассказывает его литературный референт, жена и друг Людмила. - Все отлеживалось, сохранялась скрытая глубинная тайна внутренней работы. Почему держал в тайне? Когда я спрашивала у него, он говорил, что это никому не нужно, а кому нужно - тот придет и спросит. По рукописям видно, как он оттачивал строки: вычеркивал, менял, искал нужное слово. Каждая строка - выбрана, выстрадана».

Это была некая игра, в которой воображение всегда срывало банк. Достаточно было Вадиму Андрееву, ныне преподавателю ПсковГУ и автору многочисленных песен на стихи Геннадия Кононова, подать своему другу идею - «А давай придумаем рок-оперу?» - и рождался текст. Пара домашних коллажей, слепленных его женой Людмилой «из того, что было», - и цикл «Сонеты для тебя» готов.

Если вам вдруг на минутку показалось, что игра эта была приятнейшая и забавнейшая, то в заблуждение вас ввела исключительно легкость журналистского изложения необыкновенная. Как говорил сам Кононов, «всё написанное — в известном смысле вой. Творческий акт служит анестезией и освобождает душу для следующего страдания» (ARS POETICA). «Гена выжимал в поэзии все соки из себя, - так, перефразируя слова Михаила Бахтина, начал поэтический вечер Вадим Андреев. - Он был мудрым, очень начитанным человеком. Его поэзия находится на другом уровне качества литературного воплощения, неслучайно его стихи сложно воспринимать на слух».

***

Тем не менее - стихи воспринимались: многие отмечали удивительную атмосферу вечера - по-домашнему уютную, открытую, умную, душевную (зал был заполнен так, что опоздавшим пришлось искать дополнительные стулья в подсобке).

Прозвучала лишь малая толика поэтического наследия Геннадия Кононова. Студенты филологического факультета и факультета начальных классов ПсковГУ читали стихи, исполнили отрывок из рок-оперы «Легенда о Тиле» - той самой, которую так и не закончили два друга в далеких 80-х.

Участники псковской рок-группы «Отцы и дети» познакомили гостей «Фрегата» с песнями на стихи Геннадия Кононова. Приятным сюрпризом для слушателей стало выступление Нины Витковской - оказывается, монополии Вадима Андреева на право песенного осмысления творчества Кононова не существует. А Ольга Пятковская открыла гостям остроумного и добродушного поэта, сочиняющего на закорках вирши от имени собаки.     

Стихи собрата по перу читал и известный псковский поэт Артем Тасалов. Он также представил присутствующим первый номер «Всероссийского литературного журнала», в котором в числе авторов из 40 регионов нашлось место и для наших поэтов. В подборку включены стихи Евгения Шешолина, Владимира Клевцова, Алексея Маслова, Ильи Семина, Артема Верле, Геннадия Кононова и других. Рассказывая о журнале, Артем Тасалов поднял очень важную проблему - публикации произведений псковских авторов. Об этом же говорили и друзья Геннадия Кононова: стихи по-настоящему одаренных поэтов по-прежнему ждут своего издателя.

Географию поздравлений и воспоминаний расширил певец и композитор, заслуженный артист России Ян Осин, по совместительству - уроженец Пскова и друг Геннадия Кононова. В этом году Ян не смог приехать на вечер памяти: он сейчас находится чуть ли не на Северном полюсе, своим творчеством помогая скрасить трудовые будни морякам-полярникам. Но он прислал запись песни, слова к которой принадлежат Кононову.

Философски-светло промелькнул в канве поэтического вечера рассказ Вячеслава Козмина - еще одного однокашника Геннадия Кононова, ныне хранителя музея «Мельница в деревне Бугрово». «Как Гена стал архитектором» - это рассказ-воспоминание о том, как искусство победило быт. В поисках художественной правды друзья прорубили проем в стене: оттуда должен был выходить один из персонажей инсценировки - подарка на годовщину свадьбы Вадима Андреева. Сложно представить Геннадия Кононова плотником, разнорабочим, строителем - но чего не сделаешь ради искусства? И за топор взяться можно! В хорошем рабочем смысле, конечно же.

***

Пока в теплом «Фрегате» продолжался вечер, на холодной улице воеводы Шуйского уже вовсю барабанил дождь. Столпившись под узким козырьком ресторана, публика, забывшая зонты, решала, как добираться до дома. Отвергнув версию «вплавь», мы вышли под дождь. Что интересно: стоит отпустить страх, расправить плечи (это обязательно!) - и дождь превращается из наказания в игру, приключение, если хотите - блуждание по темным кругам... провинциальных улиц.

«Тем не менее, я счастливый человек. Слишком многие рождаются, обучаются, размножаются, воют и до смерти не имеют понятия, что такое творчество и для чего оно» (Геннадий Кононов).

ПС: Почитать стихи Геннадия Кононова можно ЗДЕСЬ.



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают










0.61340284347534