Реклама на ЦДИ
 20.04.2024

Анонсы  | весь раздел

Театр именно Пушкина

23.09.2016 16:27 ЦДИ, Псков

10 дней, 10 спектаклей, 12 представлений, порядка 3000 зрителей, постоянные аншлаги и неподдельная любовь самой строгой публики, съезжающейся из разных уголков Псковской области, - все это гастроли театра «Пушкинская школа» (художественный руководитель - н.а. России Владимир Рецептер), которые проходят сейчас в Пушкинских Горах.

Казалось бы, что может заинтересовать современного зрителя в полузабытых сюжетах и смутно вспоминаемых мотивах, вытащить с насиженных диванов, более того - оторвать от намоленных телевизоров? Может, тоска по красоте. Может, жажда правды. А может, желание увидеть и понять самого себя в живом русском слове, полузабытом, но смутнопамятном...

***

Нынешние гастроли «Пушкинской школы» проходят, по уже сложившейся традиции, в рамках выполнения поручения президента РФ Владимира Путина по созданию в музее-заповеднике «Михайловское» постоянно действующего театрального проекта.

Как и в прошлые годы, все показы осуществляются в рамках программы «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности министерства культуры РФ. По информации заместителя директора Центра Константина Ненилина, в этом году в «Большие гастроли» вовлечены 25 гастролирующих театров Санкт-Петербурга, Москвы, других городов России и ближнего зарубежья. Основная цель проекта - показать ведущие спектакли наибольшему числу зрителей. По предварительным итогам, за 2016 год «Большие гастроли» посетили 48 регионов - это порядка 145000 россиян.

По словам директора Государственного историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» Георгия Василевича, Пушкинские Горы «стали одними из счастливых обладателей мандата на проведение театральной деятельности». Его мысль развил в разговоре с журналистами художественный руководитель Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге - театра «Пушкинская школа» Владимир Рецептер: «Я вижу большую удачу в том, что поручения президента выполняются и министерством культуры, и Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности, и нами. Для нас приезжать сюда - праздник и своего рода отчет: нас знают здесь со второго курса».

***

В гастрольной афише этого года - спектакли по произведениям А.С.Пушкина, по пьесам, стихам и прозе Д.Фонвизина, А.В.Сухово-Кобылина, О.Э.Мандельштама, А.Д.Синявского. Их посетили или планируют посетить в ближайшие дни жители Пскова, Великих Лук, Псковского, Бежаницкого, Новоржевского, Новосокольнического, Пыталовского, Опочецкого, Дновского, Себежского, Пушкиногорского, Дедовичского районов, значительная часть из них - учащиеся средних школ, для которых музей-заповедник в день посещения спектакля предлагает бесплатную экскурсию по одному из музеев-усадеб или Святогорскому монастырю на выбор. Кстати, ребята из пушкиногорских школ могут посещать спектакли совершенно свободно.

Георгий Василевич рад растущей популярности проекта: «Третий год проходят гастроли, людей становится все больше. Удаленность от больших городов предполагает, что зрителям надо привыкнуть к тому, что что-то повторяется. В НКЦ приходят как взрослые, так и дети - гастроли идут с успехом, что видно по отзывам. Мы делаем большое важное дело. Хочется сказать большое спасибо Владимиру Рецептеру, актерам, нашим музейным коллегам и, конечно же, министерству культуры: своих средств на ежегодные гастроли нам не хватило бы».

Рассказывая о реакции зала на спектакли, актер Григорий Печкысев отмечает: «Школьники  подготовлены к тому, что смотрят. Десять лет назад было сложнее: они не понимали увиденное, вели себя неадекватно. Сейчас то ли школьники начали меняться, то ли в нас что-то изменилось. Вчера мы давали «Недоросля», и судя по реакции, в зале сидели образованные воспитанные ребята». Его коллега Денис Волков дополняет: «В этом и заключается наша задача: чем менее подготовлен зритель, тем более ясно надо ему донести то, о чем мы говорим. От этого зависит уже и качество спектакля, и трудозатраты».

Есть в интересе публики, конечно же, и доля заслуги самого исходного материала. Пушкин сегодня - не позапрошлый век, а очень даже современная литература, по крайней мере, в содержательном смысле. «Пушкин сумел создать свой театр, и актеры пушкинской школы, которые действуют с Пушкиным заодно уже 10 лет, доказывают, что такой театр есть, что публика жаждет вернуться в объятия к Пушкину. И это не шутка», - подчеркивает Георгий Василевич.

***

В стремлении вернуть русскому театру пропущенное, по его убеждению, звено - пушкинскую драматургию, режиссер Владимир Рецептер и его актеры-единомышленники ищут верные интонации и способы сценического воплощения, внимательнейшим образом следуя первоисточнику. И только ему - никаких вам пиров во время выборной чумы или Бориса Годунова в тренировочных штанах. Маэстро осмысливает проблему пушкинского театра не только практически, в спектаклях, но и теоретически - создавая филологический дискурс. Например, сейчас пишет учебник «Другое я», посвященный  теории пушкинского театра.

