Реклама на ЦДИ
 23.04.2024

Бизнес / Банки  | весь раздел

«Псковичи берут кредит, не совсем понимая, на что они подписываются!»

27.02.2012 16:45 ЦДИ, Псков

фото kreditfond.com

Подводные камни кредитных договоров корреспондент ЦДИ изучал вместе со специалистом.

«Взяла кредит под 12%, так рада была, даже отметили дома с мужем. А пришло время платить, оказалось, что все 23%! И на три года! Тут уж если выпить, то только с горя», - жалуется псковичка Анна Михайловна. Что посоветовать? В следующий раз внимательно читать все бумаги! Наш эксперт – Лариса Пышьева, заместитель начальника отдела по защите прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора. Узнаем о самых частых нарушениях по итогам проверок Роспотребнадзора и о самой распространенной потребительской ошибке.

Нарушение №1: условие в договоре – в суд на банк потребитель может подать только по месту территориального нахождения банка или его филиала.

На самом деле: потребитель имеет право выбора места подачи заявления в суд. И если филиал – в Пскове, а человек живет в Новосокольниках, то и подавать в суд он может по Закону «О защите прав потребителей» у себя дома. Но если ему удобнее ездить в Псков – пожалуйста.

Нарушение №2: условие в договоре - банк имеет право менять процентную ставку в одностороннем порядке. Иногда в договоре есть пометка – «с уведомлением потребителя».

На самом деле: никакого одностороннего изменения ставок не может быть. И уведомления в одностороннем порядке тоже недостаточно. Гражданский кодекс говорит о том, что все изменения вносятся в письменной форме по согласованию сторон. Банк написал потребителю, тот согласился – также в письменной форме - или нет. Если нет – банк решает вопрос через суд, и только так.

Нарушение №3: условие в договоре о том, что банк имеет право предоставлять персональные данные заемщика некредитным организациям. Под персональными данными подразумеваются ФИО, адрес, паспортные данные, номер счета и суммы на счете.

На самом деле: это строчка, требующая оспаривания. В Гражданском кодексе предполагается возможность уступки права требования, но есть закон «О банках» с определением банковской тайны и закон «О персональных данных» с перечнем организаций, которым разрешается предоставлять персональные данные. Это правоохранительные органы, суды, а вот о некредитных организациях, в частности, коллекторах, которые выбивают долги, там ничего не сказано. Требования банк может уступить, а передавать персональные данные – нет. В любом случае, банк должен поставить заемщика в известность о том, кому он уступил право требования по конкретному человеку. У нас же звонят должнику 5-6 коллекторных агентств, и человек не в курсе, с кем работает банк, кому он передал данные.

Нарушение №4: комиссии за открытие и ведение ссудного счета. Один банк в Пскове взял даже комиссию за то, что человек оплатил кредит наличными, а не безналом.

На самом деле: такие расчеты не должны облагаться комиссиями.

Главная ошибка потребителей: люди не понимают разницу между процентными ставками и эффективными. Жалуются в Роспотребнадзор и к своим заявлениям прикладывают всю информацию от банка, со сведениями и о процентной, и об эффективной ставках. Получается, банки доводят полную информацию, а потребители ее не читают.

«Самое больное место – люди берут кредит, не совсем понимая, на что они подписываются, - говорит Лариса Пышьева. - Читайте все бумаги, которые подписываете, внимательно! Да, возможно, сразу непонятно. Придите несколько раз, поговорите с теми, кто уже брал кредиты. Это же ваши кровные деньги! Обязательно читайте информацию, а потом уже задавайте вопросы банковским специалистам. Иначе можете не спросить о том, что потом для вас окажется самым важным. Раньше вообще были банки, в которых полная сумма по кредиту доходила до 90%. Сейчас такого нет, но проблемы остаются».

ВАЖНО

Роспотребнадзор принимает жалобы по договорам, которые заключены не позже чем год назад. По договорам, заключенным ранее, все вопросы решает суд. Роспотребнадзор может наложить штраф на банк, выйти с внеплановой проверкой. По инициативе суда или истца суд может привлечь Роспотребнадзор к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей – причем вне зависимости от срока заключения договора.

 Истец в судебном порядке имеет право потребовать пени, перерасчет, возмещение судебных издержек, моральную компенсацию, плюс в случае выигранного истцом дела банк заплатит 50% от стоимости иска в пользу бюджета. «По банкам таких ситуаций не было, а вот по товарам были, - комментирует Лариса Пышьева. - Условно – товар стоит 80 рублей, а магазин по решению суда вынужден заплатить полторы тысячи!»

ВНИМАНИЕ

15 марта, в День защиты прав потребителей, в Роспотребнадзоре пройдет «горячая линия» именно по финансовым услугам. Следите за информацией на ЦДИ, ближе к «горячей линии» опубликуем телефон.

 

 

 



Распечатать:     Комментарии: 1

На чём вы экономите?








смотреть результаты




Искать:
Где искать: Сортировать:






 

Читают




Обсуждают







0.038755893707275