«Не потерять многовековую культуру человечества, сохранить, передать ее - вот задача, - уверен он. - Мы продолжаем учиться у Пушкина и набирать опыта в том, как показать истину страстей и правдоподобие чувствований. Это не театр имени Пушкина, а театр ИМЕННО Пушкина - в этом главный акцент».

Размышляя о специфике этого совершенно особенного театра, живущего по своим законам, директор музея-заповедника «Михайловское» говорит: «С Пушкиным очень тяжело: он не всегда понимаем нами, и каждое поколение будет открывать его заново. Совмещение двух поисков - Пушкина в себе и себя в Пушкине - такова цель Пушкинской школы. Семен Степанович Гейченко и Дмитрий Сергеевич Лихачев 25 лет тому назад сказали свое слово в пользу создания этого театра, напечатав тексты об этом театре».

Тем, кто все еще скептически относится к тому, чем актеры театра «Пушкинская занимаются на протяжении многих лет («Не скучно играть только одного автора?», «Пушкина уже ставили тысячу раз, зачем плодить одно и тоже?»), возразит Григорий Печкысев: «Пушкин набил бы оскомину, если бы в нем не было тайны. От него невозможно устать, он неисчерпаемый источник. От него как от камня, брошенного в воду - расходятся круги: Шекспир, Мольер. Нашей жизни не хватит, чтобы все охватить!»

***

Пушкинская школа драматургии, таким образом, - это не только и не столько то, что видят в ней академики, это нечто живое, развивающееся. Как говорит Георгий Василевич, «попытка понять, кто таков Пушкин и кто таков я сегодня, - таковы две составляющие театра Пушкина, в которых соединяется культура того времени и нынешнего. Поэтому играют все - начиная газетными статьями  заканчивая программными спектаклями, которые сейчас ставят все реже, так как боятся, что ничего не получится. «Борисов Годуновых» было много, но попаданий было всего несколько».

Вот и среди премьер этого сезона - спектакль по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» о трагедии человека, «одержимого страстью к игре и вынужденного постепенно отказываться от моральных и жизненных принципов», и пушкинская поэма «Анджело», которая очень редко ставится и на российской, и на зарубежной сцене. Самый писк этого спектакля  в том, что это пародия в средневековом смысле на шекспировскую «Мера за меру», говорит пресс-атташе музея-заповедника «Михайловское» Лидия Токарева. Постановка режиссёра Владимира Рецептера, помимо сцен из комедии Шекспира на английском языке, включает в себя и фрагменты впервые переведённого на русский язык сочинения Сенеки «О милосердии».

Ярким примером драматической поэтики театра ИМЕННО Пушкина стал спектакль «Странный монарх», который вчера был представлен на сцене Научно-культурного центра. Точкой отсчета для спектакля стали материалы, отобранные Пушкиным для своего грандиозного труда «История Петра». Сцены в стихах Владимира Рецептера входят в общий замысел и придают спектаклю трагическую завершённость.

Cюжетные точки спектакля – возвращение князя Толстого с бежавшим за границу царевичем Алексеем, суд над царевичем, дело Евдокии – первой жены Петра I, сосланной в монастырь, открытие Невского проспекта, спуск на воду нового корабля... Реальные исторические события тяжелого и решающего для России момента, когда устанавливалась государственность, когда Петр I – само противоречие и величие в одном лице – разрывался между «человеческим и божественным».

На сцене - только трон, расположенный в центре, и живые фигуры, постоянно меняющие свой круг. Появляется то Меньшиков, то Екатерина, то Алексей...

Основной конфликт, движущий пьесу (человек - государь, личность - эпоха), сценически выражен чрезвычайно ярко: зритель видит на сцене одновременно двух Петров, две его ипостаси - государственную и частную, тень и воплощение. В разных ситуациях действует то один, то другой, сливаясь в финале воедино: непонятый никем император с непонятым «черным человеком». Заканчивается все камнем (Петр  в переводе с древнегреческого это и есть «скала, камень»). Петр государственный (Павел Хазов) застывает, строго и уверенно взирая в прекрасное далеко.

***

Что же ждет в этом прекрасном далеко проект «Большие гастроли» и «Пушкинский театр»? Хочется верить, что он продолжит свою плодотворную работу. Для этого есть все основания. Заместитель директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Константин Ненилин заверил актеров и зрителей в том, что уже сейчас идет обсуждение «Больших гастролей» сезона 2017 года. У Владимира Рецептера - тоже планы: он будет ставить «Вальс имени Гоголя» (по линии «Записок Сумасшедшего» Гоголя) и пушкинскую «Полтаву». Причем останавливаться на этом не собирается: «Когда поставим все, что отнесено Пушкиным к сцене, мы будем считать, что выполнили свою задачу», - говорит он.

Ну а Георгий Василевич шутит: «Мы в чем-то эгоисты. Было 20 лет, когда не уговорить было театры приехать к нам. Так что, конечно, мы сделаем все, чтобы «Пушкинская школа» и «Большие гастроли» и впредь работали только у нас и никогда не переехали в Псков».

Елена Южакова



Распечатать:     Комментарии: 0

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.048282861709595